Культура межнационального общения для других стран.
Ситуация с многонациональными школами характерна не только для России, но и для стран Европы, США. Она обусловлена ускоряющимися процессами глобализации, которые привели к созданию Европейского союза, открытию границ для свободного перемещения людей, товаров, капитала. В связи с глобализацией экономики, увеличивающейся миграцией трудовых ресурсов во всём мире начинает преобладать межкультурное взаимодействие, в американском обществе появилось понятие «плавильный котёл», ко- торый трактуется как неизбежный процесс интеграции различных культур. Условием развития общества становится терпимость к различным поведенческим и коммуникативным проявлениям разных культур и религий, а также необходимость преодоления барьеров, создаваемых этническими различиями контактирующих культур. [3]
Молодежь в среде межнационального общения.
Исследования социологов показывают, сравнении с другими группами населения наиболее этноцентрична, то есть проявляет неприязнь многим или одной национальностям, нетерпимость, национализм. Многие молодые люди считают, что в России должны жить только русские. Ученые фиксируют, что к настоящему времени среди значительной части молодежи господствуют националистические убеждения. Объясняют отчасти возрастными особенностями: молодой человек хочет быть сильным и успешным в жизни, склонен рассматривать мир упрощенно, как черно-белый, делит людей на «своих» и «чужих» по социальному и национальному признаку, хочет принадлежать к сильной группе. Социальная ситуация и возрастные психологические особенности обусловливают национальное самосознание подталкивают молодых людей национальной нетерпимости и экстремизму .[4]
|
Межнациональное общение как элемент социальной структуры российского общества и полиэтнических воинских коллективов вузов.
Культура межнационального общения оказывает огромное положительное влияние на нравственную обстановку в многонациональных воинских коллективах вузов и, наоборот, ее отсутствие создает условия для эмоциональной напряженности, противоречий и конфликтов на национальной почве, что в конечном счете негативно отражается на учебном процессе, военно-профессиональной пригодности будущих офицеров, эффективности исполнения ими служебных обязанностей.
Армия является неотъемлемой частью нашего общества. Социальные процессы и явления протекают в ней схожим образом, как и в обществе в целом. Это относится и к социальному взаимодействию между субъектами общения, принадлежащим к различным национальностям. Общение между курсантами основывается на опыте социализации в семье, детском саду, школе, спортивной секции, кружке и. т. д. Национальные симпатии и антипатии курсантов проецируются на воинский коллектив в зависимости от межнациональной напряженности в регионе; отношения национальностям родителей курсантов; национального состава школы, детского сада, секции; от личных контактов и конфликтов курсантов. Таким образом, речь идет о субъективных и объективных (средовых) факторах, влияющих на культуру
межнационального общения. выше сказанного, для воссоздания наиболее полной объективной картины и глубокого анализа, автор счел нужным рассмотреть состояние культуры межнационального общения в обществе и проанализировать далее воинский коллектив. [5]
|
Содержание культуры межнационального общения как качества личности.
К.И. Султанбаева выделила четыре критерия культуры межнационального общения:
отношение к представителям иного этноса;
отношение к иному языку, к инонациональной культуре;
отношение к себе, к родному языку, к своему народу;
отношение к культуре своего народа, его истории. [6]
В.П. Комаров оценивает наличие рассматриваемого качества у подрастающего поколения по трем критериям: проявление интереса к углубленному познанию молодежью друг друга, как представителей культур разных народов, приводит к усилению взаимопонимания между ними. [7]
Для окончательного утверждения признаков культуры межнационального общения как качества личности обратимся к Р.И. Кусарбаеву, который на базе, разработанных учеными исследовательских программ (З.Т. Гасанов, Л.Н. Коган, И.И. Серова, и др.) пришел к выводу, что существуют внешние признаки:
1) интерес к истории, культуре, литературе, науке другого народа;
2) потребность в освоении языка, истории, литературы, науки другого народа;
3) желание развития отношений с людьми другой национальности. Внутренние признаки:
1) потребностно-мотивационного характера: уважение к многонациональному народу Росси и любовь к Отечеству; ориентация на общечеловеческие ценности, на лучшие достижения человеческой цивилизации; обращение к национальному достоинству и чувствам людей, воспитания в себе интернационального и гражданского сознания и чувств;
|
2) этнического характера: проявление тактичности к человеку; готовность сопереживать, понимать состояния и желания людей, их намерения; формирование умения преодоления конфликтных ситуаций, мелких неурядиц;
3) деятельностно-поведенческого характера: реакция на совместную деятельность, супружество; умение восторгаться успехами людей другой национальности; развитие благородного чувства национальной гордости;
4) мировоззренческого характера: понимание совместной жизнедеятельности людей разных национальностей; непримиримое отношение к проявлению национализма, шовинизма и расизма; ориентация на общечеловеческие, нравственные ценности, на лучшие достижения человеческой цивилизации, на осознание принадлежности к мировому сообществу; глубокое уважение ко всем народам Земли, их этнонациональным особенностям; обеспечение мирного разрешения возникающих конфликтов на стыке разных религий;
5) интеллектуально-эмоционального характера: отношение к людям другой национальности по работе, учебе, в быту; отношение и реакция на взгляды, убеждения, идеалы людей другой национальности; реакция на оценочные суждения и сложившиеся стереотипы о людях другой национальности. [8]
Формирование культуры межнационального общения средствами интегрированного взаимодействия искусств.
В своей статье Ч. Г. Юсупова пишет, что с рождения человек не обладает межэтнической культурой, способствовать ее формированию должны образовательные учреждения. Важнейшая социальная функция образования — быть транслятором не только национальной, этнической культуры, но и средством приобщения подрастающих поколений к общечеловеческим ценностям, к мировому культурному процессу, неотъемлемой частью, равноправным компонентом которого является культура любого народа. А для этого необходим диалог культур, межэтническое общение. [9]
Младший школьный возраст является сенситивным периодом развития чувства этнической принадлежности, формирования общенациональных ценностей. Данный возраст является важным периодом в становлении личности, в котором закладываются предпосылки гражданских качеств, понимание и уважение к людям, независимо от их вероисповедания, социального происхождения и национальной принадлежности. В науке исследователями накоплен значительный теоретико- экспериментальный материал, позволяющий определить направления психолого-педагогической работы по формированию культуры межнационального общения младших школьников, в том числе и средствами интегрированного взаимодействия искусств. Рассмотрим некоторые из них. Так, К. И. Султанбаева говорит о межнациональном общении, как о взаимодействии между двумя или более народами, отдельными их представителями необходимом для обмена духовными и материальными ценностями культуры, для познания друг друга и себя как индивидуальности. В процессе межнационального общения представители этнических групп, вступая во взаимодействие, пытаются освоить «чужие» ценности и одновременно передать другим свое миропонимание, свои ценности, стремятся достичь позитивных результатов в контакте, удовлетворить собственные потребности, тем самым достичь поставленных целей. [10]
В научной литературе доказано, что особенности межэтнического восприятия обусловлены возрастом и социальными условиями развития. В своей монографии «Этническое самосознание» В. Ю. Хотинец акцентирует внимание на том, что особенностью самосознания детей младшего школьного возраста является бинарность представлений и оценки этнического окружения. Именно в это время закладывается прочная база для будущих предрассудков и конфликтов. Другая опасность этой стадии — в развитии отчуждения от самого себя и от своих задач — хорошо известное чувство неполноценности. Если ребенок обнаружит, что цвет его кожи или положение его родителей в значительно большей степени определяют его ценность как ученика, чем его желание и воля учиться, то ощущение себя недостойным, малоценным может роковым образом отразиться на его характере .[11]
Заключение:
Задача формирования у учащихся национального самосознания и формирования культуры межнациональных отношений в условиях становления нашего государства, в условиях, когда традиционные моральные ценности подвержены натиску переоценок, важна и актуальна.
Решение этой задачи позволит вырастить и воспитать патриотов, настоящих граждан своей родины, и таким образом обеспечить ее будущее, потому что отношение к Родине, к своему народу и его традициям, к родной природе, родному краю, языку, культуре и обычаям своего народа - непреходящая ценность для любого народа, любой нации. Кроме того, настоящий патриот, гордящийся своим отечеством, не станет добиваться признания, унижая и другие нации и национальности.
И, таким образом, оказывается, что развитое национальное самосознание – является своего рода гарантией от проявлений экстремизма и национализма в межнациональных отношениях.
В решении поставленной задачи могут и должны участвовать все члены воспитательного процесса - как учителя, так и родители. Они являются важным звеном в деле формирования национального самосознания у детей и подростков, которое складывается из знания истории, культуры, обычаев и языка своего народа.
Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями. Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
При рассмотрении проблем формирования культуры межэтнического общения, необходимо учитывать, что этот процесс имеет непрерывный характер и происходит не только в учебной среде. В нем участвуют как отдельные личности (подростки, их родители и педагоги), так и различные общности (этнические группы, группы друзей и знакомых, семейные коллективы и т.п.), как формальные объединения, такие как класс, так и неформальные (разновозрастные группы подростков по месту жительства), как привычные педагогам элементы (образовательная и воспитательная системы), так явления и понятия, ранее не привлекавшие их внимания, например, языковая и традиционно-обрядовая сферы.
Следовательно, процесс воспитания культуры межнационального общения будет успешным и эффективным только при научно-обоснованном, комплексном, спланированном воздействии на все названные компоненты, влияющие на социализацию личности подростка.
Источники:
[1] Берне Р. Развитие Я- концепции и воспитание/ Р. Берне – М., 1986.- с. 11.
[2] Толерантность и культура межнационального общения: Учебное методическое пособие для студентов высших учебных заведений – Краснодар: Просвещение – Юг, 2009.- с 46.
[3] Крысько В.Г. Этническая психология.4-е изд. М.; Академия, 2008.,с 1.
[4] Асмолов А.Г., Шлягина Е.И. Национальный характер и индивидуальность Опыт этнопсихологическоо исследования // Социл. Выпуск 2. 2004.- С. 32-37.
[5] С.А. Сатвелович. Военно- технический Университет Министерства Обороны Российской Федерации, Краснодар, 2015, С 71-71.
[6] Сухомлинский В.А. Избранные произведения. – Киев, 1979-1980.
[7] Комаров В.П. Приоритеты направления военной культуры межнационального общения молодежи // Вестник ОГУ. – 1999 - №3.
[8] Кусарбаев Р.И. Формирование культуры межнационального взаимодествия у студентов высших учебных заведений.- М., 2001.
[9] Юсупова Ч.Г. Международная коммуникация как основа непрерывного поликультурного образования // Научно – методический электронный журнал «Концепт».- 2014. – Т- 20.
[10] Султанбаева К. И. Педагогика межнационального общения: учебно-методический комплекс по дисциплине: учебное пособие / авт.-сост. к.И. Султанбаева. — Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2007. — 96 с.
[11] Хотинец В. Ю. Этническое самосознание Спб.: Алетейя, 2000. — 240 с.