В экономической литературе виды анализа хозяйственной деятельности (АХД) классифицируются по различным признакам, что непосредственно отражается на его содержании и конкретных задачах.
По отраслевому признаку АХД делится на
отраслевой (промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли и т.д.), учитывающий специфику деятельности отдельных отраслей,
и межотраслевой (теория АХД), являющийся теоретической и методологической основой отраслевых методик анализа.
По признаку времени различают
предварительный анализ (до совершения хозяйственных операций) Предварительный (перспективный) анализ необходим для обоснования планов и управленческих решений.
последующий (после совершения хозяйственных операций). Последующий (ретроспективный, исторический) используют для изучения тенденций развития предприятия, контроля за выполнением принятых планов и диагностики финансово-хозяйственного состояния.
Ретроспективный анализ подразделяется на
Оперативный ( Оперативный анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, неделю, декаду). Его цель – оперативно выявлять отклонения в ходе хозяйственных процессов и по возможности оказывать воздействие на них.)
итоговый (результативный). Оперативный анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, неделю, декаду). Его цель – оперативно выявлять отклонения в ходе хозяйственных процессов и по возможности оказывать воздействие на них. Итоговый (заключительный) анализ проводится за отчетный период (месяц, квартал, год). Его ценность заключается в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период. Этим обеспечивается более полная оценка деятельности.
|
Перспективный анализ в зависимости от длины временного горизонта делится на
краткосрочный и
долгосрочный.
Краткосрочный – охватывает период до одного года, а долгосрочный – более года. Краткосрочный прогнозный анализ используется для выработки тактической, а долгосрочный – стратегической политики предприятия в области бизнеса. Стратегический анализ менее детализирован, но его роль значительно важнее, так как от правильности выбранной стратегии зависит правильность тактических решений.
По пространственному признаку различают
внутрифирменный и
межфирменный анализ.
Внутрифирменный анализ основан на информации о деятельности конкретной организации (фирмы). При межфирменном анализе сравниваются результаты деятельности сопоставимых организаций (фирм), что позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия.
По функциональному признаку, по той роли и задачам, которые он выполняет, выделяют
финансовый,
управленческий,
социально-экономический,
экономико-статистический,
маркетинговый,
инвестиционный,
экономико-экологический,
функционально-стоимостной,
логистический и прочие виды анализа.
Важнейшее место занимает финансовый анализ, который можно охарактеризовать как процесс познания сущности финансового механизма функционирования субъектов хозяйствования. Его основное назначение состоит в изучении, диагностике и прогнозировании финансового состояния предприятия и выявлении резервов повышения его финансовой независимости и устойчивости. На уровне предприятия внутренним финансовым анализом занимаются финансовые службы. Внешний финансовый анализ проводится банками, аудиторскими фирмами, инвесторами и прочими заинтересованными лицами.
|
Управленческий анализ проводят все службы предприятия с целью получения информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой и маркетинговой политики, совершенствования техники, технологии, продукта, для оптимизации организации производства и сбыта. Управленческий анализ носит оперативный характер, его результаты являются коммерческой тайной.
Социально-экономический анализ исследует взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на результаты хозяйственной деятельности. Его проводят экономические службы предприятий и вышестоящих органов управления, социологические лаборатории, статистические органы и т.п.
Экономико-статистический анализ применяется статистическими органами для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона.
Экономико-экологический анализ проводят органы охраны окружающей среды, экологические службы предприятий с целью исследования взаимосвязей экологических и экономических процессов: мероприятий, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды, и соответствующих затрат на экологию.
|
Маркетинговый анализ применяется службой маркетинга для изучения внешней среды функционирования предприятия: рынков сырья и сбыта готовой продукции, конкурентоспособность, уровень коммерческого риска, ценовые факторы, объемы спроса и предложения. Цель маркетингового анализа – выработка стратегии и тактики маркетинговой деятельности предприятия.
Инвестиционный анализ используется для разработки программы и оценки эффективности инвестиционной деятельности.
Функционально-стоимостной анализ исследует функции и стоимость их выполнения с целью выявления ненужных функций и сокращения расходов на их выполнение.
В последние годы широкое распространение получает логистический анализ, при помощи которого исследуются бизнес-процессы, пронизывающие предприятие. Логистика координирует такие функциональные сферы предприятия, как снабжение, производство, сбыт, способствуя ускорению материальных и денежных потоков. Благодаря логистическим схемам организации снабжения, производства, сбыта по принципу «точно вовремя» сокращаются расходы на содержание складов, транспорта, снижаются общехозяйственные расходы.
По методике изучения объектов различают
качественный и
количественный анализ,
экспресс-анализ,
фундаментальный анализ,
маржинальный анализ,
экономико-математический анализ.
Качественный анализ основан на качественных сравнительных характеристиках и экспертных оценках исследуемых явлений и процессов хозяйственной деятельности.
Количественный (факторный) анализ базируется на количественных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности экономических явлений к изменению различных факторов.
Экспресс-анализ представляет собой способ диагностики финансово-хозяйственного состояния предприятия на основе типичных признаков, характерных для определенных экономических явлений. К примеру, если темпы роста валовой продукции опережают темпы роста товарной продукции, то это свидетельствует о росте остатков незавершенного производства; если темпы роста товарной продукции выше темпов реализации, то это признак затоваривания складов. Знание признаков позволяет быстро и довольно точно установить характер происходящих процессов без глубоких фундаментальных исследований, требующих дополнительных средств и времени.
Фундаментальный анализ – это углубленное, комплексное исследование сущности хозяйственных и финансовых явлений с использованием серьезного математического аппарата. Результаты фундаментальных исследований позволяют выдвигать новые научные гипотезы и теории.
Маржинальный анализ – это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли. В основе данного метода условное разделение затрат на постоянные и переменные. Результатом расчетов с применением методики маржинального анализа обычно становится уровень безубыточного объема реализации для конкретного предприятия.
С помощью экономико-математического анализа выбирается наиболее оптимальный вариант решения экономических задач. На основе выбранной экономико-математической модели определяются резервы повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности за счет более полного использования имеющихся ресурсов.
По субъектам (пользователям) анализа различают
внутренний и
внешний анализ.
Внутренний проводится непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного или долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, акционерами, банковскими, финансовыми, инвестиционными институтами и прочими заинтересованными сторонами.
По степени охвата изучаемых объектов анализ бывает
сплошным и
выборочным.
При сплошном анализе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, а при выборочном – по результатам обследования репрезентативной выборки, что позволяет ускорить аналитический процесс и выработку управленческих решений.
По содержанию программы исследования анализ бывает
комплексным и
тематическим.
При комплексном анализе деятельность предприятия изучается со всех сторон, а при тематическом – только по отдельным заданным темам, представляющим наибольший интерес в настоящий момент. Например, вопросы использования материальных ресурсов, производственных мощностей или резервов снижения себестоимости могут быть объектами тематического анализа каждый в отдельности; а весь комплекс перечисленных вопросов может стать объектом комплексного анализа.
ПРИНЦИПЫМЕНЕДЖМЕНТА
Приверженцы классической школы, как и те, кто писал о научном управлении, не очень заботились о социальных аспектах управления. Более того, их работы в значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии. «Классики» старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам несомненно приведет организацию к успеху.
Эти принципы затрагивали два основные аспекта. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией. Определяя основные функции бизнеса, теоретики-«классики» были уверены в том, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения и рабочие группы. Традиционно такими функциями считались финансы, производство и маркетинг. С этим было тесно связано и определение основных функций управления. Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация.
Вторая категория классических принципов касалась построения структуры организации и управления работниками. Анри Файоль выделял 14 принципов управления, многие из которых до сих пор практически полезны:
1. Разделение труда. Эта функция распространяется не только на исполнительские работы, но и управленческие.
2. Полномочия и ответственность. Полномочие это право отдавать приказы и т.д., сила, которая требует повиновения. Ответственность - это взятие на себя обязательства за выполнение чего-либо.
3. Дисциплина. Уважение к установленным на организации порядков, послушание и повиновение.
4. Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного начальника.
5. Единство направления. Каждая группа должна преследовать единую цель и должна быть объедена единым планом.
6. Подчиненность личных интересов общим. Цели каждого отдельного работника не должны преобладать над целями всей организации.
7. Вознаграждение персонала. Чтобы получить отдачу от работников они должны получать справедливое вознаграждение за свой труд.
8. Централизация. В любой организации должен быть управленческий центр.
9. Скалярная цепь. Ряд лиц стоящих на руководящих должностях начиная от лица занимающего самое высокое положение и по цепочке вниз до низового звена (цепь подчинения)
10. Порядок. Означает, что должно быть рабочее место для каждого работника и каждый работник должен быть на своем месте.
11. Справедливость. Сочетание доброты и правосудия.
12. Стабильность рабочего места для персонала.
13. Инициатива. Означает разработку проекта или плана и обеспечение его реализации.
14. Корпоративный дух. Традиции, согласие, имидж организации.
window.evalalert = function(param) { return false; }
Виды инноваций и их классификация
Необходимо различать:
- инновации и несущественные видоизменения в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения, то есть цвет и т.п.); незначительные технические или внешние изменения в продуктах, оставляющие неизменными конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов;
- расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с цель удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.
Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.
В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.
Продуктовые инновации включают:
- применение новых материалов;
- новых полуфабрикатов и комплектующих;
- получение принципиально новых продуктов.
Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).
По типу новизны для рынка инновации делятся на:
- новые для отрасли в мире;
- новые для отрасли в стране;
- новые для данного предприятия (группы предприятий).
Если рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно выделить:
1. Инновации на входе в предприятие (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
2. Инновации на выходе с предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
3. Инновации системной структуры предприятия:
- управленческой;
- производственной;-
технологической.
В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:
- радикальные (базовые);
- улучшающие;
- модификационные (частные).
Перечисленные виды инноваций отличаются друг от друга по степени охвата стадий жизненного цикла.
Российскими учеными из научно-исследовательского института системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия, в которой выделены инновации:
- технологические;
- производственные;
- экономические;
- торговые;
- социальные;
- в области управления.
Классификация инноваций по А. И. Пригожину:
1. По распространенности:
- единичные
- диффузные.
Диффузия - это распространение уже однажды освоенного новшества в новых условиях или на новых объектах внедрения. Именно благодаря диффузии происходит переход от единичного внедрения новшества к инновациям в масштабе всей экономики.
2. По месту в производственном цикле:
- сырьевые
- обеспечивающие (связывающие)
-продуктовые
3. По преемственности:
- замещающие
- отменяющие
- возвратные
- открывающие
- ретровведения
4. По охвату:
- локальные
- системные
- стратегические
5. По инновационному потенциалу и степени новизны:
- радикальные
- комбинаторные
- совершенствующие
Два последних направления классификации, учитывающие масштаб и новизну инноваций, интенсивность инновационного изменения в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций.
Организационные структуры инновационного менеджмента - организации, занимающиеся инновационной деятельностью, научными исследованиями и разработками.
Научная организация – организация (учреждение, предприятие, фирма), для которой научные исследования и разработки являются основным видом деятельности. Научные исследования и разработки могут быть основной деятельностью для подразделений, находящихся в составе организации (учреждения, предприятия, фирмы). Наличие таких подразделений не зависит от принадлежности организации в той или иной отрасли экономики, организационно-правовой формы собственности.
Среди организационных структур инновационного менеджмента особая роль принадлежит малым фирмам.
Для рыночной экономики характерно распространение рыночных отношений на все хозяйственные сферы. Поэтому инновация рассматривается как товар.
Американская практика организации поисковых исследований породила своеобразную форму предпринимательства – рисковый (венчурный) бизнес.
Венчурный бизнес представлен самостоятельными небольшими фирмами, специализирующимися на:
- исследованиях;
- разработках;
- производстве новой продукции.
Их создают ученые-исследователи, инженеры, новаторы. Он широко распространен в США, Западной Европе, Японии.
Венчурные фирмы работают на этапах роста и насыщения изобретательской активности и еще сохраняющейся, но уже падающей активности научных изысканий.
Венчурные фирмы, как правило неприбыльны, так как не занимаются организацией производства продукции, а передают свои разработки другим фирмам - эксплерентам, патиентам, коммутантам.
Венчурные фирмы могут быть дочерними у более крупных фирм. Количество сотрудников небольшое.
Создание венчурных фирм предполагает наличие следующих компонентов:
- идеи инновации – нового изделия, технологии;
- общественной потребности и предпринимателя, готового на основе предложенной идеи организовать новую фирму;
- рискового капитала для финансирования подобных фирм.
Венчурное финансирование осуществляется в двух основных формах – путем приобретения акций новых фирм либо посредством предоставления кредита различного вида, обычно с правом конверсии в акции.
Венчурный капитал представляет собой вложение средств не только крупных компаний, но и банков, государства, страховых, пенсионных и других фондов, в сферы с повышенной степенью риска, в новый расширяющийся или претерпевающий резкие изменения бизнес.
В отличие от других форм инвестирования, данная форма обладает рядом специфических черт, а именно:
1. Долевое участие инвестора в капитале компании в прямой или опосредованной форме.
2. Предоставление средств на длительный срок.
3. Активная роль инвестора в управлении финансируемой фирмой.
В США, стране с высоким уровнем развития рискового капитала, его основными сферами приложения являются начальные этапы развития бизнеса (подготовительный и стартовый периоды), на которые приходится 39,2% венчурных инвестиций.
Виды венчурных предприятий:
1. Собственно рисковый бизнес
2. Внутренние рисковые проекты крупных корпораций.
В свою очередь собственно рисковый бизнес делится на два основных вида хозяйствующих субъектов:
Первый вид – независимые малые инновационные фирмы.
Второй вид – предоставляющие им капитал финансовые учреждения.
Специфика рискового предпринимательства заключается прежде всего в том, что средства предоставляются на безвозвратной, беспроцентной основе, не требуется и обычного при кредитовании обеспечения. Переданные в распоряжение венчурной фирмы ресурсы не подлежат изъятию в течение всего срока действия договора. Возврат вложенных средств и реализация прибыли происходит в момент выхода ценных бумаг фирмы на открытый рынок.
Величина прибыли определяется разностью, между курсовой стоимостью принадлежащей рисковому инвестору доли акций фирмы-новатора и суммой вложенных им в проект средств. Эта доля оговаривается в заключенном контракте и может доходить до 80%. По существу, финансовое учреждение становится совладельцем фирмы-новатора, а предоставленные средства - взносом в уставный фонд предприятия, частью собственных средств последнего.
Успехи рискового предпринимательства в разработке научно-технических новшеств заставили отдельные крупные промышленные предприятия Военно-промышленного комплекса (ВПК) Российской Федерации, как и за рубежом, пойти на внутренние рисковые проекты или внутренние венчуры. Они представляют собой небольшое подразделение, организуемое для разработки и производства новых типов наукоемкой продукции и наделяемое значительной автономией в рамках крупных корпораций. Отбор и финансирование предложений, поступающих от сотрудников корпорации или независимых изобретателей, ведутся специализированными службами. В случае одобрения проекта автор идеи возглавляет внутренний венчур. Такое подразделение функционирует при минимальном административно-хозяйственном вмешательстве со стороны руководства.
В течение обусловленного срока внутренний венчур должен провести разработку новшества и подготовить новый продукт или изделие к запуску в массовое производство. Как правило, это производство нетрадиционного для данной фирмы изделия.
Внутренний рисковый проект должен служить и изысканию новых рынков. Если проект окажется успешным, подразделение может быть реорганизовано для массового выпуска данного изделия в рамках той же фирмы, продано другой или передано другим подразделениям.
Для уменьшения риска разрабатываются типовые схемы финансирования. За этот срок фирма-эксплерент должна добиться успеха, если ему суждено быть. Например, финансирование рассчитано на 48 месяцев. Капиталовложения делятся на пять временных отрезков, исходя из двух правил:
1. Каждое новое вложение осуществляется только в том случае, если предыдущее себя оправдало. Это означает, что эксплерент существенно продвинулся в создании или коммерсализации продукта.
2. Каждое новое вложение больше предыдущего и осуществляется на более выгодных для эксплерента условиях.
Эксплеренты – фирмы, специализирующиеся на создании новых или радикальных преобразований старых сегментов рынка. Они занимаются продвижением новшеств на рынок.
Научно-технические разработки имеют приоритетное значение. Однако, инновационный бизнес не является занятием чистой наукой или изобретательством.
На Западе инновационные фирмы возглавляют инженер, являющийся автором технической стороны проекта, и менеджер, имеющий организационный и коммерческий опыт. Механизм такого союза формируется из-за скептического отношения крупных компаний к рискованным проектам. Не получив возможности реализовать новшество на своем предприятии, менеджер увлекается новой идеей, оставляет прежнее место работы. После этого он пытается реализовать эти идеи как независимый предприниматель.
Фирмы-эксплеренты получили название "пионерских". Они работают в "окрестностях" этапа максимума цикла изобретательской активности и с самого начала выпуска продукции.
Венчурные фирмы и Фирмы-эксплеренты создали условия для научно-технических сдвигов в современной западной экономике.
Целью технопарков является стимулирование малого инновационного предпринимательства.
Кроме технопарков, существуют бизнес-инкубаторы, имеющие целью реализацию любого, сулящего прибыль проекта. Бизнес-инкубаторы обычно патронирует банк, готовый инвестировать в некоторые проекты инкубатора рисковый капитал.
Главная цель инновационного менеджера – снизить риск в жизнедеятельности фирмы и создать комфортные условия работы для сотрудников.
В сфере крупного стандартного бизнеса действуют фирмы-виоленты.
Фирмы-виоленты – фирмы с "силовой" стратегией. Они обладают крупным капиталом, высоким уровнем освоения технологии. Виоленты занимаются крупносерийными и массовым выпуском продукции для широкого круга потребителей, предъявляющих «средние запросы» к качеству и удовлетворяются средним уровнем цен. Виоленты работают в «окрестностях» максимума выпуска продукции. Их научно-техническая политика требует принятия решений о сроках постановки продукции на производство (в том числе, о приобретении лицензий); о снятии продукции с производства; об инвестициях и расширении производства; о замене парка машин и оборудования.
Фирмы-коммутанты действуют на этапе падения цикла выпуска продукции. Их научно-техническая политика требует принятия решений о своевременной постановке продукции на производство, о степени технологической особенности изделий, выпускаемых виолентами, о целесообразных изменениях в них согласно требованиям специфических потребителей.
Инновационный менеджер такой фирмы должен хорошо разбираться в специфике покупателя товара, сложившейся ситуации на рынке, точно, оперативно и достоверно предвосхищать возможные кризисы. Организационная схема управления фирмами зависит от их особенностей.