Особенности овладения предметной, игровой, продуктивной деятельностью умственно отсталым ребенком
Деятельность как проявление активности личности. Характеристика нарушений деятельности у умственно отсталых детей (узость мотивации, неустойчивость, скудность, ситуативность, одномоментность мотивов; недостаточное понимание инструкций; низкая произвольность внимания; неумение планировать деятельность и прогнозировать ее результат; нарушение целенаправленности, неумение преодолевать трудности, непонимание значимости деятельности, трудность переноса прошлого опыта в новые условия).
Особенности овладения предметной деятельностью: манипуляции, соотносящие, орудийные, неадекватные действия с предметами. Персеверации, стереотипии. Становление замещающей функции как предпосылка игровой деятельности (Е.О. Смирнова). Становление замещающей функции у умственно отсталых дошкольников (А.А. Кольцова). Особенности игровой деятельности (О.П.Гаврилушкина, Н.Д.Соколова, Е.А.Стребелева). Игра как средство психофизического и личностного развития умственно отсталых детей. Возможности овладения модельным опосредствованием деятельности (Л.А. Венгер, А.А. Кольцова).
Специфика формирования продуктивных видов деятельности: навыки рисования, лепки, конструирования. Особенности детской продуктивной деятельности ((В.С.Мухина). Развитие изобразительной деятельности умственно отсталых дошкольников (Е.А.Екжанова). Конструктивная деятельность умственно отсталых дошкольников. Учет психологических особенностей в организации коррекционной работы с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста. Психологические особенности изобразительной деятельности (Т.Н. Головина, И.А. Грошенков). Рольразвития творческой деятельности в формировании умственно отсталого ребенка (Н.Г. Морозова, Н.П. Павлова и др.).
|
Этапы и трудности формирования игровой деятельности у детей-олигофренов. Специфические особенности игры умственно отсталого дошкольника. Психологические особенности развития детей с умственной отсталостью в дошкольном возрасте. Причины нарушения предметно-практической деятельности детей в дошкольном и младшем школьном возрасте. Особенности игры у умственно отсталых дошкольников (О.П. Гаврилушкин, Н.Д. Соколова, Е.А. Стребетева). Игра как средство психофизического и интеллекту ального развития детей с умственной недостаточностью.
Особенности учебной и трудовой деятельности лиц с умственной отсталостью
Особенности учебной деятельности умственно отсталых школьников. Понятие и структура учебной деятельности (учебные мотивы, учебные действия, действия контроля, действия оценки). Психологическое обоснование необходимости обучения умственно отсталого ребенка (Л.С. Выготский, Г.М. Дульнев, А.Н. Граборов, В.Г. Петрова, Ж.И. Шиф и др.). Особенности учебной деятельности умственно отсталых (Стадненко, Баширова). Особенности формирования зрительных и словесных представлений умственно отсталых детей (А.И. Липкина, М.М. Нудельман, И.М. Соловьев). Пути преодоления уподобления представлений при обучении географии, истории, естествознанию (А.И. Капустин, Р.Б. Каффеманас, Т.И. Пороцкая и др.). Особенности усвоения и переноса знаний умственно отсталыми учениками при обучении их русскому языку, математике, географии и другим предметам школьной программы (Аксенова, Белякова, Перова, Синев, Бгажнокова и др.). Учебное высказывание (Л.Ю. Долгих). Развитие изобразительной деятельности (Т.Н. Головина). Отношение к школе и учителю.
|
Особенности практических действий умственно отсталых детей (В.Г. Петрова). Психологические особенности трудовой деятельности умственно отсталых (Г.М. Дульнев, В.Ю. Карвялис, С.Д. Мирский, Б.И. Пинский и др.). Учет индивидуально-психологических и типологических особенностей умственно отсталых школьников в организации трудовой деятельности. Роль дополнительного образования в овладении трудовыми и бытовыми навыками. Катамнестический метод изучения умственно отсталых.Роль трудового воспитания в психологическом развитии и социальной адаптации умственно отсталых.
Особенности письменной речи умственно отсталых и их значение в трудностях обучения умственно отсталых школьников. Структура письменной речи. Особенности письма и чтения умственно отсталых детей. Соотношение зрительно-пространственных представлений, мыслительное программирование письма, специфические нарушения письма, связанные с фонетико-фонематическими конструкциями, особенностями усвоения и переноса грамматических правил. Характеристика процесса чтения: сенсомоторный и семантический уровень, восприятие и осмысление текста. Индивидуальные особенности чтения. Возможности коррекции письменной речи в условиях специализированного школьного обучения.