Практическая готовность к пед. деятельности.




Тема 4: Профессиональная компетентность и культура учителя.

План.

  1. Модель профессиональной компетентности учителя.
  2. Теоретическая готовность к пед. деятельности.
  3. Практическая готовность к пед. деятельности.
  4. Педмастерство и культура учителя.
  1. Модель профессиональной компетентности учителя.

Профессиональная компетентность педагога – это единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности, которое характеризует его профессионализм (А.И. Мищенко).

Содержание профессиональной компетентности педагога определяется его квалификационной характеристикой. Квалификационная характеристика – это обобщенные требования к учителю на уровне его теоретического и практического опыта.

Модель профессиональной компетентности педагога может быть представлена как совокупность общих и частных педагогических умений.

Выделяют 4 группы умений:

  1. Умение ставить педагогические задачи в виде конкретных задач и обучения и воспитания.
  2. Умения программировать способы пед. взаимодействий.
  3. Умения выполнять пед.действия.
  4. Умения изучать процесс и результаты решения педагогической задачи.

 

  1. Теоретическая готовность к пед. деятельности.

Проявляется в обобщенном умении педагогически мыслить и включает:

1) Аналитические компетенции, которые складываются из частных умений:

- расчленять педагогические явления на составляющие элементы

- осмысливать каждое пед. явление

-диагностировать пед.явления

- вычленять основную пед. задачу и определять способы ее оптимального решения

2) Прогностические компетенции:

- умение прогнозировать развитие коллектива

- умение прогнозировать развитие личности

- умение прогнозировать ход пед. процесса

Проективные умения предполагают реализацию пед. прогнозирования в конкретных планах обучения и воспитания:

- переводить цели и содержание образование в конкретные пед. задачи

- учитывать потребности и интересы учащихся, возможности материальной базы и т.д. при определении пед. задач

- отбирать виды деятельности в соответствии с поставленными задачами

- планировать индивидуальную работу с учащимися

- выбирать оптимальные формы, методы и средства педагогического процесса

 

3)Рефлексивные компетенции (контрольно – оценочная деятельность, направленная на себя (самоанализ деятельности):

- правильность постановки целей

- соответствие содержания деятельности воспитанников поставленным задачам

- эффективность методов, приемов пед.деятельности

- причин успехов, затруднений, неудач в ходе обучения и воспитания

- соотнесения опыта своей деятельности с научными критериями и рекомендациями

 

Практическая готовность к пед. деятельности.

Выражается во внешних компетенциях, которые представлены организаторскими и коммуникативными умениями.

К организаторским компетенциям относятся:

Ø Мобилизационные компетенции

- развитие устойчивого отношения к учебе, труду и др. видам деятельности

- формирование потребности в знаниях

- формирование творческого отношения к окружающему миру

- использование методов стимулирования.

Ø Информационные компетенции

- умение работать с источниками информации

- ясно и четко излагать учебный материал

- формулировать вопросы в доступной форме

- применятьТСО, средства наглядности и т. д.

Ø Развивающие компетенции

- создание условий для развития познавательных процессов у учащихся

- стимулирование познавательной самостоятельности

- осуществление индивидуального подхода к учащимся

Ø Ориентационные компетенции

- формирование морально – ценностных установок и научного мировоззрения, отношения к труду, идеалов и мотивов поведения

- привитие устойчивого интереса к учебной деятельности и науке профессиональной деятельности

- организация совместной творческой деятельности

К коммуникативным компетенциям относятся:

Ø Перцептивные компетенции (связаны с восприятием человека человеком) включают умения:

- проникать в суть других людей

- определять характер переживаний и состояние человека

- видеть главное в другом человеке и т.д.

Ø Компетенции собственно общения:

- моделирование предстоящего общения и установление психологического контакта с классом

- создание обстановки коллективного поиска, совместной творческой деятельности

- формирование настроенности учащихся на общение с педагогом и т.д.

Ø Компетенции педагогической техники:

- умение выбирать подходящий способ общения

- управлять вниманием, темпом деятельности учащихся

- показывать свое отношение к поступкам учащихся

- речевые умения педагога (дикция, интонация, использование мимики ижестов и т.д.)

- умение управлять своим телом, регулировать свое психическое состояние, вызывать чувства, необходимые в данной ситуации.

Составить схему «Педагогические компетенции»

4. Педмастерство и культура учителя (обсуждение на следующем занятии)

Д.з. Найти и выписать определение понятий «пед.мастерство», «педагогическая культура». (глава 3 п.4 и Интернет – ресурсы)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: