Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей и молодежи




(на примере комплексного историко-краеведческого школьного музея)

Тема выступления: "Патриотами не рождаются, патриотами становятся.
Верховский музей в воспитании будущего поколения"

 

 

подготовила

Еременко Антонина Николаевна,

учитель технологии и черчения, руководитель «Комплексного

историко-краеведческого музея»,

подхорунжий

Хуторского казачьего общество Верховского района Орловского отдельского казачьего общества «Центральное Казачье Войско»

 

пгт. Верховье, 2016

Древняя легенда рассказывает о манкуртах - пленниках, которых подвергали жестокой пытке; в результате нечеловеческих мук раб либо погибал, либо начисто лишался памяти. Манкурт не знал, кто он, откуда родом - племени, не ведал своего имени, не помнил детства, отца, матери, словом не осознавал себя человеческим существом. Прошлое – одно из важнейших свойств любого бытия: материального, духовного, человеческого. Забыв прошлое, манкурт становился «бессловесной тварью», убивающий свою мать стрелой в сердце по команде хозяина. Лишить человека памяти, значит отобрать у него свободу, право быть личностью.

Современные технологии сделали этот процесс более безболезненным и незаметным для человека, а потому позволяющим применять его массово, в неведомых доселе масштабах. Последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Сегодня, в условиях, когда государство начинает определять новую идеологию на формирование личности, становится ясно, что ключевыми характеристиками такой личности должны стать, прежде всего, ее духовность, нравственность, патриотизм, социальная активность. Вековой опыт свидетельствует, что без нравственно-патриотического воспитания немыслимо создать сильную державу, невозможно привить школьникам и молодёжи понимание их гражданского долга и уважения к закону.

В Федеральном государственном образовательном стандарте отмечается острая необходимость активизации процесса нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Эта проблема сегодня одна из наиболее актуальных, так как за последние годы в нашей стране произошли огромные изменения. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют. Возрождение духовно-нравственного и патриотического воспитания – это шаг к возрождению России.

Школьный музей – центр воспитательной работы, дающий возможность изучать прошлое не только через созерцательное восприятие, но и активное участие в поисковой, историко - краеведческой работе.

Краеведческий материал, усиливает конкретность и наглядность восприятия школьниками исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.

Большую роль в решении педагогических задач по изучению родного края играет комплексный историко - краеведческий музей нашей школы. Он открылся 15 сентября 2006 года благодаря инициативе большой организационной, научно - методической деятельности педагогического и ученического коллектива школы. Музей стал местом, где были воплощены замыслы и реализованы многие цели учителей и школьников. Основы патриотических чувств должны быть заложены в каждом. Поэтому так велика в процессе формирования патриотического сознания роль школы и школьного музея.

В тематическом плане нашего музея, особое внимание уделяется истории школы, посёлка, людей оставивших свой след. Где работа проводится по следующим направлениям: военно-патриотическое, краеведческое, этнографическое.

Разделы располагается в пяти комнатах:

1. История Верховского района;

2. История Верховской школы №2;

3. Воинская слава России;

4. Комната боевой славы (история Верховского района в годы Великой Отечественной войны);

5. Русская изба;

Раздел «История Верховского района» рассказывает о событиях, которые происходили на территории современного района в далёком прошлом. Стенды повествуют о быте, культуре, занятиях вятичей, поселившихся на берегу Оки, об основании города Новосиля, Новосильского княжества, о красивых легендах связанных с этой землёй. Первое упоминание о Верховье в архивных источниках относится к 1815—1817 годам. Раздел музея «История Верховской школы №2» знакомит нас с развитием образования в Верховском районе, рассказывает о появлении в Верховье второй школы. В этом разделе представлены школьные документы, здесь можно увидеть старые учебники. Любой выпускник школы может найти здесь информацию о себе. На нескольких стеллажах представлены технические средства обучения, которые использовались в школе в 60 – 80-е годы XX века. Сохранена атрибутика пионерской и комсомольской организаций. Если обратиться к истории, то можно увидеть, что нет ни одного столетия, когда Российское государство не воевало. Мы чтим память наших предков, воинов защищавших свою родную землю. Не случайно один из наших разделов «Воинская слава России». Здесь мы можем познакомиться с важнейшими битвами, событиями из военной истории нашего государства, начиная с Александра Невского заканчивая Великой Отечественной войной, с локальными конфликтами.

В данном отделе представлено оружие и доспехи разных эпох, награды Российской империи и советского государства. Целая витрина посвящена оловянным солдатикам разных эпох, начиная от воинов Киевской Руси и заканчивая солдатами Великой Отечественной войны. Выпускники школы, участники различных локальных конфликтов, передают музею интересные экспонаты. Например, из Косово, Боснии, Черногории был привезён набор фуражек полицейских разных стран, которые участвовали в миротворческой миссии ООН. Раздел музея «Комната боевой славы» (история Верховского района в годы Великой Отечественной войны) рассказывает о былых подвигах наших дедов и прадедов, односельчан, учителей. Ребята провели большую работу по сбору материала, посетили музеи в селе Русский Брод и Нижний Жёрновец. Сборы информации, экспонатов не закончились. Материалов становилось всё больше, а истории о воинах и их победах интереснее. Информация, собранная своими руками, имеет большую ценность, и поэтому рассказы экскурсоводов интересные и ведутся с душой.

Раздел музея «Русская изба» открывает страничку истории о месте проживания, об укладе, традициях, мастерах-умельцах. Исследования XVIII века выявили кустарные промыслы по Орловской губернии, окрестных сёл. Мастерство умельцев и мастериц «Орловского Списа», «Елецкого кружева», «Ливенской гармошки», «Чернышинской глиняной игрушки» изучается и воплощается в жизнь самими школьниками. Знакомство с новым материалом, изучение древнего экспоната, повторения мастерства мастериц-умельцев для школьника становится каждодневным открытием мира с его радужными красками, с теплом песни, любви к маме, человеку и Отечеству, к красоте и величию Родины. Особый интерес вызывает у посетителей красный угол.

Школьный музей стал учебно-материальной базой в преподавании уроков истории, географии, краеведения. Комнаты музея, просмотр мультимедийных презентаций по тематике делают такие уроки интересными, эмоциональными и запоминающимися. Внеклассная работа, проводимая в школьном музее, направлена на историко-краеведческое воспитание. Встречи учащихся с ветеранами войны, традиционные праздники ко Дню Победы, викторины по краеведению, – все это развивает интерес и углубляет знания. Учащиеся нашей школы постоянно участвуют в районном туристско-краеведческом движении «Патриоты Орловщины», «Отечество», краевой научно-практической конференции школьников, Малой Академии наук, где представляют исследовательские работы по истории родного села и занимают призовые места. Частью работы являются экскурсии по территории Орловской области, где располагаются Национальный парк Орловское полесье, заповедник "Калужские Засеки", Музей-заповедник И.С. Тургенева "Спасское-Лутовиново", что позволяет расширить кругозор и получить большей информации. Сегодня одним из основных направлений патриотического воспитания молодежи является использование истории, культуры и традиций казачества, которому президент России дал высокую оценку. Он сказал: «История казачества связана с верным служением Родине. Казак всегда был государственным человеком, тружеником, воином, защищающим интересы Отечества. Российское казачество вносит весомый вклад в строительство новой России».
С возрождением казачества, его исторических и культурных традиций встал вопрос о работе с подрастающим поколением.

Многовековая история казачества сложила народную педагогическую традицию, которая сохранилась до сегодняшнего дня и является основой для возрождения казачества и его культуры.

Это воспитание в семье; в казачьих общеобразовательных учебных заведениях; внешкольные формы обучения на примере культуры и заповедей казачества.
По пилотной программе школа работает в этом направлении, у нас кадетские казачий класс.
Музейная педагогика в школе является источником обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданственных, духовно-нравственных понятий и навыков. Она раскрывает учащимся связи Малой родины с Родиной Большой, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории родного села с жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждого школьника. Внеклассная работа краеведческого характера играет огромную роль в формировании патриотизма молодого поколения и в воспитании патриатизма. Работа школьного музея вносит что-то новое в знания учащихся по истории родного края, углубляет и расширяет их. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному селу, краю, своей Родине, но, если в ходе реализации проекта, дети приобретут знания об истории посёлка, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил посёлок, начнут проявлять интерес к событиям общественной жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены. «Годы детства, отрочества – это, прежде всего, воспитание сердца».

И если мы помогли в этом своим воспитанникам, значит, они обязательно вырастут патриотами своей страны.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Н.Ф.Виноградова, С.А.Козлова «Наша Родина» М.Просвещение.1984г. 2. Каптеров, П.Ф.Концепция музейной соборности./ П.Ф. Каптеров. – М.: Наука, 1997. - 246с. 3. Л.А.Кондрыкинская «С чего начинается Родина» М.Сфера 2003г. 4. Кудрина, Т.А. Музей и школа / Т.А. Кудрина. - М.: «Просвещение» 1985. - 125с. 5. Маханёва М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» М. Мозаика-Синтез 2004г. 6. Шляхтина, Л.М. Основы музейного дела/ Л.М. Шляхтина. Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2005. - 183с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: