МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачёва»
Кафедра маркшейдерского дела, кадастра и геодезии
Геодезия и маркшейдерия (раздел Геодезия)
ТЕТРАДЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
для студентов специальности 131201.65 «Физические процессы
горного или нефтегазового производства»,
специализация «Физические процессы горного производства»
Вариант №_____
Студент группы___________________
Преподаватель _________________
Кемерово 2013
Лабораторная работа № 1
ЛИНЕЙНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ НА ТОПОГРАФИЧЕСКИХ КАРТАХ
Цель работы: приобретение навыков в определении расстояний по карте.
Принадлежности: топографическая карта, масштабная линейка, циркуль измеритель, микрокалькулятор.
Масштабом называется отношение длины отрезка d на плане к его длине (горизонтальному проложению) S на местности
; . (1)
Численный масштаб записывают в виде дроби, где числитель всегда равен единице, а знаменатель – степень уменьшения изображения предмета по отношению к самому предмету. Например, карты масштабов 1:1000; 1:25000; 1:500 и т.д.
Линейный масштаб представляет собой графическое изображение численного масштаба: отрезок прямой, разделенный на равные части.
Поперечный масштаб применяют для того, чтобы повысить точность линейных измерений. Точность поперечного масштаба определяется по формуле
t = aM/mn, (2)
где m – число делений основания масштаба по горизонтали; n – число делений по вертикали; а – основание масштаба;
М – знаменатель масштаба.
|
Задание 1. Какому расстоянию на местности S соответствует измеренный отрезок d (исходные данные в табл. 1).
1:25000 d =_________см S =___________м
1:5000 d =_________см S =___________м
1:2000 d =_________см S =___________м
1:1000 d =_________см S =___________м
Таблица 1
Исходные данные для решения задачи 1
Вариант | Отрезок, d | Вариант | Отрезок, d | Вариант | Отрезок, d |
19,4 7,7 5,0 3,6 14,5 5,4 7,9 13,7 2,9 | 7,2 20,3 12,8 10,6 17,0 6,2 9,0 11,5 15,8 | 6,8 7,8 22,7 8,6 25,5 9,8 10,7 4,6 22,6 |
Задание 2. Определить длину отрезка на карте d, соответствующую измеренной линии S на местности (исходные данные в табл. 2).
Масштаб 1:________; S = __________м; d = ___________см.
Таблица 2
Исходные данные для решения задачи 2 и 5
Вари- ант | Длина линии, м | Масштаб | Вари- ант | Длина линии, м | Масштаб | Вари- ант | Длина линии, м | Масштаб |
1:500 1:1 000 1:500 1:1 000 1:2 000 1:5 000 1:1 000 1:1 000 1:500 1:25 000 | 1:1 000 1:5 000 1:25 000 1:1 000 1:2 000 1:25 000 1:1 000 1:1 000 1:1 000 1:5 000 | 1:2 000 1:2 000 1:5 000 1:10 000 1:2 000 |
Задание 3. Определить масштаб карты, если известны горизонтальное проложение линии S на местности и её проекция на карте d (исходные данные в табл. 3).
S = __________м d = __________мм Масштаб 1:_________
Таблица 3
Исходные данные для решения задачи 3
Вариант | S, м | d, м м | Вариант | S, м | d, мм | Вариант | S, м | d, мм |
15,4 20,1 | 25,24 15,4 66,4 75,7 15,24 19,2 20,1 | 142,2 | 33,2 71,1 13,24 37,12 12,1 30,5 10,9 | 34,4 64,7 162,8 79,7 95,9 | 17,2 47,5 64,7 59,2 81,4 79,7 95,9 51,2 90,6 |
Задание 4. Определить фактические размеры указанного на карте участка (длину S 1, ширину S 2) и его площадь.
|
d 1 = _______ мм d 2 = _______ мм Площадь участкаS = __________м2
Масштаб
1:_______ S 1 = _______ м S 2= _______ м
Задание 5. Определить горизонтальное расстояние на местности по длине заданного отрезка на карте (табл. 5) с помощью линейки, линейного масштаба и поперечного масштаба. Результаты сравнить.
S 1 = _______ м S 2= _______ м S 3 = _______ м
Задание 6. Оцифровать в соответствии с заданным масштабом поперечный масштаб (рис. 1). Определить точность поперечного масштаба t и отложить заданную линию (исходные данные в табл. 2).
Масштаб 1:________. S =__________м.
t = aM / nm =__________________м,
Рис. 1. Поперечный масштаб
Контрольные вопросы
1. Что такое масштаб карты?
2. На какие виды делятся карты в зависимости от масштаба?
3. Какие бывают виды масштабов?
4. Что такое графическая точность масштаба?
Лабораторная работа № 2