Глава II.1 Изучение уровня агрессивности подростков.




Педагогов очень заинтересовала проблема повышения уровня агрессивности у

детей подросткового возраста. Для этого было выбрана группа детей, которые

заполняли опросник Басса-Дарки на выявление агрессивности.

Проявление агрессии всё больше является проблемой, которая всё больше волнует

учителей и родителей. Задачей психолога должны стать психикоррекционная

работа с лицами, которые более агрессивны по сравнению с другими. Но, как

определить это "более" или "менее"? Ответ на этот вопрос невозможен без

достаточно точного определения понятий "агрессии" и "агрессивности".

Необходимость такого определения обосновывается тем, что термин "агрессия"

чрезвычайно часто употребляется в самом широком контексте и поэтому нуждается

в серьезном "очищении" от целого ряда отдельных смыслов.

Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и

всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного

отсутствия до предельного развития. Каждая личность должна определенной

степенью агрессивности. Отсутствие её приводит к пассивности, ведомости,

комфортности и т.д. Чрезмерное развитие её начинает определять весь облик

личности, которая может стать конфликтной, неспособной на созидательную

кооперацию и т.д. сама по себе агрессивность не делает субъекта социально

опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивности и

агрессии не является жёсткой, а с другой, сам акт агрессии может не принимать

социально опасные и не одобряемые формы. В житейском сознании агрессивность

является синонимом "злонамеренной активности". Однако само по себе

деструктивное поведение "злонамеренности" не обладает, таковой его делает

мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми

активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть

сходными, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.

Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два основных типа:

Первый - мотивационная агрессия, как сама ценность, второй инструментальная

как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться под

контролям сознания, так и вне его, и сопряжены с эмоциональными

переживаниями: гнев, враждебность) практических психологов в большей степени

должна интересовать мотивационная агрессия, как прямое проявление реализации

присущих личности тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций,

можно с большой вероятностью прогнозировать возможность проявления открытой

мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является

опросник Басса - Даркин.

А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников разделил понятия

"агрессии" и "враждебность" и определил последнюю, как "... реакцию

развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий". Создавая

свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс

и А. Дарки выделили следующие виды реакции:

1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица;

2. Косвенная - агрессия, окольным путём направленная на другое лицо или

ни на кого не направленная;

3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем

возбуждении (вспыльчивость, грубость);

4. Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления

до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и

вымышленные действия;

6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по

отношению к людям до убеждения в том, что другие люди до убеждения в том, что

другие люди планируют и приносят вред;

7. Вербальная агрессия - выражения негативных чувств как через форму

(крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы);

8. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он

является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения

совести.

Вопросник состоит из 75 утверждений, на которые ученики 8 класса отвечали

"да" или "нет".

 

Вопросник "Басса-Дарки"

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим (да-нет).

2. Иногда сплетничают о людях, которых не люблю (да-нет).

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь (да-нет).

4. Я не всегда получаю то, что мне положено (да-нет).

5. Я не знаю, что люди говорят обо мне за спиной (да-нет).

6. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать (да-нет).

7. Когда мне случилось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные

угрызения совести (да-нет).

8. Мне кажется, что не способен ударить человека (да-нет).

9. Я никогда не раздражаюсь на столько, чтобы кидаться предметами (да-нет).

10. Я всегда снисходителен к чужим недостатком (да-нет).

11. Если мне не нравиться установленное правило мне хочется нарушить его (да-

нет).

12. Другие умеют всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами (да-нет).

13. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько

более дружественно, чем я ожидал (да-нет).

14. Я часто бываю, не согласен с людьми (да-нет).

15. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь (да-нет).

16. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему (да-нет).

17. Когда я разражён, я хлопаю дверями (да-нет).

18. Я гораздо более раздражителен, чем кажется (да-нет).

19. Если кто-то воображает из себя начальника, то я всегда поступаю ему

наперекор (да-нет).

20. Меня огорчает моя судьба (да-нет).

21. Я думаю, что многие люди не любят меня (да-нет).

22. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной (да-нет).

23. Люди, увиливающие от работы должны иметь чувство вины (да-нет).

24. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашиваются на драку (да-нет).

25. Я не способен на грубые шутки (да-нет).

26. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются (да-нет).

27. Когда люди строят из себя начальников, я делаю всё, чтобы они не

зазнавались (да-нет).

28. Почти каждую недделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравиться (да-нет).

29. Многие люди задауют мне (да-нет).

30. Я требую, чтобы люди уважали меня (да-нет).

31. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей (да-нет).

32. Люди, которые изводят вас, стоят того, чтобы их "щёлкнули по носу" (да-нет).

33. Я никогда не бываю, мрачен от злости (да-нет).

34. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь

(да-нет).

35. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания (да-нет).

36. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть (да-нет).

37. Иногда мне кажется, надо мной смеются (да-нет).

38. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям (да-нет).

39. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены (да-нет).

40. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударил меня (да-нет).

41. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь (да-нет).

42. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием (да-нет).

43. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел (да-нет).

44. Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам" (да-нет).

45. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я онём думаю (да-нет).

46. Я делаю много такого, о чём впоследствии жалею (да-нет).

47. Если я разозлюсь, я могу ударит кого-нибудь (да-нет).

48. С детства я никогда не проявлял вспышек генва (да-нет).

49. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться (да-нет).

50. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым

нелегко работать (да-нет).

51. Я всегда думаю о том, какие тайны причины заставляют людей делать что-

нибудь приятное для меня (да-нет).

52. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ (да-нет).

53. Неудачи огорчают меня (да-нет).

54. Я дерусь не реже и не чаще других (да-нет).

55. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся

мне под руку вещь и ломал её (да-нет).

56. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку (да-нет).

57. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной не справедливо (да-нет).

58. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это

не верю (да-нет).

59. Я ругаюсь только со злости (да-нет).

60. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть (да-нет).

61. Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применю её

(да-нет).

62. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу (да-нет).

63. Я бываю грубоват по отношению к тем людям, которые мне не нравятся (да-нет).

64. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить (да-нет).

65. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает (да-

нет).

66. Я часто думаю, что жил неправильно (да-нет).

67. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки (да-нет).

68. Я не огорчаюсь из-за мелочей (да-нет).

69. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить

меня (да-нет).

70. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить приговор в

исполнение (да-нет).

71. В последнее время я стал занудой (да-нет).

72. В споре я часто повышаю голос (да-нет).

73. Я стараюсь обычно свое плохое отношение к людям (да-нет).

74. Я лучше соглашусь с кем либо, чем стану спорит (да-нет).

При составлении опросника авторы пользовались следующими принципами:

1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить

влияние общественного одобрения на ответ на вопрос.

Ответ оценивается по восьми шкалам, следующим образом:

Физическая агрессия:

"да" = 1, "нет" = 0: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68

"нет" = 1, "да" = 0: 9,17

Косвенная агрессия:

"да" = 1, "нет" = 0: 3, 19,27, 43, 50, 57, 64, 72

"нет" = 1, "да" = 0: 26,49

Раздражение:

"да" = 1, "нет" = 0: 3, 29, 27, 43, 50, 57, 64, 72

"нет" = 1, "да" = 0: 11, 35, 69

Негативизм:

"да"0 = 1, "нет" = 0: 4, 12, 20, 28

"нет" = 1, "да" = 0: 36

Обида:

"да" = 1, "нет" = 0: 5, 13, 21, 29. 37, 44, 51, 58

Подозрительность:

"да" = 1, "нет" = 0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52,59

"нет" = 1, "да" = 0: 33, 66, 74, 75

Вербальная агрессия:

"да" = 1, "нет" = 0 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73

"нет" = 1, "да" = 0: 33, 66,74, 75

Чувство вины:

"да" = 1, "нет" = 0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67 [8. 167-172]

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности

(прямой и мотивационной) включает в себя шкалы 1,3,7.

Нормой является величина её индекса, равная 21+-4, а враждебности - 6,5 - 7+-

3. при этом обращается внимание на возможность достижения определённой

величины, показывающей степень проявления агрессивности.

При анализе теста Басса-Дарки выявилось, что у Савельевой Алёны

форма агрессивности наиболее проявляется через физическую и вербальную агрессию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: