Уотсон – молекулярное определение. Он в основном описывает поведение в терминах простой связи «стимул-реакция». Сами стимулы представляют в себе в относительно непосредственных физических и физиологических значениях. Акт – это целая группа реакций.
Молекулярное – описание поведения в терминах составляющих его физических и физиологических элементов, т.е. в терминах процессов, происходящих в рецепторе, в проводящих путях в эффекторе.
Но с другой стороны, Уотсон говорит, что поведение как таковое является чем-то большим, чем все это, отличается от суммы своих физиологических компонентов. Оно является эмерджентным феноменом, который имеет собственные описательные свойства (эмерджентный понятие философа Dougalla).
Начало различению молярного и молекулярного бихевиоризма положил Броуд (1920). Предложил Толмену доктор Вильямс (1928).
Сторонники молярного определения:
Поведение имеет собственные свойства, которые его определяют и характеризуют и которые являются чем-то другим, чем свойства лежащие в его основе физических и физиологических процессов, защищается и другими теоретиками.
Хольтом, де Лагуной, Вейссом и Кантором.
Де Лагуна «Целостный акт – есть функциональное единство».
Описательные свойства такого поведения как молярного феномена.
1) Направленность на цель или оно исходит из целевого объекта или целевой ситуации (Пр. повторять бессмысленные слоги – направленность на выполнение инструкции).
2) Поведение характеризуется не только направленностью, но также и специфической картиной обращения с вмешивающимися объектами, используемыми в качестве средств для достижения цели – термин «обращение».(Пр. направленность не только на освобождение из ящика, но и специфическое поведение – кусание, жевание).
3) Так же селективность, избирательность – выражающаяся в большей готовности выбирать средства, ведущие к цели более короткими путями.
Итог: целевой акт и направление; специфическая картина отношения как средство для достижения цели; селективность.
Мак-Даугол в своей лекции под названием «Men or robots» подразделяет всех бихевиористов на «строгих», «близких к нему» и «целевых».
Отличительные признаки поведения Мак-Даугол/Перри:
1) Некоторая произвольность, спонтанность движения.
2) Сохранение активности независимо от длительности воздействия впечатления, которым оно было вызвано.
3) Изменение в направлении движений.
4) Прекращение движений животного, как только они приведут к определенным изменениям в ситуации.
5) Подготовка к новой ситуации, которая осуществляется с помощью движений.
6) Некоторая степень усовершенствования поведения, когда оно повторяется животными в тех же условиях.
Перри говорит о том, что поведение совершается целым организмом.
«организм как целое включен в решение некоторой задачи, которая поглощает всю его энергию и включает в ее решение соответствующие механизмы».
Детерминанты поведения:
Первичными причинами поведения являются стимулы из окружающей среды и исходные физиологические состояния. Они действуют через детерминанты поведения. Они делятся на три класса:
1) Непосредственно «находящиеся в нем» объективно определяемые цели и познавательные процессы – т.е. имманентные детерминанты.
2) Цели и познавательные способности
3) Приспособительные акты
Поведение как молярный феномен – Behavior qua behavior – conduct термин предложенный Кофкой и Мэд.
Эдвард Чейс Толмен умер в своем доме в Беркли 19 ноября 1959 года. К тому времени уже увидели свет несколько книг, которые авторы — ученики Толмена — начинали посвящением своему учителю.
Однако вести речь о созданной им научной школе было бы преувеличением. В отличие от прочих мэтров бихевиоризма, Толмен, похоже, не очень заботился о насаждении собственных идей. По мнению одного из его учеников Дональда Кэмпбелла, Толмену не удалось сыграть в науке исключительной роли, поскольку он пренебрег ролью вождя.
С этой оценкой деликатно солидаризируются и другие ученики Толмена. Надо, однако, уточнить, что при этом они признают, что теория Толмена оказалась гораздо более верной, чем теории его былых соперников; они также подтверждают, что Толмена очень любили все: и его студенты, и его коллеги, и его друзья, и, коли на то пошло, даже большинство его профессиональных оппонентов.
Разъяснить сложившуюся ситуацию лучше всего словами одного из его учеников:
«Он хотел, чтобы мы стояли на своих ногах и были самостоятельными личностями, а не его собственностью. Любое проявление рабской приверженности его взглядам вызывало у него отвращение. Поэтому те, кому посчастливилось учиться у него, сами пробивали себе дорогу в жизни, и я надеюсь, что мы выиграли как психологи, а еще более надеюсь, что мы выиграли как личности от общения с таким человеком, как Толмен».
Джеймс – «учитель».
Тот же Толмен.
Латентное научение (есть описание в тексте)
ученый Мюнстерберг