Развитие и дефицит бюджета. Пути перехода от дефицита к балансу и профициту.




Дефицит бюджета — это сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы.

Причины бюджетного дефицита следующие. Это спад производства, массовый выпуск денег, излишние, неоправданные социальные программы, оборот теневого капитала в огромных масштабах. К важнейшим факторам, влияющим на бюджетный дефицит и определяющим его размер, относится колебание объема ВВП в течение бюджетного периода. Возможными причинами бюджетного дефицита являются и чрезмерные государственные расходы, хищения, потери произведенной продукции и многое другое, что не поддается учету.

Источниками покрытия бюджетного дефицита являются государственные займы и усиление налогообложения. Существует третий, традиционный способ — это выпуск денег. Однако сегодня эмиссия не принимает формы простого печатания денежных знаков. В настоящее время эмиссия существует посредством создания резервов коммерческих банков. Основная причина возникновения бюджетного дефицита кроется в отставании темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов. Конкретные причины такого отставания могут быть различными, в частности:

- кризисные явления в экономике; - неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране;

- чрезвычайные обстоятельства (войны, крупные стихийные бедствия); - милитаризация экономики в мирное время;

- осуществление крупных централизованных вложений в развитие производства и изменение его структуры;

- чрезмерное увеличение темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта.

Оздоровление бюджета предполагается осуществлять по трем основным направлениям: - за счет увеличения его доходной базы; - на базе реструктуризации расходной части бюджета; - путем совершенствования бюджетных процедур.

Первичный дефицит - это общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по государственному долгу. По аналогии определяется и первичный профицит. Принято также различать фактический, структурный и циклический дефицит государственного бюджета. Фактический дефицит - это отрицательная разница между фактическими (действительными) доходами и расходами правительства. Структурный дефицит - это разность между доходами и расходами государственного бюджета. Другими словами, это та разница, которая существовала бы, если бы при действующей системе налогообложения и принятых законодательной властью государственных расходах в экономике существовала бы полная занятость. Циклический дефицит - это разница между фактическим и структурным дефицитом государственного бюджета. Циклический дефицит представляет собой следствие колебаний экономической активности в ходе делового цикла. При этом изменения в налоговых поступлениях и государственных расходов происходит автоматически. При дефиците бюджета должны быть указаны источники финансирования дефицита. Для покрытия дефицита бюджета используются государственные заимствования - займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной (внешние) или украинской валюте (внутренние заимствования).

Увеличение государственных доходов (происходящее в основном за счет налогов) имеет свои пределы. Отсюда - хронический дефицит, который растет не только в абсолютных размерах, но и относительно. Не означает ли это, что государство с бюджетным дефицитом попадает в положение банкрота, не способного оплатить свои расходы? Нет, потому что оно имеет несколько источников для покрытия своего дефицита. К их числу относятся: а) печатание новых денег, что, разумеется, порождает инфляцию; б) неналоговые поступления, например, доходы от иностранного туризма; в) внешний долг - международный кредит, получивший в современных условиях широкое развитие; г) внутренний долг - государственные ценные бумаги, продаваемые фирмам и населению. К их числу относятся государственные облигации. Существуют три концепции балансирования государственного бюджета: Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Ежегодно балансируемый бюджет углубляет колебания экономического цикла. Например, допустим, что экономика сталкивается с длительным периодом безработицы. Доходы населения падают. Налоговые поступления в бюджет автоматически сокращаются. Стремясь непременно сбалансировать бюджет, правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием всех этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса.

На другом примере можно показать, как стремление ежегодно балансировать бюджет может стимулировать инфляцию. В условиях инфляции, при повышении денежных доходов автоматически увеличиваются налоговые поступления. Для предотвращения предстоящего превышения доходов над расходами правительство должно принять следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Ясно, что следствием этих мер будет усиление инфляционного давления в экономике.

Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не за каждый год.

Например, наступает инфляция, правительство повышает налоги и правительственные расходы. Возникающее на этой основе положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие долга, возникшего в период спада. Таким образом, правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не на ежегодной основе, а за период в несколько лет. Но в данной концепции бюджета существует ключевая проблема, которая состоит в том, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности.

Третья концепция связана с идеей так называемых функциональных финансов. В соответствии с этой идеей вопрос о сбалансированности бюджета - на ежегодной или на циклической основе - второстепенный. Первоначальной целью государственных финансов является обеспечение неинфляционной полной занятости, то есть балансирование экономики, а не бюджета.

Вторая и третья концепции лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит и опирающейся на потенциал денежного хозяйства страны.

Основа системы государственного регулирования бюджета, составляют действия перераспределения доходов.

Представляется несомненным, что нормальным состоянием всех видов бюджетов является равенство доходов. Об этом мы можем судить, скажем, по бюджету отдельного человека или семьи.

С помощью бюджета регулируются социальные программы, обеспечение сохранности окружающей среды, происходит стимуляция научно-технического прогресса, поддержания обороноспособности, и др. государственные функции.

Государство формирует бюджет для того, чтобы иметь возможность предоставлять особые блага, общественные товары, которые удовлетворяют совместные потребности (продукция оборонного характера, инфраструктура, блага науки, культуры, образования, управления).

Выделяют следующие уровни бюджетного регулирования: 1) общегосударственный – устанавливает макроэкономические пропорции в развитии общегосударственного воспроизводства в рамках государства; 2) межтерриториальный – регулирует уровень развития территорий; 3) межбюджетный – обеспечивает распределение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; 4) межгосударственный – регулирует степень участия республики в межгосударственных программах и мероприятиях, финансируемых за счет средств бюджета. Каждому уровню бюджетного регулирования соответствуют комбинации форм и методов, которые необходимы как при составлении бюджета, так и при организации его исполнения.

Для регулирования межбюджетных отношений используются: - межбюджетные трансферты – бюджетные средства, передаваемые из одного бюджета в другой бюджет на безвозвратной и безвозмездной основе; - бюджетный кредит – бюджетные средства, предоставляемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджет, а также из республиканского бюджета бюджету государственного внебюджетного фонда или из бюджета государственного внебюджетного фонда республиканскому бюджету на возвратной основе. Государство может применять прямые и косвенные методы регулирования, влияя тем самым на экономические интересы субъектов хозяйствования. Прямые методы государственного управления непосредственно воздействуют на субъект хозяйствования и ограничивают его экономические свободы. Косвенные, или рыночные, методы в форме бюджетной политики действуют обезличенно и направлены на управление мотивациями и логическими действиями субъектов хозяйствования для достижения поставленных целей экономического развития. Косвенные методы управления экономикой получили широкое распространение. Задачи бюджетного регулирования: 1) регулирование народнохозяйственных и отраслевых пропорций; 2) регулирование доходов населения и уровня жизни; 3) обеспечение социальных гарантий 4) выравнивание уровня социально-экономического развития регионов; 5) предупреждение и ликвидация последствий нежелательных событий, стихийных бедствий, предупреждение диспропорций в развитии экономики путем создания бюджетных резервов и финансирования соответствующих мероприятий; 6) регулирование сальдо бюджета;

7) формирование бюджета Союзного государства Беларуси и России и участие в международных общественных и финансовых организациях. Практическая реализация бюджетной политики требует применения соответствующего инструментария. Существует целый ряд инструментов и методов, с помощью которых осуществляется бюджетное регулирование в рыночной экономике. Выделяют следующие формы и методы бюджетного регулирования, действующие в сфере бюджетных отношений, связанных с формированием доходов бюджета: 1) изъятие части доходов, полученных в результате первичного распределения национального продукта (методы изъятия налогов и неналоговых платежей в бюджет, включая целевые бюджетные фонды);

2) предоставление налоговых привилегий: - полное освобождение от уплаты налогов и неналоговых платежей; - предоставление льгот по налогам; - налоговых кредитов; 3) перераспределение общегосударственных доходов и налогов между уровнями бюджетов: - закрепление за местными бюджетами полностью или частично общегосударственных доходов; - передача регионам части общегосударственных доходов в виде регулирующих доходных источников; предоставление трансфертов для сбалансирования доходов и расходов региональных бюджетов и др.; 4) резервирование части бюджетных ресурсов достигается созданием резервных фондов в составе бюджетов всех уровней; 5) регулирование привлечения государственных кредитов осуществляется посредствам внутреннего государственного кредита и международного государственного кредита. К группе форм и методов бюджетного регулирования, действующих в сфере бюджетных отношений, связанных с формированием расходов бюджета, относятся: 1) финансирование расходов на отрасли экономики на отрасли экономики, социально-культурную сферу, управление и оборону: - прямое финансирование; - дотация – межбюджетные трансферты, предоставляемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету в случае, если собственных и регулирующих доходов недостаточно для сбалансированности нижестоящего бюджета; - субсидии – бюджетные трансферты, предоставляемые организации, физическому лицу на условиях участия в финансировании (софинансировании) для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) либо частичного возмещения целевых расходов - субвенции – межбюджетные трансферты, предоставляемые другому бюджету на осуществление определенных целевых расходов

2) выравнивание расходов на отрасли непроизводственной сферы в региональном разрезе: - принятие единого для всех территорий республики норматива бюджетной обеспеченности в отраслях непроизводственной сферы в расчете на одного жителя; - предоставление трансфертов из фонда финансовой поддержки регионов; - финансирование капитальных вложений в развитие сети учреждений непроизводственной сферы. 3) перераспределение расходов между уровнями бюджетной системы:

- передача объекта финансирования с бюджета одного уровня на другой; - передача трансфертов в качестве дополнительных источников финансирования. 4) регулирование погашения государственного долга (выплата долгов и процентов по ним).

5) участие в формировании доходов международных организаций, бюджета Союзного государства Беларуси и России.

Эффективность использования бюджетных методов регулирования обуславливается тем, что они гораздо легче поддаются корректированию со стороны государственных органов, чем другие экономические методы, так как находятся в сфере непосредственного влияния государства и могут применяться в оптимальном сочетании для получения наибольшего эффекта.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: