Любовь в литературе и искусстве




 

Существует безбрежный мир искусства и литературы. Театр, кино, музыка, живопись, скульптура дают нетривиальное понимание любви, непосредственно формируют культуру любовного чувства. Художественная литература, создавая живое, богатое, многостороннее его изображение, предлагает множество раздумий, суждений, афоризмов, которые - собранные вместе - могли бы составить целые тома.

Романисты и поэты, композиторы и художники романтической ориентации возвысили любовь до уровня всемогущей силы, правящей ходом мировой истории. Любовь может стать - смыслом жизни человека, оттеснить все другие дела. Отсюда постоянный интерес к природе любовного чувства, стремление понять: что же такое любовь? Это есть самый известный риторический вопрос, на который так никто и не смог дать исчерпывающий, окончательный ответ, с которым были бы согласны все. Для каждого живущего на земле помимо общих трактовок слова »Любовь» есть именно его личная, сокровенная трактовка этого понятия, есть и своя мечта о любви.
Мировая литература описала и исследовала тысячи вариантов любви, но смогла выделить лишь единственную общую ее черту - требовательную избирательность. Любят по различию, по контрасту, даже по антагонизму склонностей, когда качества одного восполняются, нейтрализуются или исправляются качествами другого. Но любят и по подобию, по тождеству характеров, интересов и пр., что умножает стойкость любящих в суровых обстоятельствах жизни. Перед нами антиномия, контурно обрисовывающая глубинное противоречие и указывающая на некий закон любви, который еще предстоит раскрыть в ее бесчисленных проявлениях.
По мнению некоторых философов, любовь - духовное по своей сути состояние, которое только и дает человеческое право на физическую близость. Огонь любви может разгораться медленно, постепенно. Но особенно поразительны вспышки любви с первого взгляда, раскрывающие глубокую сторону ее сущности. Почему мужчина и женщина, дотоле совсем не знакомые, внезапно проникаются друг к другу столь пылкими чувствами? Первый же восхищенный взгляд связывает Ромео и Джульетту будто в единое существо. Онегин стал идеалом Татьяны, прежде чем она смогла осознать его духовные качества. Любовь этих литературных героев оказалась трагичной. Но если внешних препятствий нет, любовь с первого взгляда может стать счастливой и долговечной, как верное чувство мифических Филемона и Бавкиды.
Чем объяснить это? Называемые причины обыкновенно сводятся к двум: действительное или мнимое соответствие ранее взлелеянному в душе образцу; любовное ослепление, зачастую в самих недостатках любимого видящее его неповторимую привлекательность. Из этого делают вывод, будто любовь возникает и развивается вопреки здравому смыслу и логике, будто она в принципе иррациональна.
Но нет, не в капризе сердца тут суть. Мудрая проницательность и удивительная точность интуитивной оценки любимого, озаряющие сердце и разум предчувствием счастья, не противоречат разумности. Интуиция это скрытая и очень “быстрая” логика. Вопрос, за что люди любят друг друга, не следует считать неуместным. Это необходимый вопрос. В его решениях господствует предельная неясность. Сказать, что любовь есть взаимное тяготение к душевным и физическим качествам друг друга или что любят только за высокие проявления человеческого в человеке, значит либо свести объяснение к общим местам, либо сказать заведомую неправду.
Мы приблизились к вопросу о свободе и необходимости любви. Художественная литература и искусство показывают, что любовь не терпит никакого насилия, никакой внешней зависимости и диктата. Любовь неподкупна. Любовь находит тысячи путей, чтобы вырваться из плена, она - сфера особого рода свободы, в чем видится одна из примет ее глубинной сути. Ее свобода и ее необходимость - в ней самой. Ведь и помимо материальных соображений, не трезвость выбора, а искренность чувства, освещенная интеллектуальным пониманием, составляет высшее нравственное достоинство любви.

Свобода любви естественно выражается в богатстве ее проявлений. Доминанты восхищения, жалости, преклонения, даже тщеславия, придающие любви разнообразие индивидуальных окрасок, являются такими формами избирательности любовного чувства, которые, по существу, чужды ошибок и ослепления. К заблуждению может привести именно рассудочная оценка душевных и иных качеств другого человека, и стоит заметить, что если страсть, физическое влечение сами по себе не исключают рассудочности, то подлинная любовь отвергает ее. Непосредственно-интуитивное чувство направлено прежде всего на потенциальные духовные возможности любимого - пусть даже им никогда не суждено реализоваться.
Рассмотрим самые крайние случаи. Взбаломошность, неуравновешенность, бесконечные капризы “падшей”, но очаровательной Манон Леско гибельны для любящего ее кавалера де Гриё. Но он чувствует, что за всем этим скрыто неизмеримое духовное богатство, тоска но настоящей любви, по материнству, и остается верным Манон, несмотря ни на что. Такие герои как Манон Леско, Дон Жуан ищут счастье и обещают его другим. Но дать не могут. В тщетной погоне за полнотой физического, умственного и нравственного совершенства, расколотого на части в разных мужчинах и женщинах, они и сами несчастливы. Их человеческие возможности приобретают извращенный вид, а чувство любви преломляется в игру бесчестных уловок. Перед нами еще одна антиномия любви - противостояние неисчерпаемых возможностей человека и их усеченной реализации в жизни. Это возвращает к проблеме устойчивости, единственности, наконец, “вечности” любви - но уже в ином ракурсе.

Хорошо понять предмет можно, если рассмотреть то, что могло бы быть при отсутствии этого предмета в жизни человека, а также рассмотрев и его противоположное значение. Любовь - отсутствие любви. Любовь – желанна, ее ждут, а без нее считают себя ущербными и обделенными. Люди хотят сами любить и быть любимыми, как правило, их не пугает цена, которую придется платить что бы это чувство реализовалось в их жизнях. Любовь приносит наслаждение, чувство целостности, единения с избранником. У людей словно вырастают крылья, появляется смысл, цель, творческий потенциал начинает проявляться сильнее, мир и живущие в нем видятся прекрасными. Сейчас давайте представим мир, где нет любви, нет даже иллюзий любви. Это мир полный тоски и страдания по невозможности любви (это в том случае если ранее любовь была, но теперь она уже невозможна, в силу определенных жизненных обстоятельств). Такую ностальгическую боль об утраченной любви выражает Г. Иванов в своей лирике:

 

Ничего не вернуть. И зачем возвращать?

Разучились любить, разучились прощать.

Забывать никогда не научимся…

* * *

Мы не молоды. Но и не стары.

Мы не мертвые и не живые.

Вот мы слушаем рокот гитары

И романса слова роковые:

О беспамятном счастье цыганском,

Об угарной любви и разлуке,

И- как вызов - стаканы с шампанским

Подымают дрожащие руки.

За бессмыслицу! За неудачу!

За потерю всего дорогого!

И за то, что могло быть иначе,

И за то - что не надо другого1

Другой поэт не менее красочно написал:

 

«Любовь неописуемо страшна, как будто-облученный город».

И, тем не менее, не смотря на риск утраты любви, возможности боли и страдания, так часто сопутствующих ей, люди хотят любви. Мир без любви хорошо описал Е.Замятин в романе» Мы». Он рисует общество, где все живут без имен, под номерами, где развитие личности человека минимизировано, где нет намека на то, чтобы могли зародиться хоть какие-то симпатии, душевные связи. Общение мужчин и женщин сведено до секса по расписанию с разными номерами (чтобы не возникло и капли привязанности). И, тем не менее, автор показывает, что и в таком мире любовь найдет сердце, которое откликнется на ее зов.
А если в мире никогда и не было любви возможна ли была бы на ней жизнь? Не перебили бы люди друг друга из-за неуправляемой ненависти? О мире без любви есть песня. В ней нарисован страшный мир, в котором не захотел бы жить ни один нормальный человек.

 

Без любви все теряет смысл,

Без любви все теряет цвет,

Без любви умирает все,

Без любви не найти ответ,

Без любви все тяжелый груз,

Все дела без любви пусты,

Без любви самый сильный – трус.

Без любви - безнадежный крик,

Без любви - ненависть в глазах,

Без любви - исчезает мир,

Без любви - все лицо в слезах,

Без любви - на земле война,

Каждый день льется чья-то кровь;

Без любви нету сил простить,

Без любви нету сил найти,

Без любви нету смысла встать

и по узкому пути эту жизнь пройти…

Музыканты предлагают и альтернативу миру, существующему без любви:

 

Без любви так желает плоть

на Земле свой оставить след,

а земля вся лежит в грехе,

ей осталось быть так немного лет

Где любовь там приходит свет,

Где любовь расцветает все,

Где любовь другом станет враг,

За неверный шаг не осудит никто.

А любовь она больше всех,

А любовь покрывает все,

А любовь живет в сердце тех,

кто не ищет в жизни своего.

(муз. группа «Глас вопиющего»)

У любви существует несколько стадий развития. Однако нельзя вывести точную формулу возникновения и развития этого чувства. Слишком много здесь неизвестных, да и это не математическая наука. Здесь нет теорем и аксиом, а если мы их и выведем когда-нибудь, то всегда будут исключения из правил.

