Самостоятельная работа по определению стиля педагогического руководства спортивным коллективом. Распространяется специальная анкета в спортивных секциях. Члены спортивного коллектива выбирают из 15 предложенных вопросов только 5, которые наиболее характерны для спортивно- педагогического руководства их тренера.
Критерии оценки анализ полученных результатов и качества составленной студентом анкеты
- соответствие вопросов целям и задачам теме самостоятельной работы;
- полнота охвата исследуемой задачи;
- четкость формулировок, понятность вопросов;
- обоснование последовательности вопросов;
- возможность количественной обработки данных анкеты.
АНКЕТА
Нужно выбрать один вариант ответа для выявления педагогического стиля руководства
1. Считаете ли вы, что ребенок должен:
а) делиться с вами своими мыслями, чувствами,
б) говорить вам только то, что он сам захочет,
в) оставлять свои мысли и переживания при себе.
2. Если ребенок без спроса взял у
сверстника игрушку, карандаш, вы:
а) доверительно с ним поговорите и предоставите возможность
самому принять решение,
б) согласитесь с тем, что дети сами разберутся в своих
проблемах,
в) известите об этом всех детей, заставите вернуть взятое и
извиниться.
3. Подвижный, суетливый, иногда
недисциплинированный ребенок в ходе образовательной деятельности был
сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнял задание. Как вы поступите:
а) похвалите и всем детям покажете его работу,
б) проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо
получилось сегодня.
в) скажете ему «всегда бы так занимался»
4. Ребенок при входе в группу не
поздоровался. Как вы поступите:
|
а) заставите его поздороваться,
б) не обратите на него внимания,
в) сразу же вступите с ним в общение, не упоминая о его
промахе.
5. Дети спокойно занимаются. У вас есть
свободная минута. Что вы предпочтете делать:
а) спокойно, не вмешиваясь, наблюдать, как они общаются и
работают,
б) помочь, подсказать, сделать замечание,
в) заниматься своими делами (записями, подготовкой),
6. Какая точка зрения кажется вам
правильной:
а)чувства., переживания ребенка еще поверхностны, быстро
проходят, на них не стоит обращать внимания,
б) эмоции ребенка, его переживания- важные факторы, с
учетом которых можно эффективно обучать и воспитывать,
в) чувства ребенка удивительны, переживания значимы, к ним
нужно относиться бережно, с большим тактом.
7. Ваша исходная позиция в работе с
детьми:
а) ребенок слаб, неразумен, неопытен и только взрослый
может и должен научить его и воспитать,
б) у ребенка много возможностей для саморазвития, взрослый
должен максимально повышать активность ребенка,
в) ребенок развивается неуправляемо, находиться под
влиянием наследственности и семьи, поэтому главная задача, чтобы он был здоров,
накормлен, не нарушал дисциплины.
8. Как вы относитесь к активности
ребенка:
а) положительно- без нее невозможно полноценное развитие,
б) отрицательно- она часто мешает целенаправленно и планово
вести обучение и воспитание,
в) положительно, но только тогда, когда активность
контролируется педагогом.
9. Ребенок не захотел выполнять задание
под предлогом, что он уже делал это дома. Ваши действия:
а) скажите «ну и не надо»,
|
б) заставите выполнить работу,
в) предложите выполнить задание.
10. Какая позиция, по-вашему, правильная:
а) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем,
б) если ребенок не осознает заботу взрослых о нем, не
ценит, то это его дело, когда-нибудь он пожалеет,
в) воспитатель должен быть благодарен детям за их доверие и
любовь.
Ключ к обработке ответов
а | ||||||||||
б | ||||||||||
в |
25-30 очков - тяготеет к демократическому стилю;
20-24 очка - преобладает авторитарный стиль;
10-19 очков - характерен либеральный стиль.
Демократический стиль воспитания
Взрослые, декларирующие этот тип общения, уважительно относятся к детям, стараются наладить эмоциональный контакт, учитывают индивидуальные особенности. Не подавляя строгостью и наказанием, разъясняют конкретную ситуацию, убеждают почему, в силу каких причин необходимо выполнить то или иное требование. У таких взрослых в общении с детьми преобладают положительные оценки, жизнеутверждающий, оптимистический стиль. Они воспитывают организованность, дисциплинированность, не сковывая самостоятельности, не подавляя активности детей. Демократический стиль воспитания наиболее продуктивен в воспитании личности ребенка. У детей формируется чувство собственного достоинства. Права ребенка при этом не нарушаются.