Работа с трудными подростками




Артюхова Е.И.

 

Самым главным в отношении между людьми является общение. Общение - это взаимодействие людей, при котором участники общения не только передают друг другу определенную информацию, но и выражают эмоции, чувства, оценки, отношение друг к другу, к тому, о чем они говорят, к обстоятельствам общения и т.д. Общение может быть разным. Именно правильно выстроенное общение помогает подобрать ключ к взаимодействию с трудным подростком. В этом процессе важна каждая деталь, начиная с первого впечатления и заканчивая верно выбранным тоном речи.

Современный подросток, в том числе трудный, устроен так, что не малое внимание обращает на внешний вид своего собеседника. Педагогу очень важно произвести положительное «первое впечатление». Оттолкнуть подростка может как через чур пафосный внешний вид, так и неопрятный, нелепый образ.

Зачастую больше всех с трудным подростком взаимодействует классный руководитель, так как родители не имеют возможности, по многим причинам, уделить должного внимания своему ребенку.

Классный руководитель – это центральное лицо воспитательного процесса. Свою деятельность он должен выстраивать сам. Обязательно, выставляя границы и устанавливая правила. Ребенок будет вести себя так, как Вы ему позволите, конечно же, речь идет о детях психически здоровых, которые в состоянии себя контролировать, дети «особенные» требуют к себе особого внимания.

Одним из важнейших качеств классного руководителя является умение вести за собой, т.е. стать авторитетом для подростка. Зачастую вины «трудного подростка» в том, что он «трудный» нет. Каждый из нас знает, что все проблемы из детства, а за детство ребенка несут полную ответственность его родители. Именно поэтому классному руководителю очень важно знать жизнь ребенка изнутри. В этом нам приходит на помощь и социальный педагог и инспектор по делам несовершеннолетних и возможно первый учитель, у которого был более тесный контакт с родителями и ребенком в начальной школе. Важно показать подростку свою заинтересованность в нем, в его исправлении, важно уметь помочь и быть готовым ответить на все его вопросы, иногда не очень удобные…Трудно переоценить значимость семьи в жизни подростка. В жизни каждого человека семья занимает особое место. Ведущей остается роль семьи в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности ребенка, его социализации. Нарушения взаимоотношений в семье приводят к сложностям и трудностям социализации подростков, способствуют негативным взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками. Важной задачей индивидуальной работы с подростком является гармонизация взаимоотношений с родителями.

Индивидуальная работа предполагает выявление как слабых, так и сильных сторон личности «трудного» подростка, которые с одной стороны, требуют психолого-педагогической коррекции, а с другой – составляют потенциал личности, на который можно опираться в процессе работы, перестроиться с учетом ценностных и референтных ориентаций подростка, его интересов и мотивации.

Как начать беседу с подростком? У педагога в арсенале должно быть много методик, которые помогут установить контакт с подростком, преодолеть внутренние барьеры. Предлагаем несколько методических приемов.

Упражнение «Силуэт»

Педагог подростку: "Конечно, я понимаю, как трудно вообще-то говорить о… Давай не будем говорить именно о твоих делах. Вот смотри, я нарисовал на листке человека. Этот парень - твой ровесник. Давай поговорим о нем. Что бы ты мог о нем рассказать? Какие у него проблемы? Что у него получается и что не получается? Есть у него друзья? Что ему нравится в его жизни и что не нравится? И вообще чего он хочет?"

 

Упражнение «Зеркало»

 

Основываясь на некоторой информации, педпгог начинает рассказывать историю о другом школьнике, чья ситуация в главных чертах совпадает с ситуацией подростка. При этом важно, чтобы пол, возраст и основные индивидуально-психологические особенности выдуманного персонажа действительно совпадали с характеристикой подростка. Важно, чтобы подросток, незаметно для себя, подключился к рассказываемой истории: что-то начал дополнять, с чем-то согласился, а что-то поставил бы под сомнение. Такое "отзеркаливание" поможет подростку лучше понять самого себя. На повторной встрече можно предложить школьнику самому придумать историю о своем ровеснике и рассказать ее. Можно попросить подростка более подробно охарактеризовать ситуацию в семье персонажа, его успехи в школе, описать взаимоотношения с друзьями, родителями.

Можно придумать и рассказать ситуацию, близкую к ситуации, в которой оказался подросток.

При общении с детьми, требующими повышенного педагогического внимания, можно использовать некоторые технологии, например «Бутылочное воспитание». Данная технология полностью основывается на доверительных взаимоотношениях, выстроенных между педагогом (классным руководителем) и подростком. «Бутылочное воспитание» подразумевает предварительное определение границ положительных и отрицательных эмоций сторон.

При использовании любой технологии и методики очень важно не забывать про положительное подкрепление! На отрицательном подкреплении процесс воспитания и налаживания контакта с ребенком не работает! Достаточно будет похвалить подростка за верный поступок, за хорошее отношение, соблюдение дисциплины, старательность, положительную динамику в целом.

«Трудный подросток» - широкое понятие, к которому причисляют взрослеющих личностей, испытывающих определенные сложности в контактах с окружающими. Самые очевидные проблемы выявляются в общении с педагогами, семьей. В силу разных причин, ребенку сложно дается учеба, взаимодействие с окружающими. Задача педагога максимально помочь подростку в этот сложный период его жизни.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: