Следующий лист – должна прилагаться рецензия на урок.




Введение

Урок по теме «Историческое значение правления династии Романовых в истории государства Российского. Значимость семьи как основы общества (на примере семьи последнего императора России Николая II)» был проведён в МБОУ СОШ № … (номер школы) г. Брянска для учащихся …. класса (указание класса)... (дата проведения).

Анализ аудитории:

Во 2 «Б» классе 32 человека, из них 18 мальчиков и 14 девочек. Основной возраст учащихся – 8 лет, нескольким детям уже исполнилось 9 лет. Классный руководитель ………… (ФИО учителя) характеризует детей класса, как активных, любознательных, с интересом участвующих в классных и школьных мероприятиях. В основном дети растут и воспитываются в полных семьях, однако у нескольких ребят из класса семьи неполные. Большинство детей после занятий посещают кружки (спортивные секции, музыкальную школу, студию танцев, рисования). Примерно половина учащихся класса посещают группу продлённого дня в школе. Обстановку на уроках учитель характеризует как рабочую, атмосфера в классе в целом дружественная, все дети общаются друг с другом, хотя учитель отметила, что некоторые дети имеют проблемы с поведением на уроках и во внеурочное время.

Информацию о том, что для них будет проведено занятие, отличающееся от обычных школьных уроков, дети восприняли положительно, с интересом.

 

Цель урока: осмысление роли Русской Православной Церкви в истории России; формирование у школьников представления о высоких нравственных идеалах, которые воплотила в своей жизни семья императора Николая II.

Задачи урока:

- формировать интерес у обучающихся к истории своего государства, к истории института семьи, к отдельным великим личностям;

- рассмотреть роль Русской Православной Церкви в лице Патриарха Гермогена в истории государства Российского в период Смутного времени, подвести к выводу о том, что именно Патриарх Гермоген вдохновил русский народ на борьбу с иноземными захватчиками;

- рассмотреть основные вехи жизни семьи Николая II и проанализировать отношения между её членами;

- подвести обучающихся к выводу о важности сохранения такой ячейки общества как семья;

- способствовать активизации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся.

 

Форма занятия: лекция с элементами беседы и просмотром презентации.

Оборудование: ноутбук, видеопроектор, колонки; доска, мел, листы бумаги, карандаши.

Материалы: видео-презентация, портреты членов царской семьи, изображения иконы «Священномученик Гермоген, Патриарх Московский», иконы «Святые царственные страстотерпцы».

Методы: словесный, наглядный.

Время занятия: 40 минут.

 

План-конспект урока

 

Структура занятия Деятельность педагога Деятельность учащихся
1. Организа-ционный момент. Введение в тему занятия. Вступительное слово: Ребята, история нашей страны глубоко уходит корнями в прошлое. В нашей истории были яркие моменты возвышения и трагические события. Но несмотря ни на что, мы должны уважительно относиться к прошлому и настоящему России, знать её историю. И сегодня мы поговорим с вами о династии Романовых. Вопросы детям: - Ребята, кто-нибудь из вас слышал фамилию «Романовы»? Что вы знаете о Романовых, кто это такие? Комментарии к детским ответам: Да, ребята, действительно, Романовы – династия российских царей и императоров. Вы слышали слово «династия»? Династия– это не русское, а греческое слово, оно переводится как «господство». Династия – это члены семьи, которые сменяли друг друга на престоле по наследству. Раньше, давным-давно, в России был царь, который правил нашей большой страной, после отца царём становился чаще всего сын, потом – его сын и т. д.. Так вот, династия Романовых в России правила несколько столетий. У семьи Романовых был свой герб. Показ слайда – герб Романовых.Что изображено на этом гербе? (в серебряном поле красный грифон держит золотые меч и щит, на самом верху которого – малый орёл; на чёрной кайме вокруг – 8 львиных голов: 4 золотые и 4 серебряные). Слушают вступительное слово педагога. Дают ответы на вопросы: - Романовы – это русские цари; - был такой император Романов. - Слово «династия» не слышали.   Рассматривают герб Романовых, описывают его.
2. Рассказ о начале царствова-ния Романо-вых в России. Знакомство с личностью Патриарха Гермогена и его ролью в истории государства Российского Рассказ педагога:Романовы начали царствовать в России в 17 веке, с 1613 года. Это было 405 лет назад. Это было очень трудное время для нашей страны. В истории он так и называется – «смутное время» (от слова «смута»). Вы знаете, что такое смута? Комментарии педагога: смута – раздоры, мятеж, беспорядок. В России в это время не было сильного царя, страной правили семь знатных бояр, их правление так и называлось – «семибоярщина».Российское государство находилось тогда на краю гибели. Бояре предали страну, решили отдать Россию под власть польского короля. Они тайно договорились с королём и пустили польские войска в Москву. Поляки безжалостно разграбили город. Главой Русской Церкви в это время был Патриарх Гермоген.Бояре угрожали ему, грозились убить, требовали подписать разрешение на царствование поляку. Но Патриарх Гермоген не соглашался. Он разослал послания народу с призывом встать на защиту Отечеству.Он был главой Церкви и простые люди верили ему, именно он смог объяснить им, что только они сами смогут освободить и спасти своё Отечество. Поляки схватили и арестовали его, посадили в темницу Чудова монастыря, где он и умер от голода и жажды в 1612 году. Но народ послушал Патриарха, купец Минин и князь Пожарский собрали людей из народа (их называют народным ополчением) и пошли освобождать от поляков Москву. Когда ополчение подошло к Москве, Патриарх Гермоген ещё был жив, и он дал ополченцам письменное благословение. 4 ноября 1612 года Родина был освобождена от врагов. Показ картины художника П. Чистякова «Поляки и патриарх Гермоген»: Вопрос детям:Ребята, как вы думаете, какой момент, о котором я вам сейчас рассказала, изображён на картине? Комментарии к ответу детей: да, ребята, вы верно ответили. Вывод: именно Патриарх Гермоген вдохновил русских людей на сопротивление врагу. Поэтому мы с вами обязательно должны запомнить имя патриарха Гермогена. Вопрос детям: Ребята, а какой праздник празднуется в России 4 ноября? Продолжение рассказа педагогом: Уже в ХХ веке Русская Православная Церковь прославила Патриарха Гермогена в лике Святых (показ слайда с изображением иконы «Священномученик Гермоген, Патриарх Московский). Сам Патриарх Гермоген рекомендовал в своё время и благословил на царство, начав этим династию Романовых, царя Михаила Романова. Показ слайда: «Царь Михаил Фёдорович Романов». Страна, разорённая после долгих лет, обрела мир и покой. Продолжение рассказа педагогом:Шли годы, десятилетия сменялись столетиями, за более, чем 300 лет многие цари из династии рода Романовых правили Россией. Вопрос детям:Ребята, может быть, вы слышали о каких-нибудь царях из рода Романовых, которые правили Россией? Назовите тех царей, которых вы знаете. Комментарии к ответам: Молодцы, ребята. Действительно, в России были такие правители. Пётр I первым стал называть себя российским императором, и после него все российские правители именовали себя императорами. Показ слайдов с портретами Петра I, Екатерины II.   Слушают педагога. Отвечают на вопросы: - Смута – это ссора, раздор. - Смутное время – это тёмное время, плохое, трудное.   Рассматривают картину, отвечают на вопрос: - На картине изображён Патриарх Гермоген. Его пытают поляки, он не сдаётся им.   Отвечают на вопрос: - День народного единства. Слушают педагога, рассматривают слайд с изображением иконы.     Слушают педагога, рассматривают слайд.     Отвечают на вопрос: - Я знаю, что был в России царь Пётр первый. - А я слышала, что в Россини правила царица Екатерина вторая. Рассматривают слайды.
3. Рассказ о последнем российском императоре Николае II и его семье. «Сюрпризный момент»: А сейчас, ребята, мы с вами побываем в гостях. Вы любите ходить в гости? Возможно, приходя в гости к друзьям или знакомым, вы видели фотографии членов их семьи. Иногда фотографии размещают фотографии в рамках на стене, ставят на мебели. И, конечно же, у всех имеется семейный альбом. Поднимите руки те, у кого из вас дома тоже есть семейные альбомы?     Так вот, ребята, в гости мы с вами отправимся с помощью семейного альбома. Мы с вами посмотрим фотографии из него и прикоснёмся к истории царской семьи. Показ слайда: «Император Николай II». Вопрос детям:Ребята, знаете ли вы, кто изображён на этой фотографии? Это последний император России Николай II Романов, который правил Россией в 19-20 веках. Показ презентации «Семейный альбом царской семьи» (прилагается к конспекту). Окончание рассказа: Семейный альбом завершается не фотографией, а иконой, на которой изображены все семеро членов семьи. За то смирение, с которым они перенесли все страдания и не потеряли веру, за то, что до последних дней сохранили в своих сердцах горячую любовь к Родине, члены царской семьи были причислены к лику Святых (показ последнего слайда). Слушают педагога, отвечают на вопросы: - Да, любим ходить в гости! Там интересно, можно поговорить с друзьями, поиграть. Поднимают руки.   Смотрят презентацию, слушают комментарии педагога.
4. Закрепление материала. Педагог: А теперь поговорим о том, что вы сегодня узнали: - Кто запомнил, как звали Патриарха, вдохновившего русский народ на борьбу с поляками? - Как звали последнего российского императора? - Сколько детей было у императора Николая II и Александры Фёдоровны? Как их звали? - Как жили и как воспитывались дети в царской семье? могли ли они предаваться, роскоши, лености, праздности? - Какими своих детей хотели видеть их родители? - Как они относились к окружающим?   Отвечают на вопросы: -Патриарх Гермоген. -Николай II. -Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, Алексей. -Не могли. Их воспитывали строго, в скромности. - Но родители очень их любили. А дети любили и уважали родителей. - Детей учили трудиться, рисовать, шить, вязать, дети умели сами колоть дрова. - Они относились к окружающим по-доброму, как простые люди, помогали людям, заботились о раненых.
5. Творческая часть. Педагог: А теперь давайте закрепим с вами то, что только что узнали. Только сделаем это не совсем обычно, а станем на время строителями. Представим, что семья Романовых – это дом, и этот дом, каким он был, нам нужно восстановить. Педагог рисует на доске дом, затем контурно поочерёдно выделяет части дома. Вопросы детям: Как вы думаете, что какое качество, очень важное для семьи, лежало в основании дома? Помните, фундамент (основание) дома должен быть очень прочным, чтобы дом не разрушился. Правильно, это уважение ко всем членам семьи (педагог выделяет контурно фундамент и подписывает: «УВАЖЕНИЕ»). А что такое в семье Романовых крыша, т.е. то, что покрывает, охраняет? Это, конечно, любовь (педагог выделяет и подписывает крышу).   А что было кирпичиками дома?     А теперь мы нарисуем забор? Как вы думаете, для чего нужен забор? Правильно, он охраняет дом, то есть семью, от плохого, что есть в окружающей среде. А теперь повесим на забор калитку. А как вы думаете, мы будем закрытой калитку держать, или откроем её? Конечно, мы будем держать её открытой, чтобы т.к. хорошая семья – это гостеприимная и милосердная семья. Вот наш дом готов!!! Рисуют дом на листочках, отвечают на вопросы педагога.     - Родители и дети уважали друг друга.   - Крыша обозначает то, что в семье все очень любили друг друга. - Доброта, терпение. -Скромность, забота. - Трудолюбие. - Забор защитит дом от врагов.   - Калитка пусть лучше будет открытой! Тогда к семье смогут приходить друзья.
6. Итог занятия. Педагог: Понравился вам урок? Мы благодарим вас за активное участие в занятии и надеемся, что придя домой, вы обязательно поделитесь полученными знаниями с вашими родителями, чтобы в вашей семье был всегда мир и покой. - Да, понравилось! Прощаются с педагогами.

 

Заключение

 

В ходе урока учащиеся активно принимали в нём участие, с интересом смотрели презентацию, активно отвечали на вопросы педагогов. При ответах на вопросы всегда хотело ответить несколько учащихся, на некоторые вопросы дети отвечали все хором. С особым интересом дети восприняли творческую часть занятия, с удовольствием создавали рисунки и комментировали их.

Мы считаем, что цели и задачи урока были достигнуты:

- была рассмотрена роль Русской Православной Церкви в лице Патриарха Гермогена в истории государства Российского в период Смутного времени, вместе с учащимися был сделан вывод о том, что именно Патриарх Гермоген вдохновил русский народ на борьбу с иноземными захватчиками;

- в ходе занятия дети узнали об истории семьи Николая Александровича и Александры Фёдоровны;

- составили представление о взаимоотношениях в счастливой семье и принципах воспитания детей, основанных на высших нравственных идеалах, которые воплотила в себе семья последнего Российского императора: служение Родине, принесение пользы, забота о людях, любовь и уважение ко всем членам семье, к своей стране, к Богу;

- сделали вывод о том, что жить в соответствии с нравственными идеалами необходимо каждому человеку.

Урок прошёл в дружественной и рабочей атмосфере, имел не только историческо-просветительскую, но и культурно-нравственную направленность, поэтому, мы считаем, был полезен для учащихся, так как нравственное воспитание детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом.

 

Список литературы

 

1. Царские дети: Сб./Сост. Н. К. Бонецкой. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2009. – 448 с.

2. История династии Романовых. https://rom-dinastiya.narod.ru/Index.html.

3. Династия Романовых и их семья. https://history-news.org.

4. Генеалогическое древо Романовых. https://blog.i.ua/user/1137806/728373.

 

 

Следующий лист – должна прилагаться рецензия на урок.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: