Этапы подготовки реферата




ГАПОУ «Брянский базовый медицинский колледж»

Методические рекомендации по оформлению реферата

Данные методические рекомендации разработаны в помощь обучающимся медицинского колледжа в целях повышения творчества в профессиональной подготовке и вовлечения обучающихся в поисково-исследовательскую, научно-исследовательскую деятельность.

Основная задача образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи маловероятно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к обучающемуся. Необходимо перевести обучающегося из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность.

При выполнении самостоятельной работы обучающийся приобретает навыки работы с информационными источниками, у него вырабатываются индивидуальные методы по закреплению знаний, развиваются способности к анализу, синтезу и творческому мышлению,

активизируются интеллектуальная активность и творческий подход к решению учебных задач, формируются основы самодисциплины и потребность в регулярном пополнении знаний, он приобщается к научно-исследовательской и изобретательской работе. Примером такой работы

может быть реферат.

Образовательные функции реферата

1. Учебные:

- информационная (расширение кругозора по учебной дисциплине, профессиональному модулю);

- познавательная (усвоение научных сведений, дополняющих обязательную систему знаний);

- стимулирующее

- мотивационная (формирование интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности в их получении);

- коммуникативная (связующая, устанавливающая контекст учебной дисциплины, профессионального модуля);

- развивающая (развитие интеллектуальных способностей личности).

2. Научно-исследовательские:

- обучающая (овладение методикой анализа научных материалов);

- ориентационная (ориентация в современных научных подходах в оценке той или иной области знаний);

- интерпретационная (преобразование имеющихся текстов первоисточников в собственный);

- систематизирующая (навыки системной работы; подготовка к последующим курсовым работам и выпускной квалификационной работе);

- культурно-речевая (умение осуществлять отбор языковых средств для оформления письменных научных текстов).

3. Вспомогательные:

- воспитывающая (формирование мировоззренческой, профессиональной и ценностно-ориентационной культуры личности);

- организационная (приобретение или совершенствование навыков самостоятельной работы, формирование способов деятельности).

Таким образом, все выше перечисленное свидетельствует о том, что написание реферата является необходимым и обязательным умением в процессе получения профессионального образования.

Реферат: основные понятия

Слово «реферат» происходит от латинского «refere», что означает «докладываю, сообщаю».

Реферат – это краткое изложение в письменной или устной форме содержания книги, статьи, научной работы.

Реферат – это краткое изложение информации, взятой из одного или нескольких источников, в письменном виде или в форме публичного доклада. Как правило, реферат основан на нескольких текстах, таких как научная работа, книга, диссертация, подшивка статей, периодики и др.

Цель создания реферата – углубить, систематизировать и закрепить теоретические знания, получить навыки самостоятельной обработки, обобщения и краткого, систематизированного изложения материала, развить исследовательские умения. Реферат пишется не только по общим гуманитарным, социально-экономическим, естественно-научным, ЕН, общепрофессиональным дисциплинам и профессиональным модулям. Подобный вид самостоятельной работы студентов ориентирован на осознание, заинтересованное изучение

предмета и позволяет подготовить к восприятию более сложных дисциплин, требующих умения систематизировать, анализировать, излагать материал и формулировать собственное мнение.

Процесс работы над рефератом

Этапы подготовки реферата

1. Подготовка и планирование.

2. Выбор и осознание темы реферата.

3. Подбор источников и литературы.

4. Работа с выбранными источниками и литературой.

5. Систематизация и анализ материала.

6. Составление рабочего плана реферата.

7. Письменное изложение материала по параграфам.

8. Редактирование, переработка текста.

9. Оформление реферата.

10. Выступление с рефератом.

Реферат состоит из нескольких частей:

 Титульный лист (оформляется по требованиям учебного заведения – Приложение 1);

 Оглавление (содержание) требует наличие номеров страниц на каждый раздел реферата;

 Введение;

 Основная часть, состоящая из глав;

 Заключение;

 Список использованной литературы.

Структура.

Структура реферата индивидуальна и зависит от особенностей научной работы и ее темы и традиционно включает в себя следующие части.

Титульный лист.

2. План (оглавление, содержание). В нем последовательно излагаются названия пунктов реферата (простой план). Реферат может структурироваться по главам и параграфам (сложный план). Здесь необходимо указать номера страниц, с которых начинается каждый пункт плана. Каждая глава начинается с новой страницы. Заголовки каждой главы, параграфа печатаются в середине строчки, в конце заголовка точка не ставится. Не допускаются кавычки и переносы слов.

3. Вводная часть (введение). Формулируется тема доклада, определяется место рассматриваемой проблематики среди других научных проблем и подходов, т.е. автор объясняет ее актуальность и значимость. Даётся краткий обзор источников, на материале которых раскрывается тема.

4. Основная часть. Структурируется по главам, параграфам. Основной материал излагается в форме связного, последовательного, доказательного повествования, иллюстрация автором основных положений. Подбор материала в основной части реферата должен быть направлен на рассмотрение и раскрытие основных положений выбранной темы; выявление собственного мнения обучающегося, сформированного на основе работы с источниками и литературой.

Обязательными являются ссылки на авторов, чьи позиции, мнения, информация использованы в реферате. Оформляются ссылки и цитаты в соответствии с правилами. Ссылки могут быть двух видов: внутритекстовые и подстрочные. Во внутритекстовых ссылках на произведение, включенное в список литературы, после упоминания о нем или после цитаты из него в

скобках проставляют номер, под которым оно значится в списке.

Например: Г. И. Щукина (10) отмечает, что «…».

Если ссылаются на определенные страницы произведения, ссылку оформляют следующим образом:

А. С. Макаренко в своей книге (4, с.59) писал: «…».

В подстрочных ссылках приводят полностью библиографическое описание произведения, на которое дается ссылка.

Такая ссылка располагается под текстом после линии длиной 2 см.

Например:

В тексте: «Хорошая, научно обоснованная технология обучения и воспитания – это и есть педагогическое мастерство», - пишет В.П. Беспалько в книге «Слагаемые педагогической технологии».*

__________

*Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

с.3.

При повторных ссылках на одно и то же произведение приводятся только фамилия и инициалы автора, заглавие произведения и соответствующие страницы.

5. Заключение. Подводятся итоги выполненной работы, краткое и четкое изложение выводов, анализ степени выполнения поставленных во введении задач. Подтверждается актуальность проблемы и перспективность, предлагаются рекомендации. Заключение должно быть кратким, вытекающим из содержания основной части.

6. Список используемой литературы. Указывается не менее 8-10 различных источников для реферата. Расположение источников следует по алфавиту: фамилии авторов и заглавий документов. В список вносится перечень всех изученных монографий, статей, учебников, справочников, энциклопедий и проч.

 

7. Приложение. Иллюстративный материал составляется параллельно написанию реферата. В него выносится только самое главное по работе: выводы, обобщения, результаты сделанного автором анализа, иллюстрации вспомогательного характера, инструкции и методики,

разработанные в процессе выполнения работы, таблицы вспомогательных цифровых данных.

Иллюстративного материала не должно быть слишком много, не более 10 страниц. На все таблицы, рисунки, схемы, графики должны быть сделаны ссылки: «Составлено автором», либо ссылка на источник.

 

Заключение

Организация учебной деятельности является важной составляющей современного педагогического процесса. Организация учебно-исследовательской работы у студентов колледжа, таких как - подготовка рефератов, докладов, сообщений, позволяет мобилизовать обучающихся на качественное усвоение изучаемого материала по определенной теме: научить находить, отбирать необходимый материал, перерабатывать его, сопоставлять и сравнивать факты, работать с литературой, источниками и в итоге выработать свое суждение по изучаемой теме.

Полученный опыт при работе над рефератом может быть использован при подготовке курсовых и дипломных работ. Кроме того, многие обучающиеся образовательных учреждений среднего профессионального образования в дальнейшем продолжают свое образование в высших учебных заведениях, где особое внимание уделяется самостоятельному освоению разнообразного материала. Таким образом, опыт, который обучающиеся приобретают в ходе работы над рефератом, пригодится им в ВУЗе и в работе по их будущей специальности.

 

Список литературы

1. Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. М., 2000.

2. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. М., 2006.

3. Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. Ростов н/Д., 2005.

4. Воронцов Г.А. Письменные работы в вузе: Учебное пособие для студентов. Ростов н/Д., 2002.

5. Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: Учебное пособие по развитию навыков письменной речи. М., 2003.

9. Ткачев И.А., Ткачева О.И., Яковлев В.В. Организационно-методические подходы к проведению устного экзамена в форме защиты реферата//Управление качеством образования. 2006. № 3

10.http://www.pandia.ru/

11. http://www.pkeu.ru/

12. http://lyceum.nstu.ru

13. http://do.gendocs.ru/

...





Читайте также:
Что входит в перечень работ по подготовке дома к зиме: При подготовке дома к зиме проводят следующие мероприятия...
Роль языка в формировании личности: Это происходит потому, что любой современный язык – это сложное ...
Назначение, устройство и принцип работы автосцепки СА-3 и поглощающего аппарата: Дальнейшее развитие автосцепки подвижного состава...
Тест мотивационная готовность к школьному обучению Л.А. Венгера: Выявление уровня сформированности внутренней...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.023 с.