Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках литературного чтения




Коммуникативное развитие идет по разным линиям. Это количественное накопление (увеличение словарного запаса, объема высказывания) и качественные изменения (произношение, развитие связной речи, понимание обращенной речи). Однако основным критерием интенсивности и успешности коммуникативного формирования личности является умение понимать, ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи, т.е. умение правильно и оптимально использовать свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми, средствами информации и с самим собой.

Слайд 22 Основные формы учебной коммуникации

Монологические формы речевой коммуникации Диалогические формы речевой коммуникации
Выступать с готовой заранее речью Учебная беседа учителя и ученика
Рассказывать Учебная беседа в парах
Пересказывать Учебная беседа в группах
Спрашивать и задавать вопросы Дискуссия
Сообщать Ответы на вопросы
Отвечать на вопросы Ролевая игра
Критиковать Блиц - турнир
Доказывать и опровергать Защита проекта

Слайды 23-24 Способствовать этому может продуманная концепция развития школьной коммуникации, которая имеет следующие этапы:

Этапы Умения, отрабатываемые под руководством учителя
1 этап Готовность учащихся участвовать в урочном общении
  Отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ
  Задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой
  Комментировать вопросы и ответы
  Делать сообщения
  Рассказывать логично и последовательно
2 этап Простота и чёткость речевого высказывания
  Отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку
  Умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко
  Умение использовать примеры, подтверждающие высказывание
  Умение использовать риторические вопросы
  Умение вступать в контакт с партнёром и собеседником
  Умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания
3 этап Умение вести беседу в паре, в группе
  Умение поддерживать беседу
  Умение вести конструктивный диалог
  Умение построить дискуссию и вести её
  Умение участвовать в конференциях, играх и турнирах

Для создания эмоционально – благоприятной ситуации на уроке необходимо использовать:

- игровые приёмы, задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения:

Слайд 25 1 «Рассказ от первого лица»

2 «Комплимент» (сказать комплимент сказочному, литературному герою (похвали)).

3 «Сказка в заданном ключе» (введение в название сказки нового объекта, сочинить новую сказку).

4 «Изменение сказочной развязки» (придумать другое окончание сказки).

Слайд 26 Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником. Одно из главных организаций диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

Выстраивая отношения, можно выделить некоторые правила ведения диалога:

- любое мнение ценно;

- ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания;

- повернись так, чтобы видеть лицо говорящего,

- хочешь говорить – подними руку;

- дай возможность другому высказать своё мнение, а себе – понять его;

- обращение начинается с имени;

- критика должна быть тактичной;

- отсутствие результата – тоже результат;

- голос – твой божественный дар, умей им владеть.

Слайд 27 Для организации диалога с автором художественного произведения необходима организация читательской деятельности, которая включает: эмоциональное вслушивание, вычитывание, выразительное чтение, сочинения, рисование, инсценировки.

Слайд 28 Помогают в формировании диалогового общения друг с другом следующие упражнения: ролевое чтение, ролевые диалоги, работа в парах (инсценирование отрывка, разговор двух героев произведения), придумать разговор героев произведения по телефону, инсценирование произведения (сказки, рассказа, басни и т.д.)

Развивать у учащихся интерес к чтению, стимулировать свободное говорение учащихся, стремление к творческому осмыслению прочитанной литературы, воспитывать уверенность в себе, способность привлечь к себе внимание своими умениями помогает проведение «Недели литературного чтения». Ребята рассказывают о прочитанных книгах, инсценируют сказки, работая в группах, делают сообщения, участвуют в викторине, КВН

Слайд 29 Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках на уроках окружающего мира

Из форм работы, стимулирующих совершенствование коммуникативной компетенции учащихся на уроках окружающего мира, можно назвать следующие:

• проведение заочной экскурсии по выставочным залам, музеям, улицам и площадям городов мира (ролевая игра, где один или несколько учеников выполняют обязанности экскурсовода, а другие — туристов),

• устное или письменное приглашение на выставку, диалог в выставочном зале «У картины...»,

• составление вопросов для интервью с художником, писателем, режиссером, актером.

Эти упражнения, развивают у учащихся умение соотносить содержание и форму высказываний с речевой ситуацией, дисциплинируют мышление, оттачивают чувство языка, приучают гибко пользоваться им, имеют большое воспитательное значение, так как повышают речевую культуру и культуру поведения в целом.

Любая экскурсия предполагает большой объем информации, учащиеся учатся умению слушать, слышать, воспринимать и обрабатывать информацию: по приезде дети делятся впечатлениями в устной форме, пишут отзывы, путевые заметки.

Использование компьютерных технологий на уроках природоведения позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.

Слайд 30 На уроках трудового обучения дети часто выполняют групповые виды работ: композиции, поделки из различного материала. Такая работа требует от учащихся умения договариваться, обсуждать, слушать, обосновывать и т.п.

Слайд 31



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: