Экзистенциальный смысл стихии песка




М.В. Осорина

 

Песок это нечто небьющееся, сыпучее и представляющее большой психологический интерес для людей разных возрастов и для людей с разными душевными расстройствами. Все хорошо знают, что песок очень любят дети и поэтому песочницы дают своеобразный традиционной сигнал психике. Даже в царском семействе пользовались песком в песочницах. Это хорошо описано. В детстве у маленьких царевичей была песочница, а еще раньше у великих князей.

У всех девочек и мальчиков обязательно была песочница. Как известно, она всегда есть в игровых психотерапевтических комнатах. Также там всегда есть ящик с мокрой глиной. Контейнеры с галькой. И там всегда есть кран, из которого можно пускать воду в разные стороны, обливаяся как хочешь. И это неслучайно.

Не будем брать специфические психологические ситуации. Если мы просто спросим взрослых, которые к психологии не имеют никакого отношения, то можно обнаружить, что взрослые тоже любят лежать на песке, на берегу и просыпать его сквозь пальцы. Они любят использовать его для посадки растений, при строительстве зданий, в песочных часах.

Всем хорошо знакомы метафоры: «замок на песке», «дом на песке», «песочные часы». В связи с этим мне показалось, что будет небезынтересно поговорить о том, откуда слово песок произошло. Хочу систематизировать основные идеи, которые в человеческой культуре связаны с темой песка и обсудить почему они связаны.

Хочу рассмотреть песок, как стихию, или один из элементов стихии, в которой столько всего спрятано! Люди много лет общаются с песком, трогая его, думая о его свойствах. Они умудряются символически осознавать и связывать с ним многие интересные проекты человеческого духа. Вот этому будет посвящен мой небольшой разговор.

Мне самой было небезынтересно узнать, что слово «песок» происходит от древнеиндийского слова «прах». Слово «песок» сохранилось во всех славянских языках, прошло через многие географические пояса на протяжении многих столетий у поляков, украинцев, русских. Интересно то, что словом этим обозначалась как сама субстанция, так и все обобщающее термин «прах». Если мы заглянем в словарь В. Даля, то обнаружим там, что песок имеет такое определение - перетёртый природой камень.

Ну, может быть это и небольшое открытие! И так понятно, что это остатки, «ошмётки» чего-то). Тогда интересно противопоставление камня и песка: камень твердый, оформленный, жесткий, создающий опору. Песок, это то, на что он развалился – все перетирания, которые исходили из естественных природных сил, воздействующих на этот камень, который превратился в песок, в бесконечное количество маленьких песчинок. Песчинок, твердых по своей природе, но распавшихся на отдельные маленькие кусочки.

Соответственно по своей физической природе и происхождению по сути песок – это прах. Это – результат распада и вот эта тема песка очень интересна. Сама тема распада чего-то, оформленного и сделанного из материи на маленькие кусочки, превращение его снова в крошечные элементы мира, тема бренности бытия того, что сделано из материи, очень сильно связана с песком. Он символизирует тему бренности материального бытия. Всё живое и неживое сделано из какой-то материальной основы и обязательно распадется на маленькие кусочки. В этом смысле второй аспект песка связан с тем же прахом и активизирует вспоминание, что мы из праха созданы и прахом станем. Откуда ты пришел, туда и вернёшься. В этом моменте хочется сравнить песок с глиной потому, что у глины есть некоторые замечательные качества, которых нет у песка.

Психологи осознают и активно используют глину в своей работе. В ней много органических элементов. Она бывает жирной, она лепится и когда говорят о создании кого-то живого из праха, то больше хочется употребить слово глина.

С песком как раз более тесно связана тема распада. Нам, как северным людям это менее понятно. Восточным людям, которые создали это слово, хорошо понятно. Песком засыпают всё то, что пришло в упадок: пески, которые занесли города, пески, которые под собой погребли всё, что делали люди, пески, которые покрыли собой прах, всех тех, которые пытались что-то сделать на Земле. Все, кто занимается песочной терапией, особенно с детьми, хорошо знают, как дети любят хоронить нелюбимых персонажей, закапывая их в песок.

Теперь следующий момент про песок. Он создан из элементов плохо связанных между собой: они сыплются, они не держат форму. У них есть замечательное и крайне привлекательное для людей свойство – легко проминаться. Песчинки совершенно прекрасно поддаются любым воздействиям извне. Если попросить вас прикоснуться пальчиком к маленькой горке песка – след останется. Это страшно привлекательно для тех людей, которые исследуют свои возможности воздействия на мир. Если искать какой-нибудь материал, который идеально для этого подходит и не требует никаких усилий, чтобы след отпечатался на нём, то это будет именно песок. Даже на глину нужно нажать сильнее, чтобы оставить след. Поэтому маленькие дети, находящиеся в период формирования личностной автономии, когда им полтора, два, два с половиной года обожают песок в силу его невероятной податливости.

Человеку, который начинает познавать свою дееспособность, как свое человеческое свойство (осознавать себя, как действующего и влияющего на мир, исследовать саму влиятельность), песок, естественно, будет очень сильно нравиться. Это мы хорошо знаем по маленьким детям и по взрослым, у которых есть серьёзные невротические проблемы, связанные с этой темой самости.

Следующий момент заключается в том, что податливость песка интересна с той точки зрения, что он податлив не только от руки человека. Животные, тоже используют песок, чтобы закопать или раскопать в нём что-то. Например, черепахи, которые откладывают в песке яйца или закапывают что-то в песке. Так что не только люди знают замечательные, прекрасные свойства песка, как места захоронения чего-нибудь или сохранения чего-нибудь, что потом можно извлечь.

Детки постарше, которые хотят не просто воздействовать на мир, но использовать свою творческую, созидательную энергию, конструируют формы. Следующим шагом, после того как они трогают пальчиком или бьют лопаткой по песку или вкапываются в него, становится акт создания куличей.

Взрослые обычно не подозревают и обращают внимания на один уникальный момент, связанный с глубоким философским открытием, который ребёнок делает целенаправленно, исследуя песок. Открытие связано с песком, как с веществом, из которого ты можешь созидать и при этом, из которого всё легко разрушается.

Взрослые, которые очень падки на результат и любят результат, хотят его сохранить, чтобы полюбоваться или получить положительную оценку, крайне возмущается, когда видит, как маленький ребёнок уже навострившийся делать куличики поступает со своими куличами. Типичная картинка, это когда ребёнок с удовольствием делает куличики, глядит на них, после чего с большим удовольствием сшибает их своей собственной рукой. Это возмущает взрослых, которые видят в этом один разрушительный акт. В тоже время в этом разрушении кроется очень большая, серьёзная проблема, которую они не сознают.

Ребёнок, делающий куличики уже выстрадал и понял, насколько песок подвержен воздействием любого, не только живого существа. Другой, кто не я, например, какой-то злодей, который пробегал мимо, нечаянно махнул рукой или ногой и все мои изделия пропали. И под воздействием стихий – ветра, дождя или других каких-нибудь природных явлений. Поэтому для того чтобы совладать с темой острых переживаний по поводу бренности своих изделий, ребёнок решает эту проблему самостоятельно, более интересным образом. Он созидает и разрушает то, что он сделал, как бы исследуя эту тему активно. Делает ее предметом изучения и держа под контролем. Для него, в отличие от взрослого, процесс начинается и заканчивается не так, как об этом мыслит взрослый.

Взрослый считает, что если это есть прах или из этого получился продукт, то на этом ставится точка. В лучшем случае он будет любоваться и не переживать потом из-за того, что всё это ухнуло в небытие.

Ребёнок же считает, что процесс начинается с того момента, когда он захотел что-то сделать, подбирает формочку, делает куличик, смотрит на него, доволен тем, как это получилось, сшибает его и проверяет силу своего хозяйского влияния на этот предмет. Он действует, как Тарас Бульба – «Я тебя породил, я тебя и убью!».

Однако, завершением этому процессу будет момент, когда я обнаружу, что при мне, со мной находится моя творящая воля. Если я захочу, то могу взять и из этого праха сделать новый кулич. И вот этот момент исключительно важный!

Из праха создан и в прах перешло в соответствии с моей волей потому, что творящая воля должна осознать момент разрушения. Иначе она не будет по-настоящему творящей. Важно осознать свою творящую волю в тот момент, когда она опять захочет что-то сделать. Полный цикл будет тогда, когда мы начали с желанием что-то создавать, создали, разрушили и опять захотели создать. Я чувствую, что могу, я могу снова и снова возрождать, снова и снова воспроизводить - жизнь будет продолжаться, пока я хочу. На это никто не может повлиять! Никакой ребёнок, который разрушил мои постройки лопаткой, ни ветер, который развеял мои куличи, ни дождь, который их размочил.

Следующий момент очень интересного свойства песка заключается в том, что ввиду плохой связанности песчинок, если ты хочешь на него воздействовать, чтобы творящая воля воплотилась в то, что ты захочешь, нужно быть чрезвычайно собранным, осторожным, иметь прекрасную моторику и быть очень хорошо сконцентрированным, а равно учитывать состояние песка. Обязательно важно учесть – он влажный, он сухой, он такой, он сякой? От этого будет зависеть способ воздействия на песок.

В одном из хороших фильмов о китайской жизни, есть эпизод, когда из двух воюющих китайских царств из одного посылают лазутчика другое царство. Им нужно было узнать, каким образом воины первого царства умудряются быть настолько эффективными. Они чрезвычайно собраны, прекрасно стреляют и перепрыгивают с крыши на крышу. Два лазутчика попадают в школу соперников, где учат воинов и обнаруживают принципиальное место, где обучают самому главному. Это небольшая комната, где стоят столы, у которых сделаны бортики и насыпан песок. Длинными заостренными палочками воины пишут на песке иероглифы.

В фильме писание палочкой по песку является одним из дешевых способов тренировки. Не надо тратиться на бумагу и тушь и при этом изумительно хорошо осуществлять задачу тренировки собранности, которая проявляется в точности движений.

У песка еще есть несколько замечательных качеств. Песок очень своеволен. Тот, кто общается с песком, обнаруживает, что его творящая воля наталкивается на своенравность песка, что надо как-то учитывать. А вот эта своенравность песка, как сопротивление среды, на которую я воздействую, это тоже очень интересная тема.

Ещё один значимый момент будет заключаться в том, что песок состоит из отдельных песчинок. Отдельные песчинки, одинокие песчинки, которые представляют собой одного из множества подобных ему, традиционно во всех культурах мыслились как замечательная метафора передающая проблему человека, который ощущает себя одним из многих. Это тема, которая должна быть человеком осмыслена. Она в каком-то смысле противостоит другой теме – уникальность, самобытность неповторимого героя, которого уже нет на свете. Одна песчинка в море песка, как отдельная человеческая жизнь, человеческий представитель, сохраняющий самость.

И последний момент — это то, что стихия песка по своему складу чрезвычайно близка и подобна, во многих отношениях, стихии психического. Близка особенности психической жизни человека. Её невероятная подвижность, текучесть, причудливость, своеволие похожи на повадки песка и очень близки к тому, каковой является психика.

В потоке психики что-то возникает, прибывает, исчезает, трансформируется мгновенно в доли секунды. Сам хозяин психики, сам носитель всех этих прекрасных психических качеств, не успевает уследить за тем, как это у него получилось. Полминуты было одно, сейчас совершенно другое – настроение, состояние, другие мысли, другие образы появились и расточились.

Появляются такие глубокие и тонкие экзистенциальные переживания, которые люди часто вообще никак не осмысливают. Например, когда кто-то лежит на песке и пересыпает его из руки в руку, просыпает сквозь пальцы, насыпает на себя, глядит на то, как он стекает, как он проминается, когда кто-то по нему проходит.

Эти переживания очень близки и похожи тому, что изощрённый наблюдатель может увидеть в своей собственной душевной жизни. Она, кстати, всегда обязательно появляется во всевозможных шевелениях и в трепете тяжелого тела. Того самого тела, в котором эта самая душа пребывает.

Как известно, психологи высоко ценят знаменитое высказывание Ивана Михайловича Сеченова, что конечным звеном всякого психического акта является движение. Живое, собственное тело непрерывно отражает, даже если ты этого не хочешь, все шевеления твоей души. Так какой-нибудь изощрённый сторонний наблюдатель, глядя на изменение мимики твоего лица, на мельчайшие изменения позы и шевеление конечностей, тремор рук, может умудриться считать движении твоей души и глубинные проблемы твоих переживаний, эмоций и даже твои мысли. Людям кажется невероятным, но так может быть.

Неслучайно у нас есть подвижное тело с огромным количеством степеней свободы по сравнению с любой машиной. Тело должно моментально реагировать на любые пожелания психики, которая проявляет себя через него и осуществляет воздействие на мир через него. Если тема психической жизни осмыслена хозяином психики, то ему не будет скучно в любом возрасте в общении с песком наедине, без посредников.

Неслучайно пожилые люди больше всего любят сидеть и смотреть на игры маленьких детей и особенно игры маленьких детей в песке. Они снова и снова возвращаются к тем базовым основам бытия, которые спрятаны в песчаной стихии. В этой самой бренности всего телесного. При этом удивительна подвижность «мыслящего тростника», как называли людей когда-то в Древней Греции, и проявления душевных шевелений, которые так причудливо можно наблюдать в песочной стихии, когда дует ветер, идет дождь, кто-то трогает песок руками, какое-то насекомое ползет или какая-то слеза падает на этот песок.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: