Практическое занятие
«Сопротивление групповому давлению»
Занятие для подростков 12-16 лет
Цели занятия:
1. Познакомить подростков с понятием группового давления.
2. Рассказать о видах группового давления, помочь в приобретении навыков замечать групповое давление.
3. Дать подросткам навык сопротивления обстоятельствам, ограничивающим выбор.
4.Обучить приемам отказа.
5.Закрепить навыки отказа путем моделирования реальных ситуаций.
План занятия:
1. Упражнение -разминка «Ужасно-прекрасный рисунок»
2. Упражнение «Разожми кулак».
3. Упражнение «Ловушка»
4. Упражнение «Ситуации»
5. Обсуждение увиденных в игре способов оказания давления.
6. Рассказ ведущего о видах группового давления.
7. Отработка навыков распознавания способов группового давления, осознание личностных качеств, помогающих противостоянию групповому давлению»
Материалы для занятия:
1. Доска и фломастеры (доска и мелки)
2. Плакаты с видами группового давления, чувствами (подготовлены заранее)
Ход занятия
Упражнение- разминка 1
«Ужасно-прекрасный рисунок»
Группа делится на две подгруппы, каждой группе дается по листу бумаги и фломастеру. Предлагается нарисовать «прекрасный рисунок» После этого рисунок передается соседу справа и тот в течении 30 секунд делает «ужасный рисунок» и передает следующему. Так проходит весь круг. Обсуждение. Упражнение активизирует, создает положительное эмоциональное настроение, снимает напряжение особенно в малознакомой группе.
Упражнение 2
«Разожми кулак»
Упражнение проводится в парах. Один сжимает руку в кулак, другой старается разжать его. Задание: любыми способами, но без применения физической силы заставить разжать кулак (вариант: уговорить пересесть на другой стул, поменяться местами). Обсуждение: к каким способам прибегали те, кто пытался заставить разжать кулак.
|
Ребята по кругу называют способы, а ведущий записывает их на доске или ватмане.
Ведущий дает пояснение: Попытки заставить другого человека что-либо сделать без объяснения истинных причин, а лишь путем обвинений, лести, ссылок на других людей и т.п. называются давлением. Особенно трудно сопротивляться давлению со стороны группы людей, т.е. групповому давлению, так как человек обычно стремится быть членом какой-то группы, соответствовать нормам и ценностям этой группы. Испытывали ли вы когда-нибудь подобные состояния? Попробуйте вспомнить, когда и со стороны кого вы испытывали давление. Кто готов рассказать нам про такие случаи своей жизни?
Следует внимательно выслушать всех желающих поделиться подобным опытом. Постройте разговор так, чтобы в рассказе ребят нашли отражение следующие моменты:
1. кто оказывал на вас давление;
2. при каких обстоятельствах это было;
3. как вы поняли, что на вас оказывается давление;
4. какие чувства вы при этом испытывали;
5. как вы вышли из данной ситуации.
Участникам группы для облегчения выражения своих чувств, испытываемых в тот момент, можно предложить воспользоваться плакатом. Демонстрируется следующий плакат, где представлены те способы оказания давления, которые наиболее часто используются в компании сверстников.
Содержание плаката: лесть, шантаж, уговоры, угрозы, запугивание, насмешки, похвала, подкуп, подчеркнутое внимание, призыв «делай как мы», обман
|
Проводится обсуждение этих видов группового давления.
При рассмотрении основных видах давления, подросткам дается понятие о явлении конформизма. Дается информация о подражание окружающим, психическом заражении («стадное чувство»). Необходимо рассказать о том, что толпе человек может делать то, что никогда не стал бы делать в одиночку. Человек при этом как бы «заражается» эмоциями толпы (например, ситуация паники). Для человека очень важно уметь распознать ситуацию, когда на тебя пытаются воздействовать разными способами группового давления.
Упражнение 3 «Ловушка»
Участники становятся в круг и берутся за руки. Этот круг – «ловушка», «сети»
Желающий встанет внутрь круга. Его задача – выбраться из ловушки. Он может использовать любые приемы (убеждение, хитрость, физическая сила). Но нельзя причинять физический вред, наносить оскорбления игрокам в круге. Когда «беглец» вырывается на свободу, он сам встает в круг, а на его место внутри круга выбирается новый.
Вопросы для обсуждения: Какие приемы вам удалось придумать для преодоления преграды, созданной группой. Какие способы оказались наиболее действенными?
Упражнение 4 «Ситуации»
Подросткам предлагается разделится на подгруппы 3-4 человека и разыграть предложенные ситуации. Один подросток сопротивляется и находит аргументы для отказа, другие уговаривают.
Предлагаются несколько ситуаций, в том числе предполагающие употребление ПАВ, например:
1. вынести из магазина неоплаченный товар;
2. попытки уговорить прогулять урок;
|
3. принять приглашение собраться на квартире у друга, с целью распития алкоголя;
4. принять предложение попробовать сигарету с неизвестной растительной смесью;
5. покататься прицепившись сзади к трамваю;
6. взять из гаража машину родителей и др.
7. одноклассник просит спрятать дома сумку с неизвестной растительной смесью;
8. знакомые просят приготовить наркотик у него дома.
Вопросы для обсуждения: Определить какие виды группового давления использовались и какие способы отказа можно в этих ситуациях применить? Какие способы сказать «нет» были использованы? Какие из них оказались наиболее эффективными в данном случае и почему? А как вы думаете, какие качества человека могут помочь сопротивляться групповому давлению?
В конце занятия ведущему необходимо подвести к следующим выводам: навыки отказа могут помочь сопротивляться групповому давлению; уверенный в себе человек способен не бездумно подчиняться групповому давлению, а сопоставлять его со своими желаниями и мнениями и поступать в соответствии с ними.
В конце занятия рекомендуется участникам раздать памятки «Как использовать приемы сопротивления»
1. Выбрать союзника: поискать, нет ли в компании человека, который согласен с вами, - это помогает получить поддержку и сократить число сторонников употребления.
2. «Перевести стрелки»: сказать, что вы не принуждаете никого из них что-либо делать, так почему же они так назойливы?
3. Сменить тему: придумать что-нибудь, что тоже интересно и не связано с приемом наркотиков (пойти в спортзал, в зал игровых автоматов, на танцы или еще что-нибудь придумать).
4. «Продинамить»: сказать, что как-нибудь в другой раз...
5. «Задавить интеллектом»; если они убеждают, что это безвредно, указать на то, где они врут или просто не знают последствий (для этого нужно знать, чем вредны табак, алкоголь, наркотики).
6. Упереться: отвечать «нет», несмотря ни на что. Отстаивать свое право иметь собственное мнение. Это, кстати, будет свидетельствовать о твердом характере.
7. Испугать их: описать какие-нибудь страшные последствия, если они будут употреблять (например, «поймают», «случится белая горячка», «заболеем гепатитом» и т.д.). Можно даже выдумать какие-нибудь «страшные последствия» самому (например, «зубы посинеют», «оглохнем» и т.д.).
8. Обходить стороной: если есть подозрение, что в какой-то компании в определенное время могут предложить наркотики, просто обходить ее стороной.
Литература
- Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании: Наглядно-методическое пособие/ С.Б. Белогуров, В.Ю. Климович – М.: Центр «Планетариум», 2002. – 96 с.
- Колесов Д.В. Антинаркотическое воспитание: Учеб. пособие. – 4-е изд., испр./ Д.В. Колесов – М.: Издательства Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 224 с. (Серия «Библиотека педагога – практика»)
- https://www.krugosvet.ru/enc/medicina/NARKOMANIYA.html