В филателии и нумизматике




·

СССР, 1933 годСССР, 1983 годРоссия, 2010 год Монета Госбанка СССР номиналом 1 рубль

ü МОСКО́ВСКИЙ ПЕЧА́ТНЫЙ ДВОР — первая в России типография, объект культурного наследия федерального значения. Основана при Иване Грозном в 1553 году. Первый Печатный двор в России был основан около 1553 г. для того, чтобы проверить все писанные от руки церковные книги, в которые прокралось много ошибок, искажений, и заменить их печатными. Традиционно располагалась в Китай-городе на Никольской улиц. Первая русская типография была основана в 1553 году по указу Ивана Грозного. Причиной послужило большое количество ошибок в рукописных книгах для богослужения по вине неграмотных переписчиков. Подобные погрешности вели к разночтениям в текстах, ереси и возможному расколу. Царь совместно с митрополитом Макарием решили исправить огрехи с помощью книгопечатания. Помещение построили на деньги казны в Китай-городе по соседству с Николо-Греческим монастырём. Впоследствии оно стало называться Государевым Печатным двором. Первой книгой, в послесловии которой были выходные данные типографии, является «Апостол». Она была издана в 1564-м Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем. Первые же фолианты, не имевшие выходных данных, а потому называемые «анонимными», были напечатаны в 1550—1560 годах.

ü СИНОДАЛЬНАЯ ТИПОГРАФИЯ

В 1721 г. печатный двор вместе с другими типографиями был передан Синоду, а в 1727 г. к Московскому печатному двору были присоединены все петербургские типографии, кроме типографии при Сенате, которая должна была печатать указы правительства, и типографии Академии наук. Сделано это было для того, чтобы церковные книги печатались в одном месте. В 1756 г. первый печатный двор, переименованный в Синодальную типографию (находился на Никольской ул. вместе с книжной лавкой), помог устроить книгопечатание при первом в России университете, отдав для этого часть своих станов, гравировальных досок, некоторых мастеров.

Типография постоянно перестраивалась, расширялась. Этот процесс наблюдался и в конце XVIII в., и в первой половине XIX в. Перестройка зданий велась с учетом архитектуры древних построек. В Синодальной типографии работали крепостные, или, как их еще называли, типографские рабочие. Руководили работами типографская контора, директор, товарищ директора, фактор. На гербе типографии были изображены лев и единорог. В 1812 г., после того как французы были изгнаны из Москвы, товарищ директора П. Д. Левашев сообщил о нанесенном ущербе в типографскую контору, что он нашел «типографию в том же виде, в каком ее оставил, кроме того, что во время подорвания части Арсенала и Кремлевских стен во всем доме в рамах стекла перелопались, а в некоторых окнах разбиты и самые рамы, и печи дали трещины».Настоящий ущерб был подсчитан позже. Было расхищено, изодрано и измарано книг более чем на 8 тыс руб., расхищено бумаги более чем на 2,4 тыс. руб., истоптано лошадьми более чем на 3,6 тыс руб., расхищено материалов, изрезано, перебито, сожжено на сумму около 18 тыс. руб. Для восстановления типографии были затребованы долги от консисторий около 10 тыс руб. У митрополита Московского преосвященного Августина заимообразно было получено 2 тыс руб. Типографию открыли 4 ноября 1812 г., но к книгопечатанию она могла приступить лишь через полгода, в апреле 1813 г. Помещения типографии оставались переполненными рабочими и их семьями. В 1814 г. был вновь отстроен (по проекту архитектора Миронова) типографский корпус. В 1817 г. все пришло в порядок, и 32 стана (перед войной их было 20) были в полном ходу..При типографии работала также и словолитня. П. Д. Левашов в 1821 г. был назначен директором и оставался им до своей смерти в 1835 г. В это же время фактором, т. е. смотрителем за всеми типографскими работами, был известный и опытный типограф и издатель А. И. Семен.Синодальная типография, так же как и другие типографии, приобретала скоропечатные машины. В 1844 г. она имела их две, помимо 22 печатных станов, в 1857 г. — четыре. В работе А. Н. Соловьева есть упоминание о том, что типография купила у Н. А. Полевого свою первую паровую машину в 1861 г. К. А. Полевой действительно писал, что они с братом купили на промышленной выставке (1831) печатную машину. Но в конце 1830-х — начале 1840-х годов они перебрались в Петербург, и машина, скорее всего, была приобретена типографией в 1841 г. Синодальная типография была одной из самых больших в России, она практически полностью удовлетворяла спрос на богословскую и богослужебную литературу. В ней печатались книги на старославянском, русском, французском, немецком, греческом, латинском, еврейском, грузинском и некоторых других языках. Значительная часть издаваемой литературы была учебная: буквари, азбуки, псалтири учебные, грамматики, хрестоматии греческого и латинского языков. Публиковались исторические памятники: сочинения Иоанна Златоуста, Василия Великого, русские летописи. Например, были изданы «Летописец Новгородский, начиная с 1017 г.» (1819), «Русский временник» (1820). Князь М. А. Оболенский издал «Супрасльскую рукопись, содержащую Новгородские и Киевские сокровенные летописи» (1836). Основными изданиями были псалтири, евангелия, жития святых, молитвы, месяцесловы, служебники, часословы, каноники, требники, святцы и т. д. Для примера приведем несколько названий: «Литургия нотного придворного простого пения», «Минеи Четьи», «Чин о приеме иноверцев», «Сокращенный нотный обиход», «Октоих», «Алфавит духовный». Книги печатались церковной и гражданской печатью, украшались киноварью. Одна и та же книга могла выйти и в полном виде и в сокращенном, и богато украшенной и вообще без украшений. Издавались и собрания сочинений святых отцов. Например, в 15 томах изданы сочинения Тихона, епископа Воронежского. Печатались «Слова», произнесенные при погребении, торжественном открытии храмов, учебных заведений, во время торжественных собраний. Значительное место занимала литература по истории церкви, христианского учения. Ряд изданий можно отнести и к историческим исследованиям, например историческое описание храмов. Потребность в изданиях Синодальной типографии в первой половине XIX в. оставалась высокой прежде всего среди низших и средних слоев населения. Именно по книгам, вышедшим из Синодальной типографии, учились дети в церковноприходских школах, духовных академиях, семинариях. Распространена была церковная литература и среди купечества. В Синодальной типографии практически не печаталось сторонних изданий. Встречаются лишь издания Библейского общества, Комитета о издании назидательных книг для народного чтения (1847 и 1848 гг.).Помимо богослужебных и учебных книг были и медицинские, среди которых, например, издания на грузинском языке. В общую цензуру 2 августа 1826 г. от лекаря П. Клапитонова поступили три рукописи на грузинском языке с русским переводом для цензора: «О предохранении от прилипчивых болезней», «О том, как помогать утопшим» и «О том, как помогать от укушения и уязвления бешеных и ядовитых животных».Верность перевода подтвердил архиепископ Досифей, «начальствующий над печатанием книг на грузинском языке при Московской Синодальной типографии». В 1828 г. типография ходатайствовала перед общей цензурой об издании книги «Краткое наставление о лечении болезней простыми средствами», авторы Каменецкий и Саполович, перевод на грузинский был сделал все тем же П. Клапитоновым. В первой половине XIX в. в Синодальной типографии начинают печататься книги на языках народов, населявших Россию: «Грамматика мордовского языка» (1838), «Букварь» алеутского языка (1845), «Краткая священная история» на зырянском языке (1843), «Катехизис» на якутском языке (1844). Через церковь, церковноприходские школы книги проникали в самые отдаленные места.. Деятельность Синодальной типографии развернулась во второй половине XIX в. (особенно с 1858 при её секретаре П.А. Бессонове и с 1863 при управляющем Н.П. Гилярове-Платонове). Расцвет Синодальной типографии связан с деятельностью обер-прокурора Синода К.П. Победоносцева, разработавшего внутреннее устройство типографии и оказавшего ей серьёзную финансовую поддержку. Словолитня, пуансонное и гравёрное отделения размещались в Спасской и Казанской палатах нижнего этажа надворного корпуса, примыкавшего к владениям монастыря. Они занимались отливкой древних славянских, гражданских и иностранных шрифтов. В подвале главного корпуса размещались стереотипное (занималось литьём прямых и круглых стереотипов) и штамповальное (штамповало металлические крестики, образки, оклады на Евангелие и Апостол) отделения. Наборное отделение (изготовляло до 12000 гранок и 3000 листов различной величины в год) занимало Николаевскую и Сретенскую палаты нижнего этажа. В Благовещенской, Воскресенской и Ивановской палатах (второй этаж главного здания, надворный корпус) находилось печатное отделение, которое выпускало в год по 30 тыс. печатных листов. Литографическое отделение (занимало Ивановскую и Воскресенскую палаты) выпускало многокрасочные издания, в том числе картины из Священной истории. Изготовлением рисунков к книгам и переводом их на камень для штамповки занималось художественное отделение (в Скорбященской палате), переплётными работами — переплётное отделение (в Введенской и Сергиевской палатах). Работы по выработке программы изданий были сосредоточены в Правильной палате Печатного двора, ведавшей редакционными работами. В 1903 в Синодальной типографии были открыты брошюровочная палата, подземные склады книг и каменная одноэтажная палата во дворе для ротационной машины. В типографии было 150 различных машин. При типографии действовала книжная лавка для оптовой и розничной торговли; книгами Синодальной типографии торговали лавки в Кремле, на Сухаревском и Смоленском рынках, в Сокольниках, на Пресне. Синодальная типография владела богатейшими в Москве библиотекой и архивом, в которых находились Краковский триодь (1491), Апостол (1564), степенные книги царского родословия (XVI — XVII вв.), Евангелие (XII в.), Хронограф (1703), сочинения Симеона Полоцкого, братьев Лихудов, Сильвестра Медведева; справщики Синодальной типографии занимались изучением и описанием рукописей. В 1896 при Синодальной типографии была открыта двухгодичная школа. В конце XIX — начале XX вв. наиболее яркими изданиями Синодальной типографии были Библия гражданской (1896) и церковной (1900) печати, Евангелие напрестольное (1899) и гражданской печати (1902), Минеи-Четьи (1900), Молитвослов (1896, выдержал 17 изданий). Синодальная типография с успехом экспонировала свои издания на Нижегородской выставке 1896, на Всемирной выставке в Париже в 1900. После 1917 Синодальная типография была ликвидирована. В 1918 в её помещениях разместилась 7-я типография Гознака, с 1930 — Историко-архивный институт (с 1991 Российский государственный гуманитарный университет).

Афанасий Абрамович Гончаров (1693—1788) — калужский купец и промышленник, один из организаторов бумажного и полотняного производства в России, родоначальник дворянского семейства Гончаровых (в том числе прапрадед Натальи Гончаровой-Пушкиной). Имя крупного промышленника Афанасия Абрамовича Гончарова (около 1696-1794) было хорошо известно в Калужской губернии в XVIII веке. Основным промышленным предприятием А.А. Гончарова была крупнейшая в России полотняная и бумажная мануфактура (хорошо известный полотняный завод вблизи Калуги) В 1744 году за заведение и размножение парусных и полотняных фабрик ему пожалован чин коллежского асессора, дававший право на потомственное дворянство.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: