Шаманские понятия: отметки на картах других миров




Бездуховность — состояние, присущее многим людям в обычной жизни и выражающееся в оторван­ности от Верхнего и Нижнего миров (застревании в Среднем мире). Бездуховность ведет к чувству бес­цельности собственного существования и отсутствия смысла жизни. Если это состояние продолжается, оно может представлять даже угрозу для жизни. Для лечения необходимо совершить шаманское путеше­ствие.

Благополучие — состояние, при котором человек обладает достаточной энергией и силой фокусировки намерения, чтобы успешно выполнять повседневные задачи и иметь уверенность в позитивном характере результатов своих действий в будущем для себя и других.

Бубен (барабан) — музыкальный инструмент, сде­ланный из натянутой на круглую рамку кожи. Буб­ны, используемые во время шаманских путешествий, имеют в качестве рамки круглый обруч диаметром 35 — 50 см и шириной около 10 см. В бубен бьют ко­роткой палочкой, один конец которой обмотан ватой и обит кожей.

Верхний мир — царство учителей и проводников, неземных пейзажей, света и трансцендентных, обога­щающих душу прозрений.

Вихрь или столб дыма — наиболее часто встреча­ющиеся виды прохода в Верхний мир.

Ворожба, предсказание будущего — способность читать тени, отбрасываемые на прошлое событиями,


которые могут произойти в будущем, и способность давать на основе этого знания советы, которые позво­ляют предотвратить или скорректировать будущее в нужную сторону.

Восстановление соединений — возобновление есте­ственных связей с животными силы, проводниками, учи­телями и советчиками из других миров, благодаря кото­рому человек получает возможность жить более свободно, приятно и эффективно в Среднем (реальном) мире.

Восточное направление — направление, где нахо­дятся духи возрождения и храбрости; дом храните­лей глубокого знания, символами которого являются приход нового дня и орлиный полет. Обращение ли­цом к востоку способствует умению жить спонтанно, принимать других людей, не критикуя, верить в неви­димое и испытывать обновление. В своей жизни че­ловек должен обращаться к востоку многократно, каж­дый раз получая новые знания.

— Цвет — кроваво-красный.

— Элемент — огонь.

— Царство — мужество и отвага.

С востоком связан образ кроваво-красного огнен­ного духа воина.

Восход луны — период, когда между Средним миром и Верхним и Нижним мирами открываются проходы; время, идеальное для проведения обрядов инициации.

Время сновидения (вне-времени) — другой термин, обозначающий шаманское состояние восприятия ре­альности. Существует параллельно времени обычнб-го мира.

Второе внимание — внимание, используемое для восприятия других миров.

Входы — разнообразные методы проникновения в иные измерения, которые были изобретены народами и отдельными людьми в разных уголках Земли, ис­кавшими духовного руководства или просто экспе­риментировавшими:


наркотики;

— пост (голодание);

— самоистязание;

— выключение органов чувств, сенсорная депри­вация;

— опыт общения со смертью;

— медитация;

— молитва;

— пение;

— танец;

— барабанный бой.

Глубокое знание — внутренний смысл людей, встреч и событий, который можно уловить, долгое время живя со сфокусированным намерением и без сожалений.

Деревья — наиболее развитая форма существова­ния растений. Деревья способны с течением времени формировать пейзаж и водные потоки, а также окру­жать человеческие поселения и отдельных людей за­щищающими сетями энергии. Во многих культурах идеал шаманского обучения заключается в том, чтобы получить знания и посвящение в шаманы непосред­ственно от дерева.

Духи — энергии, или силы, находящиеся повсю­ду во Вселенной, которые можно собрать и напра­вить на достижение позитивных целей, таких, как рост и увеличение энергии конкретного человека или це­лой группы.

Духи направлений — влияния, приходящие с че­тырех главных направлений (севера, юга, востока и запада) в Среднем мире.

Дух-хранитель — существо, обитающее в необыч­ной реальности и предоставляющее человеку, с кото­рым оно связано, свою силу, а шаману во время путе­шествия — также советы и услуги проводника. Часто дух-хранитель и животное силы — это одно и то же, но иногда он может и не иметь облика животного, а выглядеть, например, как человек.


Животное силы — это образ, который в Нижнем мире принимают добрые и всегда доступные силы, дающие человеку энергию и помогающие ему прони­кать в суть вещей и путешествовать в поисках зна­ния. При первой встрече с шаманом животное силы показывает себя четыре раза, после чего оно соглаша­ется (а часто само страстно этого желает) проследо­вать за ним в Средний мир и далее, в повседневную жизнь (в качестве силы). Когда шаман отправляется в путешествие, животное силы повсюду его сопровож­дает и дает необходимые советы.

Закат — время для знания, открывающегося на исходе старого дня. Заходящее солнце охраняется черным медведем ночи и заставляет человека открыть­ся и принять скрытое в себе. Заход солнца — это понятие, на котором фокусируются церемонии смер­ти и умирания.

Западное направление — направление, где живут духи прихода ночи, такой, как потеря близкого или смерть, духи грома и молнии, глубоких и иногда вне­запных изменений. Это дом хранителей знаний, свя­занных с выживанием, символом которых является великий медведь и черепаха. Обращение лицом к западу способствует развитию способности прони­кать внутрь себя, сновидеть, медитировать и молить­ся. Это место, где проверяются границы вашей воли, а душа испытывает призыв к бесконечному расши­рению.

— Цвет — черный.

— Элемент — вода, огромное ночное озеро.

— Царство — физическое тело.

С западом связан образ черных вод внутри чело­века, которые одновременно поддерживают его физи­ческое тело, когда оно плывет в прошлое; огромное озеро ночи.

Защитники — вселенские духи большой силы, ко­торые дружелюбно настроены по отношению к шама­ну и на всю жизнь, становятся его советчиками. Часто


формой, в которой пребывает защитник, является боль­шой зверь, змей, старое дерево, река, расселина или вершина горы.

Здоровье — умение действовать с четким намере­нием, энергией и изяществом.

Инициация — акт осознания связей между лич­ной реальностью и остальным мирозданием и созда­ния пути, по которому шаман в дальнейшем путеше­ствует между разными реальностями.

Интуиция — глубокое знание, интегрирующее наши восприятия трех миров — Верхнего, Среднего и Ниж­него.

Исследователь — человек, связанный в какой-то степени с техниками осуществления шаманского пу­тешествия и обладающий с их помощью способнос­тью проникать в Нижний или Верхний мир для ис­следования, получения нового опыта, возвращения потерянной информации или энергии, восстановления отношений и проникновения в природу вещей. Ре­зультатом этих исследований является повышение чувствительности и практической эффективности в Среднем мире.

Клиент — любой человек, который ищет помощи шамана. Обычно клиент приходит, чтобы получить здоровье, силу или совет, касающийся своей жизни или предполагаемых в будущем действий.

Космогония шамана — множество лежащих как бы один на другом миров, объединяемых часто в три царства: Нижний мир, Средний мир (включающий в себя наш научно воспринимаемый мир и его необыч­ные аспекты) и Верхний мир.

Личные эксперименты — любые усилия и опыты, с помощью которых человек пытается воспринять реальность в менее ограниченных формах и масшта­бах, например, преодолевая временные или простран­ственные ограничения. Во время таких эксперимен­тов часто используются имеющиеся техники входа в иные измерения или даже изобретаются новые.


Минералы — древний вид разумных живых су­ществ (отличающийся от растений и животных), с которыми шаман может вступить в прямой контакт и получать от них полезные знания.

Миры — слои или группы слоев Вселенной, лежа­щие друг на друге. Обычно различают Верхний, Сред­ний и Нижний мир.

Намерение (цель, миссия) — направленное на вне­шние объекты действие, совершаемое в Среднем мире и направляемое духами, проводниками или учителя­ми из Нижнего или Верхнего мира.

Необычная реальность — скрытые измерения, вос­принимаемые находящимся в трансе шаманом, где время и пространство не являются строгими рамками, а совпадения и парадоксы — частое и нормальное явление. Практикуясь, шаман может научиться пере­мещаться между обычной и необычной реальностью для достижения своих целей.

Нижний мир — царство животных силы, удален­ных ландшафтов, темноты, предметов силы и цели­тельных энергий. Это царство хорошо изучено ша­манами многих народов, которые искали совет и здоровье для себя и других людей.

Отверстие в земле — пещера, трещина или вход внутрь естественного образования, такой, как грот, желоб или гора, в которой шаман видит проход, отку­да начинается его путешествие в глубь земли. Часто в качестве входа могут использоваться дупло или отверстие между корнями дерева, естественный источ­ник или яма в жилище.

Перепросмотр — техника, позволяющая освобождать привязанную ко внешнему миру энергию человека и выталкивать из себя энергию, принадлежащую другим. Выполняется путем визуализации имевших место в про­шлом событий, после чего с помощью дыхания человек забирает принадлежащую ему энергию и отдает чужую.

Первое внимание — внимание, которое использу­ется для восприятия обычного (Среднего) мира.


Песни силы — выражение опыта, полученного в состоянии экстаза, при общении с Природой, в шаманских путешествиях, а также жизненного опы­та. Песни силы используются для пробуждения духов, концентрации, восстановления сил. Часто их зашифровывают в детских сказках для сохране­ния и защиты от анализа и научного скептицизма взрослых.

Песня — последовательность звуков и слов (и, воз­можно, жестов), которая передает слушателю глубо­кие понятия и чувства в легко запоминаемой и до­пускающей многократное повторение форме.

Подавление — форма активного игнорирования или блокирования знания, когда ключевая инфор­мация скрыта или временно утеряна.

Подарки силы — ключевая концепция, действую­щая как в Нижнем, так и в Верхнем мире, согласно которой шаман может взять оттуда в Средний мир только тех существ или те объекты, которые полнос­тью соответствуют исходному намерению его путе­шествия.

Полет — один из обычных способов, которым ша­ман путешествует в Нижнем или Верхнем мире.

Помощники — духи, служащие шаману. Часто духом-помощником бывает сверхъестественная сущ­ность растения или предмета силы.

Помощь — большое разнообразие символов и пе­реживаний, созданных для того, чтобы открыть наше восприятие доступным ему энергиям и духовному руководству.

Предметы силы — физические объекты, которые можно собирать в Среднем мире и которые имеют столь сильную связь с Нижним или Верхним миром, что могут служить шаману как в качестве напомина­ния, так и в качестве активного помощника в обычной реальности.

Предрассудки — пренебрежительный ярлык, наве­шенный на многие шаманские практики, часто сфор-


мированный без серьезной проверки их предпосылок и результатов.

Проход — туннель, вихрь или столб дыма, через который шаман проникает в Нижний или Верхний миры соответственно и возвращается обратно.

Путешествие — процесс вхождения в состояние легкого шаманского транса, вызываемого быстрым барабанным боем, после чего шаман проникает в тун­нель или смерч и путешествует в другие миры, нахо­дящиеся ниже или выше Среднего мира.

Работа с душой — шаманские практики (особен­но путешествия в Верхний и Нижний миры), целью которых является исцеление и восстановление души пациента, а также возвращение ее утерянных фраг­ментов. У многих народов считается, что человек имеет несколько душ, и работа шамана здесь заключается также в возвращении одной из душ пациента, которая была потеряна или украдена. В результате этих дей­ствий шамана клиент восстанавливает здоровье, ощу­щение счастья и возможность эффективно действо­вать в Среднем мире.

Разговор с животными — обычный способ по­лучения шаманом в Нижнем мире совета и консуль­тации, относящихся к энергии и циклам. Животные ограничены временем и натуралистичны, но очень компетентны и могут дать хороший совет, обраща­ясь непосредственно к вашей животной природе и нуждам.

Разговор с растениями — обычный способ по­лучения шаманом советов, не зависящих от време­ни, так как класс растений не умирает и не испыты­вает опыта личной смерти, равно как и временных ограничений. Переход от цветка к семени и от се­мени к растению, который знают растения, напоми­нает циклы бодрствования и сна у животных, что абсолютно отличается от умирания и выглядит для них как бесконечный естественный процесс. См. также деревья.


Рассвет — время для знания, открывающегося с приходом нового дня. Восходящее солнце охраняет­ся золотым орлом и приносит ощущение новой жиз­ни. Восход солнца — это понятие, на котором фоку­сируются церемонии самообновления.

Растения — древний вид разумных живых существ (отличный от минералов и животных), с которыми шаман может вступить в прямой контакт и получать таким образом полезные знания.

Расчленение — насильственный и болезненный процесс, посредством которого тело шамана в его ви­дении собственной смерти разделяется на части духа­ми, а затем магическим образом собирается заново, и это новое тело наполняется новой жизнью и силой. См. также смерть и возрождение.

Ребусная форма — символическое изображение, хранящее в себе скрытый смысл, часто содержащее образы, обыгранные почти до неузнаваемости. Эти напоминающие галлюцинаторные образы символы открывают в себе глубокий смысл, если клиент про­являет достаточно терпения, чтобы спросить их пря­мо, что они значат, и осознает те ассоциации, которые они могут вызвать.

Северное направление — направление, где нахо­дятся духи зимы и белого снега; дом хранителей глу­бокого знания, символами которого являются вели­кая гора и зеркально гладкое озеро. Обращение лицом к северу способствует умению четко мыслить, пред­сказывать будущее, анализировать, организовывать, решать проблемы..

— Цвет — серебряно-голубой.

— Элемент — воздух и ветры.

— Царство — сознание.

С севером связан образ серебряно-голубых ветров сознания.

Сила — направленный поток вселенской энергии, который человек может использовать для решения собственных проблем в любое время и в любом месте.


Служение духам — поведение, имеющее целью исполнение пожеланий высших духов, которые в от­вет посылают служащему человеку и его окружению благополучие, удачу, силу и другие блага.

Смерть и возрождение — наиболее важное для шамана путешествие, по сравнению с которым все предыдущие путешествия оказываются не более чем подготовкой. Во многих традициях шаманы пережи­вали опыт собственной смерти и последующего воз­рождения, который коренным образом менял их взгляд на мир, давал дополнительную энергию и готовил к правильной жизни и последующей легкой и просвет­ленной смерти.

Сновидение — акт во сне, в котором шаман осоз­нает себя спящим и затем по собственной воле управ­ляет своим энергетическим телом, или телом снови­дения, чтобы изучать иные реальности и концентри­ровать намерение. Сновидение — это фиксирование точки сборки в том положение, куда она сместилась естественным образом во сне.

Сожаление — логическая противоположность на­мерению в Среднем мире, бесполезный взгляд назад, в прошлое, вместо того чтобы с помощью четкого наме­рения решать вопросы, принадлежащие будущему.

Сон — состояние сознания, наиболее частое у че­ловека после бодрствования. Сон важен как среда, в которой может быть вызвано сновидение, а также как состояние, способствующее восстановлению физичес­ких сил. Сон не имеет ничего общего с шаманским экстазом, в котором совершается путешествие, хотя в некоторых языках оба состояния обозначаются од­ним словом.

Сострадание — желание и способность поделить­ся глубокими эмоциональными состояниями с дру­гим человеком, чтобы усилить восприятие этим чело­веком высшей реальности.

Средний мир — место, где находится так называе­мая реальность; мир, карта восприятия которого была


составлена учеными и инженерами, признаваемый в настоящий момент большинством людей как един­ственно реальный.

Сталкинг — фиксирование точки сборки в каком-либо необычном положении для того, чтобы придать связность своим восприятиям. Практикуемый в обыч­ном мире, сталкинг выглядит как постоянное следо­вание какому-либо особому шаблону поведения по отношению к окружающим (актерская игра с опре­деленным намерением).

Сумерки — время, предназначенное для физичес­кого проявления активных форм и сил, с которыми имеет дело шаман, в Среднем мире. (См. также вос­ход луны.)

Танец — свободные телодвижения, генерирующие дополнительную энергию как для самого танцора, так и для наблюдателей. Танец — это акт полного лич­ного освобождения.

Танец длиной в жизнь — прагматический, искрен­ний, удобный и, чаще всего, самый приятный способ быть шаманом.

Темнота — одно из ключевых условий шаманской практики. Большая часть выполняемой шаманом ра­боты производится в темноте или с применением раз­личных средств уменьшения количества попадающе­го в глаза света, таких, как непрозрачная повязка.

Темп — частота ритмичного боя, при которой в сознании слушателя возникает специфический ответ в виде синкоп, или «эха» внешнего ритма. В резуль­тате этого развивается состояние легкого шаманского транса.

Техники выживания — мощные, проверенные вре­менем методы решения проблем реального (Средне­го) мира — не прикладывая больших усилий, эффек­тивно и изящно (или, в начале пути — решения проблем достаточно эффективным образом для того, чтобы иметь возможность в будущем отточить это мастерство).


Точка сборки — точка на светящемся коконе (энергетическом теле), где фокусируется восприя­тие, в результате чего энергетические волокна внут­ри кокона приводятся в соответствие с энергети­ческими волокнами внешнего мира и человек воспринимает мир тем или иным образом. В зави­симости от положения точки сборки выбираются различные волокна внутри кокона и, таким обра­зом, меняется восприятие человеком мира, иногда до неузнаваемости.

Транс — неглубокое, сопровождаемое закрытием глаз (или полузакрытием, в случае танца) и значи­тельной активизацией воображения изменение состо­яния сознания, во время которого шаман, физически оставаясь на том же месте, испытывает, часто всеми пятью чувствами, опыт путешествия на большое рас­стояние. Это состояние сопровождается обострени­ем эмоционального восприятия.

Трещотка — небольшой ручной музыкальный ин­струмент, на котором играют с помощью резкого рит­мичного встряхивания. Звук, который производят уда­ряющиеся о внутреннюю поверхность высушенной тыквы или затвердевшую кожу камешки и семена, пробуждает мощные силы, которые шаман может за­ставить служить себе. Трещотка используется как вспомогательное средство для входа в шаманский экстаз, а также является союзником любого предмета, летящего в воздухе.

Туннель — наиболее часто встречающийся вид прохода в Нижний мир.

Утерянные воспоминания — ключевая информа­ция и глубокое знание, недоступные в данный момент сознанию по причине подсознательного страха, суе­верности или активного подавления. К утерянным воспоминаниям можно получить доступ с помощью шаманского путешествия.

Целительство — удаление из физического тела вредных энергий и наполнение его силой.


Чтение скал — шаманская практика поиска ре-бусных форм в скальной поверхности и использо­вания их для интерпретации текущих тенденций в силовых потоках реального (Среднего) мира.

Шаман — человек, активно занятый поисками знания и способов его практического использова­ния, энергии, а также методов исцеления себя, дру­гих и Природы. Шаман путешествует, чтобы на­полнить своего клиента силой. В результате этого путешествия шаман и его клиент оказываются ма­гически связанными совместным опытом восприя­тия и образуют особого рода пару, которая больше не может быть разделена временем или простран­ством.

Экстаз — связь людей и событий, имеющих мес­то в Среднем мире, с причинами и энергиями из Верхнего или Нижнего миров в течение ограничен­ного периода времени шаманского путешествия (10 — 20 минут), внутри которого восприятие вре­мени отсутствует.

Этичное поведение. Шаман, имеющий постоян­ный доступ к значительным источникам энергии и силы, должен выбирать, как использовать эти до­полнительные и постоянно развивающиеся способ­ности. Использование сверхъестественных сил для удовлетворения собственного эго и достижения амо­ральных целей оказывается, попросту говоря, са­моубийственным для того, кто попытается это сде­лать.

Южное направление — направление, где находят­ся духи лета, цветущих растений и деревьев; дом хра­нителей животворящего знания, символами которого являются пантера и речная ива, из ветвей которой делаются флейты (эта ива растет в любом климате и в любых условиях поблизости от водного потока). Обращение лицом к югу способствует умению жить в полноте молодости, обладанию физической силой и энергией. Юг сделал людям такие подарки, как


музыка, любовь к искусству, сила концентрации зре­ния, слуха и вкуса.

— Цвет — золотой.

— Элемент — земля.

— Царство — удовольствие.

С югом связан образ удовольствия, которое ис­пытывает золотая земля на закате солнца.


Содержание

Предисловие................................................................................ 3

Часть I. Основы....................................................................... 5

Что такое шаманизм.......................................................... 5

Постшаманизм............................................................... 9

Обучение и посвящение шамана................................... 12

Шаманский зов............................................................. 16

Инициация. Смерть и возрождение........................ 19

Шаманское путешествие и его отличие

от других форм экстаза................................................. 24

Шаман как ясновидящий................................................. 33

Другие паранормальные способности.................. 35

Шаманское целительство................................................ 38

Потеря души................................................................ 40

Шаманизм и экология....................................................... 43

Часть II. Шаманские традиции
у разных народов
............................................................. 45

Шаманизм в Сибири......................................................... 47

Традиционная монгольская космология............... 49

Обычный мир................................................................ 59

Мир духов...................................................................... 74

Шаман............................................................................. 81

Болезни и их причины............................................... 89

Шаманизм у арабских кочевников.............................. 92

Техники вхождения в экстаз.................................... 93

Мир, сотканный из слов............................................ 95

Космология арабских бедуинов............................. 96

Безумный арабский шаман и книга
мертвых имен.............................................................. 98

Шаманизм в Лапландии................................................ 101

Барабаны лапландских шаманов........................ 109


Шаманизм у народов Индонезии.............................. ПО

Шаманские традиции у семаигов........................ 110

Шаманизм у джакунов и кубу............................... 113

Шаманизм у ибанов................................................ 116



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: