Появление лошади на Японских островах
Лошадь, как и собака, свинья и корова, одной из первых была одомашнена человеком. Первые свидетельства одомашненных лошадей датируются 4-3 тысячелетием[1] до нашей эры. П[2] [MOU3] ервые жители Японии не были истинно конным народом, и лошадей в Японии изначально всегда было немного. Это было связано с географическими факторами: горный рельеф японских островов и ограниченные по площади пастбища не могли дать пищу большому поголовью крупных животных. Первое время лошади играли ничтожную роль в раннем японском сельском хозяйстве и военных конфликтах. Ситуацию изменила последняя масштабная миграция с континента на Японский архипелаг, имевшая место в III-VI веках. Предположительно, лошади могли прибыть вместе с мигрантами через Корею из северо-восточного Китая или через Сахалин.
В поздних курганах эпохи Кофун (300-538) были обнаружены конские сбруи и фигурки х [4] анива в форме лошадей. В хронике VIII века «Нихон Сёки [5] » встречаются свидетельства того, что в III веке правитель корейского государства Силла после поражения от императрицы р[6] егентши Дзингу подарил ей лошадь. Вероятно, с этого времени можно говорить о п[7] оявлении в Японии конной кавалерии.
«И он поднял белое знамя и сдался сам, связал себе белым шнуром руки сзади за спиной, запечатал карты и посемейные регистры и пришё [8] л к ладье государыни и склонился перед нею. И бия головой [об землю], сказал: «Отныне и впредь я тебе буду служить так долго, как [долго] существуют Небо-Земля, и стану твоим конюшим. И весной и осенью, непрестанно, так, чтобы не успевали вёсла ладьи высыхать, стану доставлять тебе в дань лошадиные греб ёнки и кнуты. И невзирая на дальность морского пути, каждый год будем доставлять тебе дань в виде мужчин и женщин [нашей страны]». ( «Нихон Сёки », Свиток IX, пер. Л. М. Ермаковой, А. Н. Мещерякова)
|
Поголовье лошадей в Японии сильно колебалось: увеличивалось во времена смут и уменьшалось в мирные времена. Японские лошади относится к так называемому островному типу: они маленького роста (135-140 см), мохнатые, очень выносливые и агрессивные. Встречаются животные разных мастей —[9] гнедые, вороные, серые, караковые (чёрные с рыжими подпалинами возле глаз, на носу и в паху). Одни из самых старых пород японских лошадей — это Лошадь Кисо (известна с V в[10] ека), Лошадь Мисаки (известна примерно с VI века), Лошадь Мияко (известна с XIII века).
Лошади широко использовались в войнах вплоть до появления в Японии огнестрельного оружия в XVI веке, к[11] огда конные лучники перестали быть столь эффективными.
Образ лошади и всадника в панорамах сражений
Во второй половине XII века живопись отражала настроение эпохи: широкий показ жизненных ситуаций, нарочитая эмоциональность и драматизм, гротеск и ирония н[12] а реальность. Можно вспомнить свитки жанра рокудо:-э — «Ямай но соси » и «Гаки дзоси ». Однако в конце века в живописи на фоне людских страстей начинает выделятся фигура нового позитивного героя, изображение которого до этого не было столь значимым. В свитках «Бан дайнагон экотоба » выделяется фигура конного всадника. В облике воинов, сдерживающих и направляющих испуганных лошадей, появляются черты отчуждённости и некого спокойствия, что контрастирует со всей суматохой вокруг. Их выделяет ещё одежда, нарядная и упорядоченная.
|
Дом и растения (фрагмент «История придворного дайнагона Бана»), Конец XII в. Токийский национальный музей[13]
Всадник (фрагмент «Бан дайнагон экотоба »). XII век. Музей искусств Идэмицу, Токио // Wikimedia. URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Ban_Dainagon_Ekotoba_-_people_on_horses.jpg?uselang=ja
Всадник (фрагмент «Бан дайнагон экотоба »). XII век. Музей искусств Идэмицу, Токио // Wikimedia. URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Ban_Dainagon_Ekotoba_-_people_on_horses.jpg?uselang=ja
Полиция пытается поймать преступника (фрагмент «Бан дайнагон экотоба »). XII век. Музей искусств Идэмицу, Токио // Wikimedia. URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Ban_Dainagon_Ekotoba?uselang=ja
Образ коня постепенно начинает набирать популярность и приобретать изящество. Художники изображают в образе коня и грацию, и силу, и мужество, и спокойствие, т.е. стремятся передать всадника и его лошадь как героя, который спасёт от невзгод. О симпатиях живописцев к лошадям говорит и детализация образов воина и коня на фоне всех остальных людей: грива, сбруя, амуниция. Чаще всего конь изображается вздыбленным, подчёркивается гибкость мускулистой шеи коня, мощь его форм.
Группа Мицуясу Сираиси атакует монгольских солдат из-за спины Такезаки Суэнаги (фрагмент «Моко сюраи экотоба ») 1293 год. Императорская коллекция Кокё в Токио // // Wikimedia. URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Tagezaki_Suenaga,Ekotoba5.jpg
Битва при Ко:ан (фрагмент «Моко сюраи экотоба ») 1293 год. Императорская коллекция Кокё в Токио // // Wikimedia. URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Takezaki_suenaga_ekotoba_2-1.jpg
Квинтэссенцией выражения темы воина-героя можно увидеть в свитках «Хэйдзи моногатари эмаки » и в свитках «Моко сюраи экотоба ». Последние приписываются художникам Тоса Нагатака и Тоса Нагааки. Оба свитка принадлежат к стилю эмаки [14]. В них прослеживается несколько особенностей живописи XIII века: насыщенные цвета с яркими пигментами, линия динамична и выразительна, стремление к реализму (особенно в движении людей и лошадей) и детализации оружия и доспехов, непрерывная композиция нескольких сцен или событий без чёткой границы.
|
Ночная атака на дворец Сандзё. (фрагмент ««Хэйдзи моногатари эмаки »»). Конец XIII века. Музей изящных искусств Бостона // // Wikimedia. URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Heiji_Monogatari_Emaki_-_Sanjo_scroll_part_5_-_v2.jpg
Ночная атака на дворец Сандзё. (фрагмент ««Хэйдзи моногатари эмаки »»). Конец XIII века. Музей изящных искусств Бостона // // Wikimedia. URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Heiji_Monogatari_Emaki_-_Sanjo_scroll_part_6.jpg
Ночная атака на дворец Сандзё. (фрагмент ««Хэйдзи моногатари эмаки »»). Конец XIII века. Музей изящных искусств Бостона // // Wikimedia. URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Heiji_Monogatari_Emaki_-_Sanjo_scroll_part_6.jpg
Ночная атака на дворец Сандзё. (фрагмент ««Хэйдзи моногатари эмаки »»). Конец XIII века. Музей изящных искусств Бостона // // Wikimedia. URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Kyujutsu10.jpg
Cвитки «Хэйдзи моногатари эмаки » созданы во второй половине XIII века и иллюстрируют события 1159 года. Автор и заказчик произведения остаются неизвестными. Работа состоит из трёх свитков, хранящихся в Токийском Национальном музее и в Бостонском музее искусств. Произведение отличается динамизмом линий и движений, яркими цветами, а также реалистичным импульсом, характерным для искусства периода Камакура (1185-1333). Жестокость, резня и варварство также воспроизводятся без приукрашиваний.
В названных свитках образ коня становится более героическим, эмоциональным. Он являет собой воплощение силы и мужества, а также непременным «атрибутом» военного. Художники стремились передать максимально реалистично цвет и шерсть, движения и мускулы коня. Оба п[15] роизведения написаны плотными красками, что даёт глубину изображению. Можно сказать, это своего рода иллюстрированные памятники указанным событиям и участвовавших в них полководцам и воинам.
Конные портреты
Образ коня постепенно начинает набирать популярность и приобретать изящество. Художники изображают в образе коня и грацию, и силу, и мужество, и спокойствие, т.е. стремятся передать всадника и его лошадь как героя, который спасёт от невзгод. О симпатиях живописцев к лошадям говорит и детализация образов воина и коня на фоне всех остальных людей: грива, сбруя, амуниция. Чаще всего конь изображается вздыбленным, подчёркивается гибкость мускулистой шеи коня, мощь его форм.
Фрагмент свитка «Цуисин Тэики эмаки ». Середина XIII века. Музей искусств Окура, Токио // Wikimedia. URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Zuishin_Teiki_handscroll.jpg
Копия свитка XIII века, созданного Кано Кад[16] зунобу в XIX веке. Токийский национальный музей // Tokyo National Museum Image Search. URL: https://webarchives.tnm.jp/imgsearch/show/C0081678
Если в свитках XII века воин-всадник — фигура ещё эпизодическая, то в свитках XIII века он становится одним из ключевых персонажей. Этому в немалой степени поспособствовало создание сёгуната Камакура в 1185 году и попытки вторжения монголов в Японию в 1274 и 1281 годах. Интересны свитки «Цуисин Тэики эмаки », в которых представлены изображения восьми знатных всадников и одного придворного, ведущего лошадь под уздцы. Сюжетно они не связаны. Эти изображения относятся к жанру портретной живописи (нисэ-э), родившегося в конце XII века. Композиция в целом основана на тонких чёрных линиях, нарисованных тушью, цвет ограничен незаметными штрихами на лицах и упряжи лошадей. Поэтому можно сказать, что обособление такого рода темы из общей сюжетной взаимосвязанности — характерная черта живописи XIII века.
Дальнейшее развитие портретная живопись получила в портретах сёгнуов на конях в период Муромати (1336-1573),. Самые известные из которых это потерт принца Мориёси, сделанный в XIV веке, портрет предположительно первого сёгуна клана Асигака Асигака Такаудзи и портрет Асигака Ёсихиса кисти художника Кано Масанобу конца XV века.
Отъезд принца Мориёси. XVI век // Wikimedia. URL: https://de.wikipedia.org/wiki/Datei:護良親王出陣図.jpg
Возможный портрет Асигака Такаудзи. Художник и датировка не известны // Нинпо. URL: https://www.ninpo.org/militaryhistory/warriors/ashikaga_takauji.html
Кано Масанобу. Портрет Асигака Ёсихиса. 1489 г. Храм Джизоо в Аити. Wikimedia. URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Ashikaga_Yoshihisa.jpg
Мотонобу Канин. Портрет Сумимото Хосокава на лошади. 1507 год. Музей Эйсэй Бунко // Wikimedia. URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Hosokawa_Sumimoto.jpg?uselang=ja
Автор предполагает, что оба последних портрета сделаны в второй половине периода Муромати (1336-1573),. К ним близок портрет Сумимото Хосокава 1507 года кисти Мотонобу Канина Их объединяет несколько особенностей: парадность, детализация элементов доспехов на всадниках и сбруи коней, яркие цветовые акценты (красный, черный, белый), передача образа лошади в более натуралистичной форме. Образ лошади в «парадных портретах» представит статным, наполненным мужеством и силой, что придает самому герою-всаднику еще большую выразительность и глубину.
«Лошади на природе»