Особенности внешних заимствований в структуре государственного кредита




Тема 2. Особенности внешних заимствований и роль государственного кредита в развитии национальной экономики

 

1. Особенности внешних заимствований в структуре государственного кредита

2. Роль государственного кредита в обеспечении развития национальной экономики

 

Особенности внешних заимствований в структуре государственного кредита

В отечественной и зарубежной литературе существует значительное количество определений категории «внешний долг» и «внешняя задолженность». Так, в современном экономическом словаре внешняя задолженность отождествляется с понятием «внешний долг», трактуется как суммарные денежные обязательства страны, выраженные денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определённую дату. Из данного определения вытекает, что внешний долг – это не что иное, как общая задолженность страны по внешним займам и не уплаченным по ним процентам. Аналогичное определение дают и другие российские экономисты: Л.А. Дробозина, А.Г. Саркисянц, А.М. Ковалёва. Толкование внешнего государственного долга через денежные обязательства страны встречаем в финансовом словаре: «Внешний государственный долг – это суммарные денежные обязательства страны, выраженные денежной суммой, которая подлежит возврату внешним кредиторам на определённую дату, т.е. общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Внешний государственный долг характеризуется как показатель, отражающий какие-либо изменения в порядке, объеме и сроках погашения внешних обязательств. Отождествление категорий «внешний долг» и «внешняя задолженность государства» встречаем во всемирно известном учебнике Макконелла Кемпбелла Р. и Брю Стенли Л. «Экономикс».

Таким образом, учитывая рассмотренные определения категории «внешний государственный долг», предлагается следующее определение данной категории: внешний государственный долг – совокупность обязательств органов государственной власти всех уровней перед нерезидентами по непогашенным займам и начисленным процентам, а также обязательств предприятий, гарантированных органами государственной власти.

На практике существует ряд методологических подходов к определению величины государственного долга, отличающихся набором обязательств, учитываемых в составе долга, а также набором субъектов, обязательства которых учитываются.

Наиболее полный набор обязательств, учитываемых при определении государственного долга, включает:

- обязательства по привлеченным кредитам;

- обязательства по выпущенным ценным бумагам;

- обязательства по торговым операциям (коммерческий кредит).

Наиболее полный набор субъектов учитываемых обязательств при определении государственного долга, включает:

- органы государственной власти;

- органы местного самоуправления;

- коммерческие предприятия, обязательства которых гарантированы государственными и муниципальными органами власти.

В Украине в соответствие с Бюджетным кодексом, право на осуществление государственных заимствований в пределах и на условиях, предусмотренных законом о Государственном бюджете Украины, принадлежит государству в лице Министра финансов Украины по поручению Кабинета Министров Украины. Местные советы имеют право осуществлять внутренние заимствования. Внешние заимствования могут осуществлять только местные советы городов с численностью населения свыше 800 тыс. жителей по официальным данным государственной статистики на время принятия решения об осуществлении заимствований. Министр финансов Украины с целью экономии средств и эффективности их использования имеет право выбрать кредитора, вид займа и валюту заимствования.

Кабинет Министров Украины в лице министра финансов Украины, местные советы в лице руководителей их исполнительных органов могут предоставлять гарантии по выполнению долговых обязательств субъектам исключительно в пределах полномочий, установленных соответственно законом о Государственном бюджете Украины или решением о местном бюджете.

В организационно-правовом аспекте отношения по формированию, трансформации и возврату государственного долга не отличаются от традиционных форм финансовых отношений, связанных с коммерческим и финансовым кредитованием или обращением ценных бумаг. Однако особенности международных экономических связей определяют специфику отношений относительно формирования и управления внешним долгом, что отличает их от аналогичных отношений на внутреннем рынке.

Сущность отношений по внешнему долгу раскрывается через специфические характеристики этих отношений, отличающих их от долговых отношений между резидентами одной страны. Эти специфические особенности обусловлены экономическими, политическими и правовыми отличиями заемщика и кредитора, а также взаимосвязью внешнего долга с государственным бюджетом и платежным балансом.

Среди особенностей использования внешних заемных средств в отличие от внутренних для страны-дебитора можно выделить следующие:

1) Более сильная позиция кредитора в переговорном процессе. Действительно, в случае заимствования на внутреннем рынке заемщик имеет возможность использования разных (часто не только экономических, но и чисто административных) мер для увеличения объема предложения ресурсов, однако при заимствовании у другой страны давление на кредитора почти невозможно. Вследствие этого дебитор должен более внимательно анализировать временные и процентные условия заимствования, поскольку часто возможность рефинансирования внешней задолженности находится в политической, а не экономической плоскости. Ухудшение политической конъюнктуры может существенно подорвать возможности страны по выплате внешней задолженности;

2) При финансировании из внешнего источника необходимо учитывать влияние рисков, отсутствующих при кредитовании на внутреннем рынке;

3) Использование внешнего долгового источника дает возможность устранить временную нехватку финансовых ресурсов в случае проведения налоговой политики, нацеленной на снижение ставок налогообложения;

4) В условиях низкого уровня развития внутреннего фондового рынка выход на внешние рынки дополняет возможности внутреннего, особенно средне- и долгосрочного финансирования. Доступ к более «долгосрочным» ресурсам позволяет государству решить задачу максимальной пролонгации долговых выплат, построения графика обслуживания и погашения долга в соответствие с плановыми темпами экономического роста;

5) В условиях относительной стабильности обменного курса национальной валюты привлечение внешних займов государством содействует снижению стоимости внутренних ресурсов. Эта задача согласуется не только с чисто фискальными интересами, но и с потребностями стимулирования инвестиционной активности, а также с долгосрочной максимизацией благосостояния населения, поскольку экономия текущих расходов на обслуживание долга снижает налоговое бремя для будущих поколений. Экономия на обслуживании внешнего долга, как правило, дает эффект, сравнимый с недоборами налогов государственным бюджетом. Налоговый пресс неминуемо приводит к столкновению политических сил, экономических групп и т.д., росту социальной напряженности, в то время, как рациональное управление внешним долгом политически нейтрально;

6) Государственные внешние заимствования открывают дорогу на международный рынок капиталов отечественным банкам и фирмам, возможности которых могли быть до этого ограничены из-за отсутствия кредитной истории потенциальных заемщиков и низкого уровня доверия международных инвесторов.

Сущность внешнего государственного долга проявляется в функциях, которые он выполняет. Внешний долг выполняет функции, характерные для кредитных отношений в целом – перераспределение капиталов на финансовом рынке, концентрация капитала, минимизация расходов обращения при расчетах за счет использования кредитных расчетных единиц. Эти функции внешнего долга на мировой арене с точки зрения рассмотренной выше специфики имеют определенные отличия от аналогичных функций кредитных отношений между резидентами государства на национальном финансовом рынке.

Выполняя функцию перераспределения капитала между национальными финансовыми рынками, внешний долг определяется не только рыночными характеристиками оборачиваемых на рынке активов, но и целым рядом дополнительных факторов – политическими отношениями между странами, спецификой национального финансового права, динамикой валютных курсов. Осуществляя функцию перераспределения капитала, внешние заимствования содействуют сбалансированности национальных финансовых рынков. За счет перелива капитала между рынками с разными условиями растет предложение капитала на рынке с более благоприятными для инвестора условиями и снижается предложение капитала на рынке с менее благоприятными условиями. Это обусловливает выравнивание процентных ставок в мировой экономике в целом.

Благодаря переливу капитала внешние заимствования содействуют также его концентрации. В современной экономике преобладают капиталоемкие отрасли, поэтому экономическое развитие, основанное на внутренних ресурсах, для большинства стран практически невозможно. Только внешние заимствования, объединяющие финансовые ресурсы нескольких стран, позволяют осуществлять масштабные вложения капитала в предприятия капиталоемких отраслей.

Международная концентрация капитала существенно отличается от национальной концентрации капитала. При международной концентрации капитала большое значение имеют правительства и международные кредитно-финансовые организации, решение которых играет значимую индикативную роль для приватных кредиторов. При этом концентрация осуществляется больше по географическому, чем по отраслевому принципу, поскольку, как правило, массовые внешние заимствования связаны с одновременным интенсивным развитием сразу нескольких отраслей одной страны.

Выступая средством урегулирования платежей, внешние заимствования выполняют также функцию минимизации затрат при осуществлении расчетов. Коммерческий кредит, овердрафт и другие формы долговых взаимоотношений позволяют снизить расходы на перемещение финансовых ресурсов и оптимизировать потоки платежей. Благодаря этой функции внешние заимствования содействуют унификации форм международного движения капитала. Чем интенсивнее используются механизмы внешнего долга в национальной экономике, тем более серьезным препятствием на пути движения капитала становятся различия в финансовом законодательстве и деловой практике разных стран. Последняя, как правило, более адаптивна и оперативно приспосабливается к изменениям в сформированной ситуации, поэтому различия в деловой практике стран, наиболее тесно задействованных в международном движении капитала, практически стерлись. Однако и национальное финансовое право понемногу унифицируется, поскольку государство, финансовое законодательство которого чрезмерно затрудняет международное движение капитала, рискует оказаться в финансовой изоляции.

Выполняя свои функции, внешние государственные заимствования играют структурообразующую роль в мировой экономике. Система международного движения капитала создает структурную основу для финансового обеспечения международной торговли и международных расчетных операций.

Международные долговые отношения стимулируют развитие международной торговли. В современной практике обязательным условием международных торговых контрактов на товары и услуги с продолжительным производственным циклом и высокой стоимостью (морской и воздушный транспорт, производственное оборудование, услуги строительства и др.) является сопутствующее кредитование (в том числе лизинговые и форфейтинговые кредиты). Система внешних заимствований является одним из важнейших факторов активного развития капиталоемких отраслей в ХХ веке. Без внешних заимствований были бы просто невозможны проекты реорганизации промышленности развивающихся стран, послевоенной реконструкции европейской экономики и др.

Международное движение капитала дает существенные конкурентные преимущества и политические выгоды стране-экспортеру капитала на международном рынке. Для страны-заемщика оно, наоборот, способно вызвать существенные потери. Практика совместных кредитов, связанных с экспортными поставками продукции кредитора, и льготного кредитования контрагентов применялась еще в ХІХ в. Однако, только во второй половине ХХ в. она приобрела массовый характер. Как правило, внешние заимствования связаны с определенными политико-экономическими мерами. Условия и сам факт предоставления средств используются как инструмент внешней политики. В мировой практике торговые, финансовые и политические взаимосвязи составляют комплекс многосторонних связей. В отличие от политических и торговых отношений, связанных рядом международных конвенций, соглашений и решений, отношения относительно внешнего долга являются наиболее мобильными и поддаются управлению со стороны кредиторов, то есть представляют собой более эффективный и простой в использовании финансовый инструмент влияния на партнеров.

Внешние государственные заимствования активно используются как инструмент бюджетной и платежной политики. В частности, погашение внешней задолженности может служить способом стерилизации сверхнормативных бюджетных доходов. Привлечение или погашение внешнего долга может использоваться для гармонизации структуры платежного баланса, сокращения дефицита или достижения профицита платежного баланса, управления валютным курсом. Операции относительно формирования и погашения внешнего долга являются универсальным, многосторонним инструментом влияния на национальную экономику и могут использоваться национальными правительствами.

В то же время современные формы внешних заимствований могут оказывать и негативное влияние на экономику. Существенные заимствования при стремительном росте краткосрочного спекулятивного капитала связаны с дестабилизацией национального фондового и валютного рынков. Активное привлечение развивающимися странами внешних заимствований привело к формированию гигантского массива долговых обязательств, платежи по которым тяжким грузом легли на экономику стран-заемщиков.

Сущность внешнего долга и его функций, особенная роль на мировом финансовом рынке содействовали возникновению специфических механизмов формирования внешнего долга.

Процессы формирования, трансформации и погашения внешнего долга представляют собой сложное многоуровневое явление. Существует ряд причин – процессов или явлений, которые выводят национальную экономику из равновесного состояния и содействуют привлечению или погашению внешних заимствований. Для каждой из этих причин может быть выделен ряд факторов, обусловливающих их возникновение и характер. Для каждой причины можно выделить также механизм, то есть совокупность причинно-следственных связей между соответствующим процессом или явлением и возникновением новых финансовых потоков, ведущих к изменению объемов и структуры внешнего долга.

Анализ факторов, влияющих на динамику внешней задолженности, невозможен без предыдущего анализа причин внешних заимствований и механизмов их реализации.

Основным мотивом использования механизмов внешнего долгового финансирования в современной практике является покрытие временного бюджетного дефицита.

Дефицит государственного бюджета, являющийся непосредственной причиной формирования обязательств по внешнему долгу, в свою очередь, может быть вызван рядом причин. Практически какое-либо обстоятельство, содействующее росту расходов или сокращению доходов бюджета, может рассматриваться как опосредованная причина внешних заимствований.

Для классификации этого массива возможных причин могут использоваться разные критерии. Наиболее важными из них являются: характер влияния на финансовые потоки государственного бюджета, срочность влияния, степень предвидения, экзогенный или эндогенный характер этих причин.

По характеру влияния на финансовые потоки государственного бюджета всю совокупность причин, которые приводят к росту его дефицита, целесообразно разделить на 3 группы: 1) фундаментальные; 2) локальные; 3) случайные.

К первой группе причин относятся процессы и явления, оказывающие систематическое влияние на всю совокупность финансовых потоков государственного бюджета или их значительную часть (устойчивый бюджетный дисбаланс, изменение политической ситуации в государстве, динамика ключевых макроэкономических индикаторов).

К другой – явления, оказывающие систематическое влияние на небольшую группу финансовых потоков государственного бюджета, как правило, взаимозависимых (динамика цен на ключевые экспортируемые товары, изменение процентных ставок, курсовая политика государства и др.).

Наконец, к третьей группе относятся явления, характер влияния которых на финансовые потоки государственного бюджета неустойчивый и часто непредсказуемый, а также явления, влияние которых на государственный бюджет имеет нерегулярный характер.

Эта классификация причин возникновения внешней задолженности в определённой мере может быть сравнима с классификацией по срокам (долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные причины). Большинство фундаментальных причин имеет долгосрочный характер. Даже если их влияние на финансовые потоки государственного бюджета краткосрочное, инерция этого влияния на государственный бюджет очень велика. Значительная доля локальных причин, влияющих на госбюджет, имеет среднесрочный характер, хотя среди них встречаются и отдельные долгосрочные причины. Наконец, преобладающее большинство случайных причин краткосрочные, а их влияние на финансовые потоки госбюджета быстро нейтрализуются другими переменами, также порожденными случайными причинами. Основная фундаментальная причина возникновения дефицита госбюджета – устойчивый структурный дисбаланс в национальной экономике в целом и бюджетной системе, в частности. Такой дисбаланс может приобретать самые разнообразные формы.

Бюджетный дисбаланс имеет 3 основные формы. Первая форма бюджетного дисбаланса, наиболее распространена в современной практике, особенно в практике развивающихся стран с переходной экономикой, - хаотический дисбаланс. Он связан с регулярными и стохастическими колебаниями финансовых потоков государственного бюджета, которые приводят к росту расходов и снижению доходов.

Возникновение хаотического дисбаланса бюджета часто обусловлено неэффективностью существующей бюджетной системы в целом или её отдельных элементов. Это наиболее характерно для стран с переходной экономикой, вынужденных создать новую бюджетную систему, которые сталкиваются с недостаточной продолжительностью периода подготовки бюджета, неэффективностью финансовых планов, недостаточным уровнем развития системы налоговых, таможенных и казначейских органов и др.

Хаотический дисбаланс бюджетной системы также может иметь политический характер и быть обусловлен неспособностью правительства взять под контроль процессы лоббирования интересов тех или других отраслевых, региональных и профессиональных групп. Это приводит, с одной стороны, к увеличению бюджетного финансирования этих же групп. В результате сокращаются доходы и растут расходы государственного бюджета, дефицит бюджета увеличивается.

Хаотический дисбаланс оказывает наиболее неблагоприятное влияние на динамику внешней задолженности. В отличие от других форм бюджетного дисбаланса, он практически непредсказуем и поэтому органы власти государства, сталкивающиеся с этой формой дисбаланса, часто не имеют достаточного времени на подготовку операций по привлечению внешних заимствований и вынуждены соглашаться на неоптимальные их варианты.

Вторая форма структурного дисбаланса государственного бюджета – систематическое превышение государственных расходов над доходами государственного бюджета. Часто этот дисбаланс также обусловлен политическими причинами и связан с милитаризацией национальной экономики, неоправданно высоким уровнем социальных расходов, чрезмерными дотациями социально значимым отраслям и др. Однако, бюджетный дисбаланс этого рода может быть связан также с экономическими причинами. Чаще – с высоким уровнем расходов государственного бюджета на обслуживание ранее привлеченных внутренних и внешних заимствований, а также с перестройкой национальной экономики или восстановлением экономики после природных и техногенных катастроф. Особого внимания заслуживает ситуация, когда превышение расходов над доходами связано с высокими процентными расходами государственного бюджета. Если дефицит бюджета связан с этой причиной, которая устраняется за счет новых заимствований, то начинается лавиноподобное увеличение объемов внешней задолженности, которая рано или поздно приводит к бюджетному кризису.

Третья форма бюджетного дисбаланса, которая встречается крайне редко – систематическое установление в бюджете чрезмерно низкого уровня бюджетных доходов. Подобного рода практика редко бывает продолжительной. Однако она может использоваться в рамках отдельных антикризисных программ, ориентированных на снижение налоговой нагрузки на экономику. Систематический недобор доходов бюджета практически не выступает как самостоятельная форма дисбаланса, как правило, обычно представляя собой элемент хаотического бюджетного дисбаланса.

Формы структурного дисбаланса в национальной экономике значительно разнообразнее и сложнее, чем формы бюджетного дисбаланса. Однако все формы этого дисбаланса в конечном итоге сводятся к неэффективности работы национальной экономики. Эта неэффективность может быть обусловлена как временным аномальным состоянием национальной экономики (вследствие войн, стихийных бедствий, неэффективного управления), так и устойчивыми внешними обстоятельствами (неблагоприятные природные условия, импортозависимость и др.) В последнем случае использование внешних заимствований затрудняется неопределенностью будущих перспектив развития национальной экономики.

Следствием неэффективности украинской экономики является низкий уровень рентабельности значительной доли предприятий, рост непродуктивных расходов, снижение доходов населения, что приводит к одновременному снижению налоговых и таможенных доходов и увеличению расходов на поддержку национальной промышленности и социальной сферы.

Один из ряда случаев подобного дисбаланса – переходные экономики, в которых из-за неустойчивого характера основных экономических показателей, с одной стороны, и несогласованности процессов изменения отдельных сегментов и секторов национальной экономики, с другой, регулярно возникает дисбаланс между финансовыми потоками в национальной финансовой системе в целом и бюджетной системе, в частности, что приводит к увеличению дефицита государственного бюджета.

Существуют и другие фундаментальные причины, связанные с формированием и изменением финансовых потоков государственного бюджета. К ним относятся, прежде всего, политические процессы, связанные с деятельностью парламента или другого органа представительской власти, утверждающего бюджет, процессы формирования национального законодательства в бюджетной сфере, а также заключение международных договоров, положения которых касаются бюджетных процессов.

На основе анализа главных причин возникновения дефицита государственного бюджета, можно выявить основные фундаментальные факторы, влияющие на процессы формирования внешнего государственного долга.

Наиболее весомым фактором, определяющим движение средств в бюджетной системе и формирование внешнего долга, является состояние национальной экономики, которое характеризуется, прежде всего, такими показателями: объем ВВП в абсолютном и относительном выражении, структура внутреннего производства и потребления, а также экспорта и импорта, рентабельности национального производства.

В процессе анализа состояния национальной экономики целесообразно выделить 2 фактора, действие которых влияет на национальную экономику в целом: природные условия и степень технологического развития. Природные условия государства, в частности, климат, ландшафт, наличие полезных ископаемых, характер флоры и фауны определяют структуру отраслей, в которых национальные производители имеют конкурентные преимущества, специфику национального потребления и др. природные условия практически неизменны и в рамках большинства макроэкономических моделей внешнего долга могут рассматриваться как константа.

Кроме того, важную роль играет такой фактор, как степень технологического развития государства. Этот фактор особенно значим. Поскольку модернизация производственных мощностей и импорт технологий являются одной из наиболее распространенных причин привлечения внешних заимствований.

Очень важен и другой фактор – политическая ситуация в государстве. Из этого фактора также вытекает комплекс побочных факторов, связанных, прежде всего, с ролью и местом государства в международной политике. Как было сказано выше, политические мотивы сказываются на процессах международного движения кредитного капитала. Однако они оказывают не меньшее влияние и на процессы международной торговли, от которой зависит состояние национальной экономики. Механизм торговых квот, пошлины, нетарифных ограничений и лицензирования существенно модифицируют расходы экспортеров и импортеров на проведение внешнеторговых операций и их конкурентоспособность на рынке.

Важную роль играют также национальные политические традиции, связанные с бюджетной политикой государства: степень участия государства в социальных программах, степень и характер финансовой поддержки государством национальных производителей, установленная практика межбюджетных взаимоотношений и др.

В отличие от климатических особенностей, политическая традиция может меняться. Однако характер и степень эластичности политической системы отличаются в разных странах. В некоторых странах, прежде всего Западной Европы и Северной Америки, существуют устойчивые политические традиции, изменение которых кажется совершенно невозможным. В то же время политическая ситуация в ряде развивающихся стран и стран с переходной экономикой крайне неустойчива и может неоднократно меняться даже в течение одного бюджетного года.

Вопросы о влиянии монетарных факторов на финансовые потоки государственного бюджета и формирование внешнего долга почти до настоящего времени являются предметом оживлённых дискуссий. Так, по мнению Сане Д., Ларрена Ф., инфляция является источником «инфляционного налога», который собирает государство благодаря своей монополии на эмиссию денег, и одновременно приводит к снижению реальных доходов предприятий и налоговых поступлений, а также росту государственных расходов. Ещё более сложная и многогранная роль собственно эмиссионной политики, которая выступает одновременно и как инструмент денежно-кредитного регулирования, и как инструмент бюджетной политики.

Локальные причины изменения финансовых потоков государственного бюджета очень разнообразны. Их формы существенно различаются в разных странах вследствие отличий национальных бюджетных систем и специфики национальной экономики. Поэтому подобные причины в разных странах могут прямо противоположно повлиять на динамику внешнего долга.

Так, для стран, в структуре экспорта которых преобладают сырьевые и сельскохозяйственные товары, важнейшей причиной изменения финансовых потоков государственного бюджета являются колебания конъюнктуры на мировых рынках экспортируемых товаров. На доходы, полученные государством от обложения прибыли экспортеров и таможенных сборов, влияют не только цены на экспортируемые товары, но и другие условия договоров – порядок оплаты, сроки, форма поставок и т.д. Если экспорт из данной страны диверсифицирован, влияние ситуации на мировых рынках на государственный бюджет значительно меньше.

К числу важнейших причин изменения государственного бюджета относится корректирование налогового и таможенного законодательства, а также законодательства о других обязательных сборах, уплачиваемых в государственный бюджет.

В государственной бюджетной политике активно используются разные формы целевых бюджетных программ. Относительная гибкость расходования средств в рамках этих программ вместе с приоритетным финансированием позволяют достигать поставленных целей. Возможны 2 типа таких программ. К первому типу относятся целевые программы, связанные с ликвидацией последствий природных, техногенных или социальных катастроф. Они, как правило, финансируются из специальных резервных фондов государственного бюджета и не предусмотрены в начальном бюджетном плане. Ко второму типу относятся целевые долгосрочные программы, которые сразу отражаются в бюджетном плане и используются для достижения большей гибкости при исполнении государственного бюджета. Соответственно, причинами, определяющими возникновение и развитие таких программ, являются аномальные ситуации, которые требуют создания новых финансовых потоков в государственном бюджете.

Ещё одна весомая причина возникновения дефицита государственного бюджета связана с расходами государства, - изменением процентных платежей по внешнему и внутреннему долгу вследствие изменения процентных ставок. Данная причина играет существенную роль при условии, что значительная часть долговых обязательств государства погашается по плавающим процентным ставкам.

Изменение курсов иностранных валют также является существенной локальной причиной отклонения фактических финансовых потоков государственного бюджета от плановых показателей. Изменение курса национальной валюты прямо или косвенно влияет на весь комплекс взаимосвязей в национальной экономике и, соответственно, на преобладающее большинство финансовых потоков государственного бюджета. Благодаря установленным традициям по ряду товаров расчеты ведутся в указанных валютах. Соответственно, изменения курсов валют, в которых ведутся расчеты по экспортным товарам государства, значительно влияют на платежный баланс и государственный бюджет страны. Обязательства по внешнему долгу также могут быть выражены в разных валютах, и изменение курсов этих валют один к другому влияет на суммарный объем внешних обязательств государства. Таким образом, эту причину характеризует один из наиболее сложных механизмов реализации, трудоёмкий для прогнозирования и моделирования.

Ещё одна причина, способная привести к росту расходов государственного бюджета, - реализация политики валютного курса. Для поддержания курса национальной валюты в период нарастания экономического кризиса государства могут обращаться в международные организации с целью получения на льготных условиях целевых кредитов для финансирования валютных интервенций. Эти кредиты ведут к дальнейшему увеличению внешнего долга.

К отдельной категории факторов внешних заимствований относятся факторы, связанные с текущим состоянием международных рынков капитала в целом и позицией конкретного государства на них.

Важнейшую роль в данной группе факторов играет уровень процентных ставок на международном финансовом рынке. Далеко не все страны могут существенно влиять на состояние международного финансового рынка. Рост мировых процентных ставок существенно сокращает возможности стран прибегать к механизмам внешнего финансирования.

Одним из ключевых факторов этой группы является кредитный рейтинг государства, т.е. обусловленная экспертами количественная характеристика надёжности государства как потенциального заемщика. В современной практике нет единой методологии определения кредитного рейтинга. Однако кредитные рейтинги, рассчитываемые разными агентствами, как правило, коррелируют между собой. Кредитный рейтинг государства влияет на стоимость привлечения средств на внешних рынках и их объем.

К числу важнейших факторов, определяющих возможности внешних заимствований, относятся наличие и характер членства государства в международных финансовых организациях, прежде всего, МВФ и МБРР. Хотя объемы кредитов, предоставленных этими организациями, по меркам мирового финансового рынка сравнительно невелики, сам факт предоставления какому-либо государству одной из этих организаций имеет индикативный характер и стимулирует предоставление кредитов частными кредиторами.

В завершение данной систематизации структуры факторов, определяющих формирование внешнего государственного долга, необходимо обратить внимание ещё на один важный аспект указанной проблемы. Большинство рассмотренных факторов связано между собой сложными связями. Поэтому они могут анализироваться только в комплексе. Изменения отдельных факторов могут осуществить обратное прогнозируемое влияние на динамику внешнего долга за счет влияния на другие факторы.

Таким образом, на основе проведенного анализа основных причин возникновения дефицита государственного бюджета, были выявлены и классифицированы основные фундаментальные факторы, которые влияют на процессы формирования внешнего государственного долга.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: