Источники – внешние формы выражения правотворческой деятельности, с помощью которых воля творца права становится обязательной для исполнения




Источники права социального обеспечения – различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права.

Классификация отраслевых нормативных правовых актов осуществляется по различным критериям. Ее объективную основу составляют государственное устройство России и организация власти в стране.

В российском праве основными источниками являются нормативные акты. Классификация источников права социального обеспечения обусловлена разграничением компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования общественных отношений по социальному обеспечению.

В зависимости от органов, принимающих нормативные правовые акты, источники права социального обеспечения можно классифицировать на акты, принимаемые органами государственной власти либо органами местного самоуправления, и акты, принимаемые субъектами социально-партнерских соглашений.

Источники права социального обеспечения можно классифицировать по юридической силе; по сфере их действия; по кругу субъектов; по сроку их действия; по форме акта; по источникам финансирования; по содержанию нормативных правовых актов.

По юридической силе федеральные законы делятся на два вида: конституционные и текущие.

Конституционные – принимаются по вопросам прямо указанным в Конституции РФ.

Текущие – федеральные законы, которые принимаются на основе и во исполнение Конституции РФ и федеральных конституционных законов.

В праве социального обеспечения они касаются отдельных правовых институтов.

Кодифицированные законы – это крупные акты, предназначаемые для комплексного регулирования сфер общественных отношений.

В области социального обеспечения кодифицированными являются Основы законодательства Российской Федерации от 22.07.1993г. «Об охране здоровья граждан» нормы которого, закрепляют право на охрану здоровья различных субъектов: семьи, беременных женщин и женщин – матерей, пожилых инвалидов, несовершеннолетних. Основы закрепляют также и гарантии этого права, среди которых особое место занимает право граждан на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи и Федеральный закон от 19.07.1999г. «Об основах обязательного социального страхования».

По форме акта источники права социального обеспечения делятся на законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, постановления и разъяснения министерства здравоохранения и социального развития РФ.

По сфере действия источники права социального обеспечения делятся на общефедеральные, республиканские в составе РФ и других субъектов РФ (областные, краевые), отраслевые, муниципальные, локальные.

Наибольшее практическое значение имеет классификация источников по юридической силе. Важно иметь в виду, что в силу ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Следовательно, нормы международных договоров обладают высшей юридической силой даже по отношению к законам РФ.

Нормы международных актов входят в правовую систему России и имеют приоритет перед законами РФ.

К данной группе источников права социального обеспечения относятся нормы Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина; нормы соглашений, заключаемых странами Содружества Независимых Государств по вопросам социального обеспечения.

Соглашение от 13.03.1992 года «О гарантиях прав граждан государств – членов СНГ в области пенсионного обеспечения» договоры РФ и стран СНГ по вопросам пенсионного обеспечения». Граждане стран СНГ (Казахстана, Украины, Узбекистана, Туркменистана, Армении, Киргизии, Таджикистана) имеют право на пенсионное обеспечениеосуществляемое с применение норм законов на территории того государства, где проживают переселившиеся граждане.

Соглашение от 09.09.1994 года «О гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов», которое устанавливает гарантированную государственная социальная помощь гражданам, имеющим детей установленной национальным законодательством Стороны, на территории которой проживает ребенок с одним из родителей (лицом, его заменяющим)».

Соглашение от 24 января 2006 года между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о порядке оказания медицинской помощи гражданам РФ в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения РФ, которое устанавливает равные права граждан на оказание медицинской помощи на территориях договорившихся сторон.

Временное Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения от 15 января 1993 г..

Договор между Российской Федерации и Королевством Испания о социальном обеспечении от 11 апреля 1994 г.

Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 г.

Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 18 декабря 2007 г. (ратифицирован Российской Федерацией, но по состоянию на 1 апреля 2009 г. не вступил в силу).

Особое место среди источников права социального обеспечения занимает Основной Закон РФ – Конституция РФ 1993г.

Ст.18 Конституции закрепляет понятие, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной властей, местного самоуправления и обеспечивают защиту правосудием.

Конституция имеет высшую юридическую силу, и все иные акты, издаваемые соответствующими органами, не должны противоречить основному закону страны. Конституция определяет долгосрочные направления политики государства, закрепляет права граждан на социальное обеспечение, Конституция возвышается над всеми иными законами и является юридическим фундаментом, определяющим содержание других законов России. За ее соблюдением надзирает особый орган - Конституционный суд РФ.

Постановлениями Конституционного суда РФ от 10.07.2007 № 9-П признаны противоречащими Конституции РФ положения Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ в той мере, в какой они позволяют не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.

Положения подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 (с 2009 это п.19,20,21 ст. 27 Федерального закона 173-ФЗ в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ) признаны не соответствующими Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 № 11-П, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения они не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с данными подпунктами, периоды деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными,

Определение Конституционного Суда РФ от 27.06.2005 № 231–О «По жалобе гражданина Галеева Конспая Амамбаевича на нарушение его конституционных прав положением подпункта 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В Конституции закреплен правовой статус граждан в сфере социального обеспечения. Так, ст. 7 определяет, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семье, развивается система социальных служб, установлены государственные пенсии и другие права. Для раскрытия содержания прав студенту необходимо ознакомиться и хорошо знать следующие статьи – 7, 33, 37, 38, 39, 41, 45, 46, 53.

Следующий уровень источников – это законы РФ. Отличительной особенностью источников права социального обеспечения на современном этапе является отсутствие единого кодифицированного правового акта, закрепляющего права граждан на тот или иной вид социального обеспечения. Такие права закреплены в различных российских законах, регулирующих пенсионное обеспечение, обеспечение граждан пособиями, предоставление гражданам различного вида социальных услуг, в том числе и услуг, гарантирующих социальную защиту инвалидов. Необходимо ознакомиться с этими законами.

Указы Президента РФ в сфере социального обеспечения занимают особое место и являются обязательными для исполнения на всей территории РФ, однако не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Так, например, Указ Президента РФ от 26 декабря 2006г. № 1455 «О компенсационных выплатах, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами».

Постановления Правительства РФ устанавливают порядок применения норм законов о пенсионном обеспечении либо других видов социального обеспечения: устанавливают дополнительные меры социальной защиты населения для определенных слоев. Это, например, следующие постановления: Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Постановление Правительства РФ от 24.07.2002г. № 555 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий»

В праве социального обеспечения, как ни в одной другой отрасли, широко применяются акты различных министерств и ведомств. В ряде случаев на основании норм таких актов гражданам производятся социальные выплаты либо предоставляются социальные услуги. Студенту необходимо раскрыть содержание нескольких актов министерств и ведомств, например таких как:

Постановление Минтруда РФ от 24.06.1994 № 50 по вопросу, касающемуся установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций.

«Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР», утвержденное приказом Министерства социального обеспечения РСФСР 4 октября 1991г. и другие акты.

Локальные акты как источники права социального обеспечения приобретают важное значение на современном этапе, когда формируется рыночная экономика. Они существенно повышают уровень социальной защиты граждан на региональном, муниципальном уровнях, на уровне каждого конкретного предприятия, поскольку предусматривают дополнения к федеральным мерам социальной поддержки граждан. К числу таких могут относиться территориальные соглашения, акты субъектов федерации и органов муниципальной власти, коллективные договоры.

Например, 14 января 1999г. в Кемеровской области принят закон «О пенсиях Кемеровской области (пенсиях Кузбасса)», где предусмотрен круг лиц, имеющих право на эту пенсию. Это лица, имеющие определенные заслуги перед Отечеством (Герои Социалистического Труда, участники войны, труженики тыла и др.). Источники права социального обеспечения наряду с классификацией по юридической силе можно классифицировать по всем видам общественных отношений, регулируемых ими. В этом случае необходимо выделять акты, регулирующие общественные отношения: а) по пенсионному обеспечению граждан; б) по обеспечению граждан пособиями и компенсационными выплатами; в) по предоставлению социальных услуг и другие.

Источники права социального обеспечения можно также классифицировать в зависимости от вида регулируемых отношений: 1) по пенсионному обеспечению граждан; 2) по обеспечению граждан пособиями и компенсационными выплатами; 3) по предоставлению социальных услуг по системе социального обеспечения.

Самостоятельным критерием классификации может быть признан круг лиц, на который распространяется действие норм соответствующих нормативных актов. Нормативные акты, регулирующие социальное обеспечение пожилых граждан, инвалидов, военнослужащих, судей, космонавтов, семей с детьми и др.

В зависимости от финансовых источников, т.е. за счет каких средств осуществляется социальное обеспечение: 1) за счет средств обязательного социального страхования, пенсионного страхования, медицинского страхования; 2) за счет бюджетных ассигнований; 3) за счет добровольного страхования – пенсионное, медицинское.

По содержанию нормативные правовые акты могут быть классифицированы на отраслевые и комплексные. Отраслевые это нормы которые регулируют общественные отношения исключительно в сфере социального обеспечения (о пенсионном обеспечении, о компенсационных выплатах, о социальном обслуживании). В комплексных актах содержатся нормы, относящиеся к нескольким отраслям права. Например нормы Закона РФ «О занятости населения в РФ», Основ законодательства «Об охране здоровья граждан» и некоторых других входят в систему не только права социального обеспечения, но и трудового, административного, финансового права.

Правомерна классификация источников на акты относящиеся еще к союзному законодательству и продолжающие действовать на территории России, и акты российского законодательства. относящиеся к союзному законодательству

Постановление Совмина СССР от 22.08.1956 № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах»

 

 

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Понятие источника права социального обеспечения.

2. Классификация источника права социального обеспечения: а) по юридической силе; б) по сфере действия; в) по кругу лиц.

3. Какова классификация источников по содержанию законов о социальном обеспечении?

4. Можно ли назвать нормы международных договоров источниками права социального обеспечения?

5. Можно ли назвать источниками права социального обеспечения Соглашения стран – участников СНГ?

6. Какие подзаконные акты по социальному обеспечению вы можете назвать?

7. Значение локальных нормативных актов.

8. Чем определяется в соответствии с Конституцией РФ смысл, содержание и применение законов?

9. Дайте общую характеристику Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993г.

10. Какова роль указов Президента РФ как источника права.

11. Какими актами регулируется пенсионное обеспечение в Российской Федерации? Каковы их основные принципиальные положения?

12. Нормы каких законов РФ регулируют общественные отношения по социальному обслуживанию населения и социальной защите инвалидов?

 

Литература

 

Батыгин К.С. Право социального обеспечения. Общая часть: учеб. пособие. / М.,1995, С.29-37.

Гусов К.Н. Право социального обеспечения в России. / М.: Проспект, 2008.

Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. / М.: Издательство БЕК, 2001.

Лепихов М.И. Право и социальная защита населения (социальное право). / М.: Былина, 2000.

Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учеб. пособие. / М.: Книжный мир, 2000.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: