Осуждение... Один из самых страшнейших (и опаснейших для души) грехов. Едва ли не самый опасный, ибо при впадении в другие грехи мы можем рассчитывать на величайшую милость Божию к нам, – Причастие, но при наличии осуждения Причастие для нас недоступно: Господь сказал: «Если имеет брат твой что-то на тя, пойди прежде примирись с братом твоим, а потом положи дар твой на Мой алтарь».
В таинстве Причащения мы приносим Богу дар, – наше сердце; мы отдаем его в распоряжение Богу и просим Самого Бога вселиться в него. А значит ввести нас в рай, в Царствие Небесное: «Царство Божие внутри вас есть». И вот, осквернив сердце грехом осуждения, мы изгоняем себя из рая и предаем свою бессмертную душу в погибель вечную. Посмотрите, что говорит Спаситель: «Сказавший брату своему: «безумный» подлежит геенне огненной »!!! За одно слово?!! В геенну огненную?!!
Когда стал разбираться с этой битвой, то в первую очередь меня заинтересовало именно это место Святаго Писания. Как же так? За одно слово: не за тысячу, не за сто, и даже не за десять, но за одно слово осуждения – геенна огненная! И через некоторое время, в подтверждение слов Господа: «просящему у Меня дам » и др., в уме сложилась четкая картина ответа на этот вопрос, (как, и из каких источников она складывается – не смогу сказать, все получается само собой: приходят какие-то мысли, воспоминания из книг, сами книги, встречаются на жизненном пути какие-то люди, из разговоров с которыми проясняются некоторые вопросы и т.д. и т.п.).
Итак, по Иосифу Афонскому, всякий человек свят, если отнять от него трех врагов: плоть, привычку и беса. Но более того, всякому человеку все, что у него есть, дал его Творец. Следовательно, когда мы называем кого-то «безумным», то обвиняем в этом не его (ибо он – свят), а его Создателя, который дал ему все. Т.е., этим мы как бы говорим: «Ты не хорошо поступил, не дав ему того, что я хотел бы в нем видеть»; (или в случае зависти (одной из разновидности осуждения)) так: «Ты плохой Творец, ибо не дал (не даешь) мне то-то и то-то»). А поэтому не удивительно, что осудив своего Творца, как безумца ты подвергнешься геенне огненной в будущей жизни, а в этой лишаешься Причащения (или Причащаешься в осуждение), ибо нет общего у света с тьмою.
|
Думаю, теперь понятно сколь страшен этот грех, и какие последствия несет для души. Но теперь возникает другой вопрос: как нам быть? Ведь чаще всего мы осуждаем не раз, не два, а много раз на дню? И на этот вопрос, слава Богу, теперь я могу ответить. (Повторюсь: все, что здесь будет написано – не будет подтверждаемо множеством точных цитат из Священного Писания и Св. Отцов, ибо я не задавался целью доказать свои выводы многократно для убеждения в истинности их, но лишь хотел изложить свой духовный опыт, т.е. дать практическую основу для выхода из трудной ситуации. Но и опровержения выводов сделанных мною ни в Священном Писании, ни в творениях Святых Отцов не нашел).
Когда мы разговаривали с моим духовным отцом иеромонахом Меркурием об осуждении, то вот что он мне сказал: «Ты знаешь, сколь страшен этот грех. Бесы тоже это знают: для них нет ничего приятнее, чем кинуть человека в осуждение. Это ясно. Но появляется вопрос: что делать, как бороться с этим грехом? Как избавиться от осуждения? Господь указал на такой способ: ты уже знаешь, что приставленные к нам Ангел-Хранитель и бес каждый день ходят отчитываться к своим хозяевам, Богу и диаволу, соответственно. И вот представь ситуацию:
|
– Приходит бес на отчет к диаволу. Тот спрашивает: «Что ты сегодня сделал?», а бес отвечает: «Кинул шесть помыслов осуждения». «Ну и как?», - спрашивает диавол. «Шесть раз осудил!», - отвечает бес. И диавол конечно хвалит его за то, что еще на шесть (не знаю каких расстояний) человек тот стал дальше от спасения.
А теперь представь, что вместо того чтобы осудить, когда подступит бесовская волна, мы произнесем молитву: «Спаси Господи и помилуй (***р. Б. <ИмяРек> или того р. Б. ***) и святыми его молитвами помилуй мя, грешного», т.е. вместо осуждения оградим себя молитвой, но мало того, попросим Господа защитить того р. Б., и, плюс, смиримся перед этим человеком, нанесшим оскорбление нашему самолюбию. Тогда в той же ситуации состоится немного другой разговор:
– Приходит бес на отчет к диаволу. Диавол спрашивает: «Что ты сегодня сделал?», а бес отвечает: «Кинул восемь помыслов осуждения». «Ну и как?», спрашивает диавол. «Восемь раз помолился, причем за осуждаемого тоже…», отвечает бес. Диавол в ярости кричит: «Что? Ты спасаешь их!!!» (Тут батюшка сделал недвусмысленный жест рукой, который однозначно можно было перевести как сильный удар кулаком). Бес один раз получит по шее, второй, третий, пятый, ну, может, десятый… и это ему надоест, и он не будет больше посылать помыслы осуждения».
Вот так, просто, была изложена битва с осуждением, как я теперь знаю, самая легкая битва.
|
Однако грош-цена была бы этому «юмористическому» рассказу, если бы она не подтверждалась многократно опытом. Им-то, я и попытаюсь поделиться…
Первую проверку этот метод прошел на Афонском подворье, в Москве:
Однажды, мы с батюшкой (чтобы не повторяться сразу скажу: везде, где бы мы ни бывали и что мы ни делали, по словам батюшки, на это была воля Божия. Это подтверждалось тем, и каких людей Он нас сподобил встретить, сколько чудесных и удивительных случаев с нами произошло, а также тем, что хотя мы ходили без денег и документов, часто пешком, у нас не возникало проблем с милицией и с тем, где поспать и что поесть) мы пришли на Афонское подворье (первый раз). Идет служба. Я стою у подсвечника, чтобы тушить свечи (Это послушание приобрело для меня великий смысл но об этом в другом письме). На подсвечнике две свечи. Жду, когда побольше прогорят, чтобы потушить их, - это было мое любимое дело (пока не получил ряд новых послушаний, и занятие именно этим делом стало грехом, т.к. отвлекало от более важного и благословленного священником послушания). Вот, еще чуть-чуть погорят и …, и тут появляется некий «субъект» в черном подряснике и быстро-быстро, резко, тушит одну из свечей. Поднялась во мне волна, но не заметил…, тем более, что на подсвечнике ждет меня еще одна свеча. Ну, еще чуть-чуть…. Но снова появляется этот «черный человек», и гасит ее столь же пренебрежительно. Снова поднялась волна осуждения, только с большей силой, и захотелось сказать ему что-нибудь не очень хорошее…, но в этот момент я ее заметил. «Стоп», думаю, - «Уж не волна ли это осуждения, о которой мы недавно говорили с батюшкой. Ну-ка, применю его совет и посрамлю беса: «Спаси Господи и помилуй того раба Твоего и святыми его молитвами помилуй мя, грешного”. А т.к. всегда стремился я найти правду, то еще подумал, как мне сделать эти слова истинными для своей совести (ибо и сказаны они были в гневе): «Почему же он святой? Он в подряснике, а я нет; постоянно живет в монастыре и выполняет послушания от Господа, а не шляется, как я по Матушке России, – значит, он избран Господом на служение Ему – Богу моему, следовательно, он – свят». Уговорив себя подобным образом и согласившись с тем, что (в отличие от меня) он свят, я уже спокойно и искренно повторил ту же молитву.
Служба подходила к концу. После разговора батюшки с отцом настоятелем, несмотря на отсутствие документов, нас оставляют на подворье. Братское повечерие. Чин прощения (каждый у каждого просит простить его, если в чем он согрешил против брата). Но самое удивительное в том, что единственный из всей братии, кто обратился ко мне после службы с предложением дружбы, был тот самый «субъект», «черный человек», который в последствии оказался одним из самых близких моих духовных братьев!
Месяц спустя, будучи уже сам дежурным по храму во время обычного воскресного всенощного бдения (истинно всенощного: с 22-00 до 6-00), у меня сложилось следующее продолжение духовного опыта борьбы с осуждением. Дело было так:
Ночь. В одном приходе идет служба, в другом – исповедь, а в третьем – ничего не происходит. Захожу туда. Вижу, лежит бомж, весь грязный, вонючий и … к тому же храпит. Моя обязанность вывести его из храма, но не люблю я этого…. А здесь еще приходит мысль: «А ведь за него надо молиться «его святыми молитвами», какими же святыми, когда от его запаха люди шарахаются и, к тому же, он во время службы спит. Какими же святыми молитвами?!» Приходит такой ответ в мыслях: «Помнишь притчу о талантах?» – «Помню». «Ты знаешь, сколько у тебя талантов?» – «Нет». «А сколько у него?» – «Нет». «Но тебе Господь многое дал?» – «Уууу…, очень многое». «Значит, предположим, что у тебя 10 талантов» – «Хорошо». «Вот ты в храме, молишься, послушания выполняешь, Псалтирь читаешь. Это 4 таланта. А шесть где?» – «…». «А вот ему Господь дал 1 талант, единственный, и хотя он спит, но он спит в храме, а не вокзале (пишу так, как пришло), и сегодня он целый день ничего не ел, а одна женщина дала ему булочку, и он от чистого сердца помолился Господу: «Господи! Весь день я ничего не ел, а эта добрая женщина смилостивилась надо мной. Спаси ее, Господи!» И вот он отработал этим свой талант. А теперь, смотри, если сейчас наступит конец света, то он окажется в раю, а ты, со всей своей праведностью, в аду. И теперь подумай, можно ли молиться за таких людей «святыми их молитвами» или нет?!!». – Таков был второй урок в борьбе с осуждением.
Теперь, о третьем уроке. Как на Афонском подворье, так и в Савво-Крыпецком монастыре, не смотря на отсутствие документов, нас приняли. Однако, многие из братии и послушников, были негативно настроены к нашему подвижничеству, некоторые осуждали нас.
Мне пришлось работать вместе с одним послушником, р. Б. Димитрием, который, почти беспрерывно из своих уст поливал нас грязью. Имея приведенный выше опыт, я никак, ни одним словом не отвечал ему тем же. Несколько дней повторяется та же картина. И вот приходит день, когда, пытаясь узнать волю Божию, я первый раз в жизни ошибаюсь. Начинаю анализировать: «В чем может быть проблема: по книге Иоанна /Максимовича/, митрополита Тобольского и Сибирского «Илиотропион или Книга о согласовании человеческой и Божественной воли» такое может случаться только по двум причинам: 1. Если человек редко исповедуется и причащается, т.е. редко чистит свое сердце: «Блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят»; 2. В сердце человека есть либо осуждение, либо зависть (что, как выше показано, суть одно и тоже). Проверяю себя: «Причащался недавно с чистой исповедью (т.е. так, что бы ничего не было сокрыто от священника, из того, что помнишь, и что терзает твою совесть). Страсть осуждения знаю, язык держу, но…; и тут я вспомнил, что хотя я ни слова не сказал, но сегодня ни разу не смог встретиться с Димитрием, мы просто не могли посмотреть в глаза друг другу, т.е. осуждение есть, но оно сокрыто в сердце (незаметно накопилось: враг уже не подступает в открытую, но мягко, незаметно, вкладывает страсть в мое сердце)». – «Что же делать, ведь теперь я не смогу Причаститься не в осуждение, как же спасаться?» Прибежал в келию к батюшке и говорю, или лучше сказать, вопию: «Батюшка!!! Я не могу встретиться глазами с Дмитрием! В сердце моем поселилось осуждение! Что же делать? Ведь теперь я не смогу причащаться!!! Может мне броситься ему в ноги, встать на колени и сказать: «Прости меня брат! Я осудил тебя»
– «Скажет: юродствуешь», – спокойно ответил батюшка. «Что же мне делать?» Батюшка ответил так: «Пойди в свою келью и положи 10 земных поклонов пред иконой Спасителя с молитвой: «Спаси Господи, и помилуй р. Б. Димитрия и святыми его молитвами помилуй мя, грешного». «И все?!», – в недоумении воскликнул я (ну на самом деле для только-только оставившего мирскую суету и прилепившегося к глубоко верующему человеку (каковым я был тогда…, да и сейчас недалеко ушедшему) положить десять молитв пред иконой, пусть и Спасителя; какой от этого может быть толк?).
Но послушание есть послушание и эти десять поклонов в тот же вечер были сделаны. А на утро… Чудеса! Мы работаем с тем же Димитрием, а как будто другой человек: не ругается, не кричит, спокойно и уважительно разговаривает! Удивительно! Хотя теперь я знаю, что ничего удивительного здесь нет: просто душа человека знает, кто за нее молится и спасает ее (даже если не знает ум), а потому и человек с этой душой оказывается как бы предрасположенным к молящемуся о нем человеку. – Такой эффект принесли каких-то 10 поклонов! И в дальнейшем у нас установились, если не дружеские, то, во всяком случае, «добрососедские» отношения.
Борьба с осуждением. Часть II.
Долго эта часть складывалась. Факты были, а вот точные выводы из них сложились только сейчас (2005г).
Итак, четвертый этап. Я учусь и живу в Спасо-Преображенском монастыре г. Мурома. И так сложилось, что мы стали духовно очень близки с одним человеком. А, как известно: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Поэтому диаволу такой союз – «нож в сердце», и он всячески старается его расторгнуть. Как? Кидает помыслы осуждения то одному, то другому (друг против друга). И в итоге разрушает союз. Это ведь только в поговорке «от любви до ненависти один шаг»: на самом деле для совершения этого шага диаволу нужно подготовить в душе кого-то из них (а лучше у обоих) плацдарм, с которого можно будет потом вести наступление на дружбу и любовь, доводить до ненависти к собрату. Этот-то плацдарм и создается принятием помыслов осуждения на собрата.
Так оно и получилось – враг начал стравливать нас. Я старался защититься от этих помыслов (и, в общем-то удавалось), а вот брат нет (не видел в этом опасности). Тогда я попросил Бога указать способ помочь брату и сохранить нашу духовную дружбу. Не помню уж каким образом, но пришло следующее:
Надо посрамить врага. Пока мы еще в хороших отношениях надо поступить так: вечером встречаемся и говорим друг другу, сколько помыслов осуждения кинул враг на другого, потом складываем эти цифры и делаем келейно (с той же молитвой) столько земных поклонов, сколько получилось в сумме помыслов от врага. И враг будет отбит.
Но … этот брат очень глубоко принял, что все в монастыре должно делаться по послушанию (это верно – но по послушанию у духоносных наставников) и обратился с этим вопросом к отцу благочинному, а он у нас хороший батюшка, но … душевный человек. Он, к сожалению, смотрит не на волю Божию, а на то с какими чувствами пришел к нему проситель. Иными словами, если я захочу получить благословение на какое-либо не откровенно греховное дело, то я его получу. И наоборот, если мне не хочется выполнять что-то или если я хочу получить отрицательный ответ, то и это я получу. И вот к такому батюшке и обратился этот брат – и получил ответ: «Не благословляю». (Когда я некоторое время спустя объяснил суть вопроса, батюшка сказал, что был неправ, когда не благословил… Сейчас, слава Богу, о. благочинный все меньше угождает человекам и все больше Богу).
Ну а дальше. «От любви до ненависти – один шаг». – Так нас никто и не может примирить (точнее его, т.к. у меня на него ничего нет). Правда сейчас мы достигли положения «вооруженного нейтралитета», но на одно послушание нас ставить нельзя (это заканчивается скандалом, возмущением на что-либо с его стороны). Хотя уверен: друг за друга жизнь отдадим не задумываясь.
В-общем, с этим деланием «первый блин» вышел комом.
Второй… непонятно. (Тот брат посчитал, что это вообще чушь. Потом напился, неделю где-то шатался, в результате – его под конвоем усадили в московский автобус).
Но когда начали духовно сходиться с третьим братом, кстати, до этого совершенно неуравновешенным, а иногда и впадающим в бешенство (что не удивительно, учитывая службу в армии в Дагестане, где в части было всего двое русских …), я сразу рассказал ему о действиях врага в случае появления духовной дружбы и о возможном противодействии ему. Он принял этот вариант и по дням оказались примерно такие пары действий вражеских помыслов: [4;3], [2;2], [1;1], [1;1], [0;0], [0;0], [0;0], и т.д. Так мы побили врага, и он дал нам спокойно подвизаться вместе.
N.B. У этого брата заметно улучшились отношения с другими братьями, он стал намного тише и уравновешеннее. Надо заметить, что сейчас он уже иеродиакон (в чем, смею надеяться, есть и некоторая составляющая нашего взаимообщения).
Как я понимаю, в венчанных семьях тоже возникают подобные проблемы, а соответственно и решаться они могут подобным образом, (речь конечно должна идти о сохранении прекрасных взаимных отношений, а не о восстановлении утраченных… там все сложнее).
Пятый этап:
Случилось следующее: однажды пел на клиросе, но вот одному батюшке не понравилось, как я пою (когда плохо молюсь, тогда и пою плохо), и он попросил меня петь вернее. Я остановился, помолился, чтобы Господь помог, и снова запел. Но этому батюшке вновь не понравилось, и он попросил замолчать. «Что такое? Себя подстроил. И что вновь пою неправильно?» (после таковой подстройки всегда пою нормально) «А мне кажется, это вы неправильно поете…» – подумал я. И надо сказать, стал он мне неприятен (своего рода “духовный смрад” почувствовал). «А пойте сами, как хотите! Посмотрим, что у вас получится?!!». Отошел – плоховато получается… Тем временем вечерня подходила к концу и все постепенно переходили туда, где должен петься акафист свт. Николаю. Я тоже пошел туда, а по дороге подумал: «А не осудил ли я? Вроде нет. Но на всякий случай помолюсь за этого отца (той же молитвой)». Помолился, и на сердце исчезла неприязнь к этому батюшке. Вот начинается акафист, в сердце тишина и мир. И вдруг снова поднимается тоже чувство, которое раньше принимал за неприязнь к тому священнику. «Вот это да! Что же, значит я снова, кого-то осуждаю? Да нет же. Даже мысли ни разу от слов кондака не оторвались (из всего акафиста прошел только первый кондак). Откуда же это пришло?» – и тут начинается: батюшка (с которым у меня был конфликт) говорит другому отцу: “Ты неправильно поешь!” и все начинается по-новой (только с другим человеком).
Отсюда я понял, что чувство неприязни, которое испытывал к этому батюшке относится не к нему, а к бесу, но нечистый внушает, что этот «духовный смрад» принадлежит другому человеку, а не ему.
И еще: когда во время богослужения происходят всякие непотребства: крики, ругань, ошибки, обвинения, то всем прихожанам храма нужно не осуждать, и даже не защищать себя от осуждения, но молиться за попавших в это искушение, т.к. они в этот момент находятся под воздействием бесов и не могут объективно воспринимать происходящее. Поэтому для развеивания бесовских чар и отгнания бесов им необходима помощь «извне».
На этом закончилось научение от Бога о борьбе с осуждением, и, надеюсь, что в этих пяти этапах содержится теория для борьбы с этой страстью.
2005г. День Св. Равноап. Вел. Кн. Владимира
Борьба с осуждением. Часть III.
Думал я что пятый этап будет последним опытом борьбы с осуждением… Но нет. Господь даровал узнать как помочь еще в одной житейской ситуации…
Одна женщина всегда очень старается помочь другим людям. И лукавый на этом поймал ее… Встретился на ее жизненном пути молодой человек, ровесник ее сына. Этот человек очень страдал от алкогольной зависимости. Из-за этого везде гоним был… И однажды он промокший и замерзший появился на пороге ее квартиры, будучи уверен, что она по своему милосердию примет его… И она не могла оставить его в беде. Помогла ему. Но… он сыграл на ее добрых чувствах и внушил ей, что любит ее и что только ее любовь сможет вытянуть его из болота пьянства… И она решила что поможет ему встать на ноги, даровав свою любовь… Угодить человеку вопреки заповеди Божией… И закрутилось… Она помогла ему получить права –, лицензию на охранную деятельность – тоже не удержался, поступить в семинарию – и оттуда его выгнали… Она стала посмешищем для одних и объектом осуждения для других окружающих ее людей… А в ответ – пьянки, гулянки, звонки посреди ночи со словами: «Хочешь узнать как мне сейчас хорошо? Слушай!», - и раздавались звуки бурной ночи, которую он проводит с очередной подружкой… А она все жалела его, все пыталась помочь…
В итоге мать этого человека, воспитавшая его в безверии, потом обратившаяся к вере и став глубоковерующим человеком (постоянно молилась, три года у нее мироточили две иконы) поймалась на помысел от лукавого, что «любимая» ее сына колдунья и приворожила его, прокляла ее…
Проклятие очень страшное обоюдоострое оружие… Если тот к кому оно обращено слабее духовно, то его ударит очень сильно, но и тому кто послал достанется… Если же тот человек сильнее духовно, то от него отлетит как от стены и с многократно большей силой ударит пославшего то проклятие…
Вскорости после этого почти одновременно попадают в больницу и мать и «любимая». «Любимую» еле спасли… Одновременно в аварию попадает ее сын… И она, понимая что все это действие проклятия, обращается ко мне с просьбой помочь ей…
Как здесь поможешь? Ни один из предыдущих опытом не мог дать ключ к разрешению этого вопроса… Помолившись Богу во сне получил ответ: «Каждое утро читать в утренних молитвах 50 псалом с добавлением: «Помилуй Господи раба Твоего <имя_рек> и его ради помилуй мя по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое» за молодого человека, и с таким же добавлением сразу читать 50 псалом за маму его…
Жизнь снова наладилась… Слава Богу!
Дополнение ко 2-ой части борьбы с осуждением (более глубокий взгляд от читателя)
Вернулась домой после долгого отпуска и рада сейчас написать по поводу осуждения. Наверно мои мысли будут не новыми и не самыми правильными, но всё же хочется ими поделиться. Пишу о своём личном опыте, о том, как я на практике давно веду борьбу с грехом вообще и осуждением в частности. Прочитала о вашем опыте и надеюсь на ваше мнение и советы.
Я думаю, что это одна из многих отрицательных реакций человека (осуждение, обида, страх, гнев, презрение и т.д.). Эти реакции возникают, когда мы привязываемся к земному. Не только осуждение, но любые эмоции отличные от любви не от Бога. Сейчас я по симптомам распознаю свои «болезни». Люблю, допустим, деньги и начинаю сначала осуждать тех, кто не может или не хочет их заработать, кто тратит их не так, кто ворует, страх бедности преследует меня, обида и гнев возникают, когда люди или обстоятельства ведут к потере любимых денег. Целый спектр. Эмоций много, но причина одна – грех, в частности чрезмерная любовь к деньгам (сребролюбие). Думаю, и бороться надо в первую очередь не со следствием, а с причиной. Следствие, т.е. осуждение это как индикатор, показывающий неблагополучие в душе, и он уйдёт вместе с причиной вызвавшей его. Осуждение первая из эмоций нелюбви, которая говорит о неблагополучии. С ней же и сложнее всего бороться, т.к. пронизала нас и только кажется менее опасной, чем обида или гнев. Поэтому я не дожидаясь, когда осуждение перерастёт в более тяжелые формы, начинаю борьбу:
1. Стараюсь быть честной с собой и признаю, что это действительно осуждение. Хотя часто хочется сказать себе, что я выступаю за правду и справедливость (в житейском понимании). Это всё маски для отмазки.
2. Определяю, за что я осуждаю человека, т.е. те земные ценности ради которых я забыла Бога и стала осуждать. Допустим, раньше я осуждала тех, кто обманул меня из-за самих денег, а теперь склонна осуждать за непорядочность. Раньше думала о том, какой материальный урон нанёс мне человек, а сейчас думаю, деньги не важны, но как можно так обмануть друга.
3. Молюсь, и Божьей помощью всё проходит.
Диавол ловко использует нашу привязанность к земным ценностям, знает наши слабые места. Интересно, что, как правило, осуждаем за то, в чём сами грешны.
Когда вы с братом объединились в борьбе с грехом (Диаволом) в себе вы признали, что не человек виноват, а грех, который в вас и просили Бога помочь. Изначально вы старались любить и были открыты другу, «смотри, я не хочу тебе зла», помоги мне справиться с грехом, и я помогу тебе. Люди часто отрицательно реагируют, т.к. боятся. Страх или непонимание намерений другого человека рождает неприязнь. Открытая позиция помогает побороть страх, непонимание и объединить усилия в борьбе. В вашем случае процесс обоюдный. Но я замечала, что даже в одностороннем порядке получается хорошо. Вернулась от родственников и обстановка там не очень. Стали осуждать меня и передавать эти сплетни мне. Первое движение обидеться и защищаться, но это, значит, играть не по тем правилам. Поэтому помолилась об избавлении от греха, о том, чтобы всех любить и Господь помог. Пошла и купила в День рождения «главной сплетнице» банку мёда, пришла с дочкой поцеловала и поздравила её. Конечно, не назвала тех, кто её выдал, но, между прочим, в разговоре сказала, чтобы она не переживала, что я не растрачу все деньги на поездки и не поставлю себя под удар неразумным ведением дел. На наш отъезд тётя испекла пирожки и принесла нам. Думаю, Господь не только мне помог избавиться от осуждения, но и ей. Было бы иначе, если бы я вступила с ней в спор и стала бы аргументировать…
Из письма р.Б. Елены
Дополнение от иерея Василия:
Из творений свт. Иннокентия Иркутского мы знаем, что если при нас другие люди в разговоре впадают в осуждение, то промолчать нельзя, ибо («Молчанием предается Бог» прп. Максим Исповедник и мы становимся соучастниками их греха), но и обличить нельзя, ибо мы впадаем в осуждение самих осуждающих… Как же быть? Святитель советовал в этой ситуации сказать: «Прости нас, Господи…» и пусть каждый сам задумается о ком идет речь.
И еще. Пришло на исповеди: Часто при общении один из собеседников впадает в осуждение третьих лиц, а другой собеседник, верующий, видя это, не знает как ему поступить: прервать беседу – обидишь человека, поддерживать – согрешаешь… Многие, следуя совету старца Паисия, стараются применить добрый помысел и оправдать осуждаемого. Но, часто, делают это неправильно. Возьмем, например, ситуацию осуждения пьющего родственника. «Вот, он пьяница» - говорит осуждающий. А применяющий метод старца и старающийся исправить ситуацию, говорит: «Нет. Это не он, а бес его к рюмке тянет». Вроде бы все верно, но… ошибка. «Нет» означает несогласие с позицией собеседника, несогласие, которое, в худшем случае, может привести к вражде с осуждающим собеседником: бес может накрутить: «Вот видишь! Он игнорирует тебя! Не заботится о тебе!! Предает тебя!!!»… Беда… Сколько близких людей через это потеряли друг друга – только священники знают… Как же быть? Пришло как надо ответить: «Да… (небольшая пауза, показывающая что мы сопереживаем проблеме ближнего) Слаб человек… Бесы крутят его… Помоги ему, Господи!». Всё! Мы проявили сочувствие, но не опустились до его уровня (осуждения), а подняли его вверх до Молитвы.
Применяйте это, братья и сестры, - многих разрывов отношений сможете избежать!