Коммуникативное развитие идет по разным линиям. Это количественное накопление (увеличение словарного запаса, объема высказывания) и качественные изменения (произношение, развитие связной речи, понимание обращенной речи). Однако основным критерием интенсивности и успешности коммуникативного формирования личности является умение понимать, ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи, т.е. умение правильно и оптимально использовать свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми, средствами информации и с самим собой.
Слайд 22 Основные формы учебной коммуникации
Монологические формы речевой коммуникации | Диалогические формы речевой коммуникации |
Выступать с готовой заранее речью | Учебная беседа учителя и ученика |
Рассказывать | Учебная беседа в парах |
Пересказывать | Учебная беседа в группах |
Спрашивать и задавать вопросы | Дискуссия |
Сообщать | Ответы на вопросы |
Отвечать на вопросы | Ролевая игра |
Критиковать | Блиц - турнир |
Доказывать и опровергать | Защита проекта |
Слайды 23-24 Способствовать этому может продуманная концепция развития школьной коммуникации, которая имеет следующие этапы:
Этапы | Умения, отрабатываемые под руководством учителя |
1 этап | Готовность учащихся участвовать в урочном общении |
Отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ | |
Задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой | |
Комментировать вопросы и ответы | |
Делать сообщения | |
Рассказывать логично и последовательно | |
2 этап | Простота и чёткость речевого высказывания |
Отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку | |
Умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко | |
Умение использовать примеры, подтверждающие высказывание | |
Умение использовать риторические вопросы | |
Умение вступать в контакт с партнёром и собеседником | |
Умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания | |
3 этап | Умение вести беседу в паре, в группе |
Умение поддерживать беседу | |
Умение вести конструктивный диалог | |
Умение построить дискуссию и вести её | |
Умение участвовать в конференциях, играх и турнирах |
Для создания эмоционально – благоприятной ситуации на уроке необходимо использовать:
- игровые приёмы, задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения:
Слайд 25 1 «Рассказ от первого лица»
2 «Комплимент» (сказать комплимент сказочному, литературному герою (похвали)).
3 «Сказка в заданном ключе» (введение в название сказки нового объекта, сочинить новую сказку).
4 «Изменение сказочной развязки» (придумать другое окончание сказки).
Слайд 26 Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником. Одно из главных организаций диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.
Выстраивая отношения, можно выделить некоторые правила ведения диалога:
- любое мнение ценно;
- ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания;
- повернись так, чтобы видеть лицо говорящего,
- хочешь говорить – подними руку;
- дай возможность другому высказать своё мнение, а себе – понять его;
- обращение начинается с имени;
- критика должна быть тактичной;
- отсутствие результата – тоже результат;
- голос – твой божественный дар, умей им владеть.
Слайд 27 Для организации диалога с автором художественного произведения необходима организация читательской деятельности, которая включает: эмоциональное вслушивание, вычитывание, выразительное чтение, сочинения, рисование, инсценировки.
Слайд 28 Помогают в формировании диалогового общения друг с другом следующие упражнения: ролевое чтение, ролевые диалоги, работа в парах (инсценирование отрывка, разговор двух героев произведения), придумать разговор героев произведения по телефону, инсценирование произведения (сказки, рассказа, басни и т.д.)
Развивать у учащихся интерес к чтению, стимулировать свободное говорение учащихся, стремление к творческому осмыслению прочитанной литературы, воспитывать уверенность в себе, способность привлечь к себе внимание своими умениями помогает проведение «Недели литературного чтения». Ребята рассказывают о прочитанных книгах, инсценируют сказки, работая в группах, делают сообщения, участвуют в викторине, КВН
Слайд 29 Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках на уроках окружающего мира
Из форм работы, стимулирующих совершенствование коммуникативной компетенции учащихся на уроках окружающего мира, можно назвать следующие:
• проведение заочной экскурсии по выставочным залам, музеям, улицам и площадям городов мира (ролевая игра, где один или несколько учеников выполняют обязанности экскурсовода, а другие — туристов),
• устное или письменное приглашение на выставку, диалог в выставочном зале «У картины...»,
• составление вопросов для интервью с художником, писателем, режиссером, актером.
Эти упражнения, развивают у учащихся умение соотносить содержание и форму высказываний с речевой ситуацией, дисциплинируют мышление, оттачивают чувство языка, приучают гибко пользоваться им, имеют большое воспитательное значение, так как повышают речевую культуру и культуру поведения в целом.
Любая экскурсия предполагает большой объем информации, учащиеся учатся умению слушать, слышать, воспринимать и обрабатывать информацию: по приезде дети делятся впечатлениями в устной форме, пишут отзывы, путевые заметки.
Использование компьютерных технологий на уроках природоведения позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.
Слайд 30 На уроках трудового обучения дети часто выполняют групповые виды работ: композиции, поделки из различного материала. Такая работа требует от учащихся умения договариваться, обсуждать, слушать, обосновывать и т.п.
Слайд 31