Обычай ношения орденов на левой стороне груди




Военными всех наций ордена носятся на левой стороне груди. Делается это в силу обычая, пришедшего со времен крестоносцев. Они носили почетный знак своего ордена на левой стороне: таким образом он был ближе к сердцу, а так как щит носился на левой руке, то знак ордена (и сердце) был лучше защищен.

Погоны и эполеты

Происхождение наплечного знака — погона — идет также со времен крестоносцев, как составная часть лат, предохранявших плечо бойца от сабельного удара. Гусарские полки настоящих дней в Англии имеют на плечах род погона (эполета), сделанного из металлической сетки, кольчуги. Эполеты наших уланских полков — чешуйчатые и также напоминают латы. Во многих кавалерийских частях было в обычае иметь погон в виде стальной пластинки, обшитой галуном. Эполеты своим возникновением обязаны Франции и в первоначальном виде были представлены пучком лент. С течением времени погоны потеряли свое первоначальное назначение и стали внешним знаком, символом власти. Вот в силу чего так дорог погон истинному офицеру.

Церемония перехода кораблем линии экватора

Церемония перехода линии экватора есть комедия-фарс, соблюдаемая в силу морского обычая, как на военных, так и на коммерческих судах всех наций с целью дать развлечение команде, нарушить монотонность долгого перехода. С течением времени и благодаря отсутствию долгих плаваний детали этого морского обычая отчасти утеряны, отчасти изменены.

По своей идее это было испытание новичков в морской службе в предстоящей им тяжелой, полной лишений службе на море. История указывает, что уже викинги, пересекая некоторые параллели, исполняли этот обычай. Весьма возможно, что они и были создателями этого обычая. В первые дни мореплавания эта церемония совершалась с благоговением и полным уважением к мифологическому богу Нептуну — владыке морей и морских стихий, во что тогда искренне верили моряки.

И в настоящие дни его величество Нептун есть главное лицо церемонии-обычая.

Присяга

Военная присяга – церемониальная торжественная клятва (обещание), даваемое каждым гражданином при поступлении (призыве) на военную службу в вооружённые силы государства. Военная присяга существует, с глубокой древности, в вооруженных силах (ВС) большинства государств мира. В различных ВС имеет своё специфическое содержание, традиции и обряды по её принятию в зависимости от исторически сложившихся традиций и обычаев того или иного народа (народов), его ВС и сущности строя данного государства.

За многие века в России сменялись цари, правительства, государственный строй и притом многократно переписывался текст военной присяги. Однако во всех вариантах её смысл сводился к одному: присяга являлась и является торжественной клятвой на верность Родине. Подразумевается, что принимающий её клянется отстаивать интересы своего Отечества, причем даже ценой собственной жизни.

Венки на воде

В море памятников не ставят. Но на навигационных картах координаты мест, где совершены подвиги нашими моряками, отмечены особо. Проходя близ этих мест, на корабле приспускают флаг, над могилами погибших опускают в море венки из живых цветов.

Для увековечения подвигов военных моряков и памяти погибших приказами командующих Северным, Балтийским, Черноморским и Тихоокеанским флотами определены места, в которых экипажи боевых кораблей и вспомогательных судов ВМФ при плавании отдают воинские почести.

В Балтийском флоте мест боевой славы восемнадцать. Среди них города и гарнизоны, покрывшие себя неувядаемой славой в годы 1-й мировой и Великой Отечественной войн: Свеаборг и Либава, Таллинн и архипелаг Моонзунд, п-ов Ханко и о. Мощный (Лавенсари), Кронштадт и многие другие. Каждый балтиец знает, что линия, соединяющая маяки Таран и Розеве в Гданьском заливе, проложена в тех водах, где подводная лодка С-13 под командованием капитана 3-го ранга А. Маринеско отправила на дно фашистский лайнер «Вильгельм Густлов».

На Черном и Азовском морях такие места – на подходах к городам-героям Севастополю и Одессе, Новороссийску и Керчи. Черноморские корабли отдают там почести героям лидера «Харьков», эсминцев: «Беспощадный» и «Фрунзе».

Есть свои места боевой славы и в Тихоокеанском флоте. Это места Цусимского боя и гибели подводной лодки Л-19 в проливе Лаперуза. Это подходы к о. Шумшу, на котором военные моряки Н. Вилков и П. Ильичев закрыли свей грудью японские амбразуры.

Волны быстро уносят венки, опущенные в воду, а венки нашей памяти вечны. Память о тех, кто задолго до твоего рождения вошел в бессмертие, отдав свою жизнь за свободу и независимость Отчизны, за твою счастливую судьбу, – священная память.

Виват, Парад!

Одной из таких старых и особо чтимых традиций на протяжении всей флотской истории остаются морские парады.

В 1698 году молодой русский царь Петр I находился в Англии с целью изучения теоретических оснований науки кораблестроения. Здесь он впервые наблюдал морской парад и маневры флота. Тогда по приглашению английского короля Вильгельма он имел возможность ознакомиться с условиями службы, жизни и быта британских моряков.

Стоящие на рейде в строгой линии боевые корабли, расцвеченные множеством флагов, обход их первым лордом-адмиралом флота, встреча его на флагманском корабле под свист дудок, звуки горна и сияющие на солнце трубы духового оркестра – весь этот торжественный ритуал произвел на Петра неизгладимое впечатление. Окрыленный реформаторскими идеями, он решил перенять эту традицию для строящегося русского флота.

Первый парад был проведен Петром I 18 марта 1699 года.

Первым же настоящим парадом с точки зрения соблюдения ритуалов, следует считать парад 9 сентября 1714 года в честь победы русских моряков при Гангуте.

Постоянными парады становятся только после революции 1917 года. Руководство молодой Советской Республики сделало смотр кораблей регулярным мероприятием революционных праздников 1 Мая и 7 Ноября. Уже после войны 1941–1945 годов морские парады стали организовывать и в день Военно-Морского Флота в последнее воскресенье июля.

Кают-компания

Согласно Морскому уставу кают-компания традиционно служила столовой для офицеров. Морской устав указывал и время сервировки стола. Принимая во внимание условия совместной жизни, устав строго определил время, когда в помещении кают-компании должен быть прекращен всякий шум, и запрещал все то, что так или иначе могло повести к ссорам и излишним трениям (например, игра в карты, разговоры о политике и религии).

Взгляд на кают-компанию как на общество офицеров-моряков – братство офицеров-моряков, а не место для столовой, был у русского адмирала Ушакова, и у достойных последователей его – адмиралов Лазарева и Нахимова, Макарова и Эссена.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: