МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Казанский национальный исследовательский технологический университет»
(ФГБОУ ВПО «КНИТУ»)
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОНФЛИКТОЛОГИИ
ПРОГРАММА
Междисциплинарного экзамена
По направлению 040300.62 – Конфликтология
Рассмотрено и утверждено Ученым
Советом факультета социальных и
гуманитарных технологий
Протокол № 2 от 20 октября 2011 г.
Декан _______________ Н.Ш. Валеева
Казань 2011
Программа составлена кафедрой социальной и политической конфликтологии на основе программ общепрофессиональных дисциплин, входящих в федеральный компонент ГОС ВПО.
Разработчик программы, проф. Сергеев С.А.
Зав. каф. социальной и
политической конфликтологии, проф. Салагаев А.Л.
Цель государственного междисциплинарного экзамена – установление степени профессиональной подготовки бакалавра конфликтологии по использованию теоретических знаний и умений для решения профессиональных задач на уровне, требуемом ГОС ВПО.
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫПУСКНИКА
Бакалавр конфликтологии должен быть подготовлен к профессиональной диагностической, профилактической, проектно-аналитической, экспертно-консультационной, согласительно-процессуальной, в том числе медиативно-переговорной деятельности в органах государственного и муниципального управления; в силовых структурах, в т.ч. налоговых, судебных и милицейских органах; в социальных службах и психокоррекционных центрах, производственных предприятиях, торговых фирмах, консалтинговых и маркетинговых компаниях, банках и иных учреждениях; в общественных и политических организациях; исследовательской конфликтологической деятельности в научно-исследовательских организациях.
|
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВЫПУСКНИКА
Бакалавр конфликтологии должен:
§ знать научный статус конфликтологии, ее объекта и предмета, проблемного поля и категорий, связей с другими научными дисциплинами, изучающих конфликт;
§ уметь определять объективные и субъективные причины, вызывающие конфликт, общие и специфические механизмы возникновения и развития конфликтов, их динамики, этапов их зарождения и протекания;
§ уметь распознавать противоречия и знать об их влиянии на развитие общества и отдельных его компонентов;
§ владеть пониманием различий в подходах объяснения конфликта: мировоззренческого, идеологического, философского, психологического, политологического, экономического и культурологического;
§ владеть инструментарием конфликтологического анализа и прогнозирования, методиками и техниками эмпирических исследований конфликта;
§ знать и уметь выделять теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные компоненты конфликтологического знания, его экспертные, прогностические и иные функции, понимать роль конфликтологии в подготовке и обосновании политико-управленческих решений;
§ уметь выделять институциональные и внеинституциональные аспекты конфликта, рациональное и нерациональное в нем;
§ владеть кругом проблем, относящихся к деятельности человека, его свойствам и качествам, особенностям социализации личности в условиях различной по интенсивности дифференциации общества, соотношению общего блага и индивидуального интереса;
|
§ уметь анализировать международные процессы, геополитическую обстановку, факторы и условия созревания международного конфликта и роль, международных и региональных конфликторазрешающих институтов;
§ владеть знанием специфики посреднических отношений, особенностей их институциализации, общих правил и технологий диагностики конфликтов, приемами и методиками ведения переговорного процесса конфликтующих сторон;
§ уметь различать особенности протекания конфликта в различных сферах жизнедеятельности общества, разрабатывать методики предупреждения, разрешения и после конфликтной адаптации, разрабатывать меры профилактики конфликтов;
§ уметь использовать методы прикладного анализа для определения уровня конфликтности в обществе, регионах, городах и других поселенческих образованиях;
§ уметь формировать бесконфликтные мировоззренческие установки, логику бесконфликтного мышления и поведения;
§ уметь анализировать конкретный конфликт и “проектировать” бесконфликтную среду обитания;
§ иметь знания и владеть методами научных исследований в более узких направлениях конфликтологии;
§ приобретать новые знания самостоятельно, интегрировать общенаучные, социологические, психологические, педагогические, управленческие и специфически конфликтологические знания для решения теоретических, практических и профессиональных проблем конфликтолога и преподавателя;
|
§ уметь организовывать программировать и проводить исследования конфликтов в организациях и территориальных образованиях с использованием количественных, качественных и количественно-качественных методов сбора и анализа информации;
§ диагностировать и управлять межличностными, личностно-групповыми конфликтами на производстве, в общественных организациях, семьях и соседских общностях;
§ уметь осуществлять конфликтологические консультации, посредничать в конфликте медиативными способами;
§ обладать навыками преподавания конфликтологических дисциплин и педагогической деятельности.
ВОПРОСЫК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ
ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ
1. Понятие конфликта. Психологические особенности и специфика конфликта. Функции конфликта: деструктивные и конструктивные, диагностические, инструментальные. Причины конфликтов
2. Структура конфликта. структурные элементы конфликта: предмет конфликта, фрустратор, стороны конфликта, эмоциональное реагирование, конфликтная ситуация и инцидент, образ конфликтной ситуации, внутренняя и внешняя позиция участника конфликта
3. Классификация психологических конфликтов: по сферам проявления; по степени длительности и напряженности; по субъектам конфликтного взаимодействия; по социальным последствиям; по предмету.
4. динамика конфликта. Этапы конфликта. Фазы конфликта.
5. группы методов и конкретные методы исследования конфликтов. социометрический метод.
6. методы исследования конфликтов: наблюдение, опрос, тестирование.
7. внутриличностные конфликты: понятие, отличительные особенности, типология внутриличностных конфликтов.
8. Психологические защиты как причины и способы решения внутриличностных конфликтов: вытеснение, отрицание, рационализация, проекция, компенсация, реактивное образование, соматизация и др.
9. копинг-поведение и копинг-стратегии как методы разрешения внутриличностных конфликтов. Классификация копинг-стратегий: эмоциональная проработка подавленного, когнитивные, поведенческие стратегии (Никольская, Грановская); разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание (Дж.Амирхан).
10. Межличностные конфликты: понятие, отличительные особенности, сферы проявления (виды межличностных конфликтов), причины.
11. типы личностей, склонных к конфликтам. Особенности темперамента и характера как факторы конфликтогенности личности.
12. Модели (деструктивная, конструктивная, конформистская) и стратегии поведения в межличностном конфликте по Томасу-Килмену (избегание, приспособление, соперничество, копромисс, сотрудничество). Достоинства и недостатки каждой стратегии. Возможные и/или необходимые условия их применения.
13. Межличностные конфликты в семейной сфере: супружеские, родительско-детские конфликты и конфликты отношений с другими родственниками.
14. Межличностные конфликты в педагогической сфере: «ученик-ученик», «ученик-учитель», «учитель-учитель»; «студент-студент», «студент-преподаватель», «преподаватель-преподаватель, руководство».
15. Межличностные конфликты в организации: организационные, производственные, трудовые.
16. Критика. Мотивы критики. конструктивная и деструктивная критика. Виды критических оценок. Требования к публичной критике.
17. Манипулирование. Определение манипуляции. Критерии манипуляций. Виды и алгоритмы манипуляций. Алгоритм противостояния манипуляциям.
18. 4-шаговый метод разрешения межличностных конфликтов Д.Дэны: Основные постулаты концепции. Стадии разрешения конфликта. Жесты примирения.
19. разрешение конфликта с помощью посредника. Условия участия посредника. Требования к выбору посредника. Принципы психологического посредничества. Формы посредничества. Критерии оценки посредничества.
20. психология переговорного процесса по разрешению конфликтов. Этапы переговорного процесса. Модели поведения в переговорах: тип поведения, характеристики поведения и мотивы.
21. Объект, предмет и задачи курса «Социология конфликта». Соотношение с конфликтологией.
22. Основные понятия социологии конфликта.
23. Критерии выделения типов и уровней социальных конфликтов.
24. Конфликт как способ социального взаимодействия. Структура и функции конфликта.
25. Источники и причины возникновения социальных конфликтов.
26. Динамика социального конфликта, ее этапы.
27. Концепция социально-классового конфликта К. Маркса.
28. Диалектическая концепция конфликта Р. Дарендорфа.
29. Функционалистское объяснение конфликта Г. Зиммеля. Позитивная роль конфликта.
30. Проблема конфликта в системно-структурном анализе конфликта Т. Парсонса.
31. Концепция конфликта Л. Козера.
32. Поведенческая (бихевиористская) модель конфликта.
33. Концепция согласия и насилия И. Гальтунга.
34. Общие и социальные методы исследования конфликта. Специфика социологического изучения конфликта.
35. Комплексная диагностика и экспертиза конфликта.
36. Технологии регулирования и стили разрешения конфликта.
37. Разрешение и урегулирование конфликта посредством переговоров.
38. Специфика переговорного процесса. Этапы медиации.
39. Социальная база конфликтов в российском обществе.
40. Способы и перспективы разрешения конфликтов в современной России.
41. Сущность и причины политических конфликтов. Теория относительной депривации.
42. Типология политических конфликтов.
43. Понятия «война», «военный конфликт». Типы войн. Цели и причины войн.
44. Общая характеристика этапов политического конфликта.
45. Революция и другие типы внутриполитических конфликтов с применением насилия (переворот, восстание и пр.).
46. Причины революций.
47. Динамика революций.
48. Понятия «террор», «терроризм». Типы политического терроризма, основные террористические организации.
49. Тенденции развития терроризма и противодействие ему.
50. Политический кризис и политический конфликт. Модели развития политического кризиса.
51. Этнополитические и религиозно-политические причины: причины, сущность. Этнополитические конфликты на постсоветском пространстве.
52. Международные политические конфликты, основные подходы к их исследованию.
53. Международные организации и их роль в разрешении политических конфликтов.
54. Теоретические направления по урегулированию политических конфликтов.
55. Принципы и фазы урегулирования политических конфликтов.
56. Пути, подходы и методы решений при урегулировании политических конфликтов.
57. Типы соглашений и решений при урегулировании политических конфликтов.
58. Роль третьей стороны в урегулировании политических конфликтов.
59. Роль переговоров в разрешении политических конфликтов, типы и особенности переговоров.
60. Этапы политических переговоров и тактические приемы при их ведении.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аклаев, А.Р. Этнополитическая конфликтология: анализ и менеджмент: учеб. пособие. – М.: Дело, 2005. – 472 с.
2. Анцупов, А.Я. Конфликтология: Учебник / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - СПб.: Питер, 2008. - 551 с.
3. Волков, Б. С. Конфликтология: учеб. пособие для студ. вузов. - 2-е изд., доп. и исправ. - М.: Альма Матер: Академический Проект, 2006. - 381 с.
4. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2005. - 464 с.
5. Дмитриев, А. В. Конфликтология: учеб. пособие для студ. вузов. - М., 2003. - 335 с.
6. Козер, Л. Функции социального конфликта / Под общ. ред. Л.Г.Ионина. – М.: Идея Пресс, 2000. – 205 с.
7. Козырев, Г.И. Основы конфликтологии: учеб. для студ. образ. учреждений – М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2007. – 320 с.
8. Конфликтология: хрестоматия: учеб. пособие / Рос. акад. образ., Моск. психолого-соц. ин-т; сост. Н.И. Леонов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во Моск. психолого-соц. ин-та; Воронеж: Модэк, 2006. - 230 с.
9. Курбатов, В.И. Конфликтология: учеб. пособие для студ. гуманит. вузов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 445 с.
10. Сергеев, С.А. История конфликтологии: Учеб. пособие. - Казань: КГТУ, 2010. – 232 с.
11. Сергеев, С.А. Этноконфликтология. Структурно-логические схемы и тесты: учебно-методич. пособие / З.Х. Сергеева, С.А. Сергеев. – Казань: КГТУ, 2010. – 124 с.
12. Фишер, Р. Переговоры без поражения. Гарвардский метод / Р. Фишер, У. Юри, Б. Паттон. – М.: Эксмо, 2006. – 320 с.