Потребность в любви существует у человека от рождения. И развивается она в прогрессии, один вид любви не отменяет другой. Любовь растет и развивается вместе с личностью человека. Сначала осознается потребность в родительской любви и как отражение оной - любовь к родителям. Затем появляется нужда в дружеской любви, за ней следует поиск своей второй половинки (особенной и неповторимой, уникальной и единственной). В завершении круга - возвращение к родительской любви, но уже в качестве взрослого (родителя). Это любовь к своим детям. И самый высокий вид, любви, доступный единицам, таким, как, например, Мать Тереза-это любовь – Агапе.

Также проявляются и другие подвиды любви, не направленные непосредственно на личность другого человека, например, любви к чему-либо, соответственно наклонностей, способностей и потребностей данного индивида.Это может быть любовь к литературе(определенным жанрам, авторам), живописи и так далее. Над тем чтобы увлечение переросло в любовь необходимо трудиться. Таким образом, мы видим, что для любви требуется определенный труд человеческой души, любовь культивируется, словно фруктовый плод, она растет, развивается, она приносит, грубо говоря, дивиденды своему вкладчику. Но любовь может быть и пустоцветом-бесплодной, бессмысленной иллюзией чувства. Она только изматывает, опустошает, выпивает все соки и, кажется самою жизнь из человека. У нее, как правило, нет будущности. Она имеет в себе нечто демоническое. Поэтому такое чувство скорее и не любовь вовсе, или же любовь со знаком »минус», направленная на разрушение. Такую любовь-муку прекрасно описывал М.Ю.Лермонтов во многих своих произведениях.

Еще в литературе поднимаются темы любви страдальческой, любви неразделенной. Остро во все времена звучал вопрос о верности и о длительности, жизнестойкости этого чувства. Здесь существует множество сюжетов для литературы и искусства. И, как правило, спутниками влюбленных на пути следования любви являются вера и надежда. А дорога эта отнюдь не устлана розами, она проходит и долину страданий... Поэт пишет:

 

Настанут холода,

Осыпятся листы-

И будет льдом вода.

Любовь моя, а ты?

И белый, белый снег

Покроет гладь ручья,

И мир лишится ног…

А ты любовь моя?

Но с милою весной

Снега растают вновь.

Вернутся свет и зной-

а ты, моя любовь?

(Г.Иванов)

В этом стихотворении есть и предчувствие прохождения разных периодов этого чувства, и вопрос сможет ли любовь выдержать испытания…

Настоящая любовь не имеет эгоизма, она направлена целиком на свой объект. Желание полного слияния и души и тела вполне естественно, и об этом тоже пишут поэты, например:

 

«… Я - твой, ты - моя

Друг в друге живем

И кто из нас «я» уже не поймем ».

 

Здесь чувствуется отголосок Древнего завета: »…И прилепится к жене своей, И будут два одна плоть». Возможно это как в мифе о двух половинках единого целого: мужчине и женщине стремящихся найти свою половинку и соединиться, слиться с ней, чтобы стать самими собой. Ибо один человек это Полчеловека, а два (муж и жена) - Человек.

Давайте вернемся к тем качествам человеческой души, от которых зависит качество и самой любви. Герои известного советского фильма »Влюблен по-собственному желанию» отнюдь не горели друг к другу страстью, не было той самой искры, разжигающей пожар чувств с первого взгляда. Был поставлен некий эксперимент на тему: возможна ли любовь как акт воли человека. Однако любовь к ним пришла, когда эксперимент они сочли неудавшимся. Но, тем не менее, именно задействованность в нем позволила героям узнать друг друга так, как они бы не смогли при других обстоятельствах. Значит воля человека – решение любить, играет огромную роль, помимо личностных и внешних характеристик. Другими словами - ответственность человека за себя и за партнера также сопутствует жизнестойкости любви. И, опять-таки, получается, для того, чтобы любовь была долгой необходимо быть сопричастным интересам, потребностям возлюбленного. Должно существовать некое родство душ, иначе, когда физическая страсть остывает, человек, ранее восхищавший, может показаться пустым, или же недосягаемым в силу полярности интересов. Также не следует растворяться в личности возлюбленного, и в то же время не навязывать свое представление о мире, но учиться принимать, понимать человека с его глубинами и изломами, достоинствами и недостатками. Любовь, в идеале должна дополнять и обогащать партнеров, связывать их в единое целое, делать сильнее, лучше. Вот и получается что чем человек бескорыстнее, чем более нравственно развит - тем больше у него шансов иметь качественную любовь, которая не будет ранить окружающих. Как показывает жизнь и литература - любовь настолько разнообразна, насколько разнообразно человечество и тема эта никогда не устареет, сценарии любовных тем никогда не истощатся и люди никогда не перестанут спрашивать »Что есть любовь?»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: