Фестиваль «Не темно» прошел в Екатеринбурге 22-23 декабря 2018 года с 18:00 до 22:00. Художники и дизайнеры, приехавшие из разных городов и стран (Германии, Туниса, Польши, Нидерландов, Италии), создали уникальные инсталляции, видеопроекции и перформансы, дабы продемонстрировать искусство света.
Данное мероприятие как проект впервые состоялось еще в 2011 году и нашло отклик в сердцах заинтересованных людей, которых с каждым годом становилось все больше и больше. Позже все это переросло в масштабный фестиваль (который, однако, не будет перерастать пределы города), привлекший к себе.
Свет в совокупности с новейшими арт-методами воспринимался как проводник в процессе изменения реальности городской среды и помогал переосмыслить взаимодействие среды и социума с искусством в целом. Это удивительно, когда с помощью такого невесомого и сложного «строительного материала» как свет создаются объекты, которые позволяют по-другому посмотреть на окружающий мир и найти в них что-то интересное, красивое и важное для себя.
Все инсталляции были расположены в историческом центре Екатеринбурга. Маршрут можно было выстроить самостоятельно или присоединиться к экскурсии. Наше посещение фестиваля было организовано в формате экскурсии, что позволило увидеть большинство работ и разобраться в их смысле (с помощью экскурсовода), который закладывался авторами.
Всего работ было 26. Мы посетили следующие (иллюстративный материал мой за исключением фото работ «Видимый горизонт» и «Вторая природа»):
1. Первомайская, 11в, Сад Вайнера
Aziz Aissaoui, «Между землей и небом»
Художник экспериментировал на тему экологии и повторного использования пластика и других предметов, которые человек использует в повседневности. Сам объект выполнен из пластика и освещается прожекторами, свет отражает работу (особенно хорошо все видно на фотографиях со вспышкой и вблизи). Интерпретировать ее можно по-разному: это как посмотреть.
|
2. Карла Либкнехта, 36, «Дом Метенкова»
Please Leave a Review, «Иногда получается, иногда нет»
Смысл фразы меняется в зависимости от того, загорается последнее слово или нет. Фразы с двойным смыслом (и даже с вполне определенным) всегда привлекают к себе внимание и заставляют задуматься. Ну и как арт-объект они выглядят интересно.
3. Горького, 4а, Музей архитектуры и дизайна
Анна-Роза Рапп, «Lightprint of Indefinite Nations»
Самый загадочный объект. Стены помещения испещрены световыми рисунками, разглядеть в полной мере которые можно только тогда, когда мало людей, – они все загораживают. Проекции живописи, художественных изысков на такие холсты выглядят занимательно: хочется рассматривать. А темнота вокруг добавляет нужный колорит и настроение.
4. Набережная рядом с Музеем архитектуры и дизайна
Арт-группа «Злые», «Идея»
Огромная лампочка, составленная из пластиковых стаканчиков. Она несет в себе следующую мысль: люди, находясь в состоянии алкогольного опьянения, становятся чуть более гениальными. С этим поспорить трудно! Работа отражает позитивную сторону употребления алкоголя (это намек на творческих людей, многие из которых посредством такого «допинга» выдают что-то, до чего обычный человек бы не додумался), и в этом ее злободневность и оригинальность одновременно.
|
5. Вайнера, 40
Александр Радтке, «Будда и свет»
Самая маленькая работа. Честно говоря, если бы экскурсовод не сделал акцент, что это именно Будда, с первого взгляда это было бы не очень понятно. Издалека не слишком видна и вблизи интересна (исключительно на мой взгляд) только подсветкой: свет красиво проходит сквозь материал.
6. Вайнера, 40
Людмила Калиниченко, «On / off»
Ёлка, сделанная из тройников. Интерпретировать работу можно по-разному: кто-то увидит здесь намек на сильную «вплетенность» в нашу жизнь социальных сетей, - их важность для практически каждого современного человека. Кто-то подумает, что здесь делается акцент на технологии в принципе (как наша жизнь в целом от них зависит), на современность.
7. 8 Марта, 43а/1
Елена Вертикова, «У цвета нету дна»
Работы, в которой свет принял свои естественные абстрактные формы. Атмосферность и спокойствие, когда хочется ходить и разглядывать.
8. Вайнера, 40
Дуэт «Музей вечно играющих аттракционов», «Вторая природа»
Дышащая природа. Эта работа сверкала и двигалась: будто действительно дышала. Производила тихие скрипящие звуки. Отражение жизни, какая она есть. В темноте она выглядела максимально эффектно.
9. 8 Марта, 43а/1
Алексей Щигалев, «Видимый горизонт»
Эта работа интереснее всего выглядит на видео, так как она довольно быстро вращается, и это создает интересный эффект. Тени и нужное освещение отлично ее дополняют. А объект в центре напоминает горы.
10. Народной Воли, 49, рядом с музеем «Россия – моя история»
Евгений Хлопотов, «Контакт»
|
Еще одна надпись со смыслом, который каждый может интерпретировать как угодно. Контакт с человеком – дружеский, недружеский или «сверхдружеский», контакт с миром, контакт с животным, с объектом; контакт – как не контакт в смысле взаимодействия.
11. Народной Воли, 49, рядом с музеем «Россия – моя история»
Павел Васильев и Игорь Маратканов, «Она»
Очень эффектная работа. Световые «башни» опять же наталкивают на множество различных интерпретаций. Интересно и название работы, – «Она» - также наталкивающее на размышление. Хотя, даже если размышление о таком сложно и что-то конкретное выявить было тяжело, сама по себе «Она» выглядела красиво.
12. Чапаева, 1, Сад Нурова
Макс Зюдус, «Сад»
Маленький «кусочек» сада, природы – через свет и окошко, как под микроскопом.
13. Плотинка
Сергей Лаушкин, «Держась за свет»
Отсылка к картине «Слепцы» (или «Притча о слепых») Брейгеля. В этой работе изображенные держат в руках как бы световые мечи, а у них самих нет лиц, - видны только силуэты.
14. Ленина, 43, между КТ «Колизей» и «Поль Бейкери»
Александр Гагарин, «История конструктивизма»
Данная работа за счет световых проекции различных видео на себя выглядела живо и динамично. Были отображены различные моменты и события. Сам видеоряд был средним по длине и выполнен в «рисованной» стилистике.
На просмотр вышеперечисленных объектов ушло чуть больше двух часов. На эти два вечера город действительно озарился творческим светом.