Задание №1. Проанализируй ситуацию и письменно ответь на вопросы.
Александр с 7 класса увлекся фотографией и был очень рад, когда родители подарили ему фотоаппарат, о котором он мечтал. Закончив 9-й класс, Саша твердо решил учиться на фотографа и уже выбрал учебное заведение. Но родители его выбор не одобряли, считая, что профессия фотографа несерьезна и настаивали, чтобы он поступал учиться на повара. Саша послушал родителей и, закончив обучение в училище, сразу устроился в столовую рядом с домом. Работа не приносила ему удовольствия, ему даже казалось, что он готовит хуже остальных поваров, он с тоской вспоминал о своем увлечении.
Какие трудности возникли у Александра в работе?_________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Сможет ли он добиться успеха в своей профессии? Почему?__________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Что Александр не учел, выбирая профессию?______________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
| Хочу Интересы Желания Стремления |
| Могу Способности Таланты Состояние здоровья |
| Надо Потребности рынка труда |
| ! |
Схема №1. Взаимозависимость трех элементов, составляющих основу профессионального выбора
Задание №2.
Напиши 2-3 профессии, которые тебе интересны
________________________________________________________________________________________________________________
Составь список своих интересов, увлечений, любимых занятий («Хочу»)
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Составь список своих способностей, талантов, полезных навыков («Могу»)
__________________________________________________________________
Как ты считаешь, выбранные тобой профессии, нужны нашему поселку, Костромской области («Надо»)? Почему?
__________________________________________________________________
| Способности Что я умею делать? |
| Моя профессия |
| 5. |
| 6. |
| 7. |
| 4. |
| 3. |
| 2. |
| 8. |
| Мнение друзейОжидания, взгляды друзей |
| Мнение семьи о моей будущей профессии |
| Интересы Что мне нравится? |
| Предпочтения Чего бы я хотел? |
| Личные планы А чего же хочу я??? |
| 1. |
| Знания о профессиях Какие профессии бывают? Чем занимаются специалисты? |
| Мнениеучителей Ожидания учителей, их взгляды на мою будущую профессию |
Схема №2. Факторы выбора профессии
З адание №3. Ответь на вопросы, следуя по схеме и проанализируй полученный результат.
| НЕТ |
| Соответствует ли выбранная профессия твоим интересам и способностям? |
| ДА |
| НЕТ |
| Как считают твои родственники /друзья соответствует ли тебе выбранная профессия? |
| ДА |
| НЕТ |
| Выбрал ли ты учебное заведение? |
| Молодец! Твой выбор профессии является обдуманным и взвешенным. |
| Ты выбрал профессию по совету окружающих людей? |
| ДА |
| НЕТ |
| Тебе стоит узнать, почему они так считают, может быть есть факторы, которые ты упустил? |
| Тебе стоит еще раз все взвесить и детально оценить свои желания и возможности. |
| Ты выбрал эту профессию из-за легкости поступления в учебное заведение? |
| ДА |
| НЕТ |
| Есть ли у тебя дальнейший план получения интересующей профессии? |
| ДА |
| НЕТ |
| Тебе стоит задуматься, есть ли другие способы сократить путь к любимой профессии. |
| Выбор профессии сложный этап, чтобы делать его под влиянием страха и неуверенности. |
| Твой выбор не имеет оснований. Попробуй еще раз все взвесить: интересы, способности, получить дополнительную информацию о профессиях. |
| Есть ли интересующие тебя профессии? |
| ДА |
| НЕТ |
| Узнай больше об этих профессиях. Проанализируй, соответствуют ли им твои способности и возможности. Что думают твои близкие об этих профессиях? Обратись к специалисту за помощью. |
| Что тебе нравиться делать? Чем бы ты хотел заниматься каждый день? Подумай, какие профессии могли бы соответствовать тебе. Обратись за помощью к специалисту. |
| Ознакомься с базой учебных заведений |
| ДА |
| НЕТ |
З адание №4. Проанализируй классификацию профессий по Е.А. Климову и впиши примеры профессий по каждому типу.
Таблица 1.
Классификация профессий
| Характеристики профессий | ||
| Классификация по типам профессий | «Человек – природа» (Ч-П) | Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования, их состоянием. Примеры: __________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ |
| «Человек – техника» (Ч-Т) | Профессионалы данного типа имеют дело с техническими объектами труда. Это обслуживание, эксплуатация, контроль, наладка, конструирование и проверка технического оборудования. Примеры: __________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ | |
| «Человек – человек» (Ч-Ч) | Любые профессии, где основным элементом, на которого направлен труд, являются люди. Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, группы населения, люди разного возраста. Примеры: __________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ | |
| «Человек - знаковая система» (Ч-З) | Люди, основным элементом работы которых, является знаковая информация. Знаками можно считать: естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, буквы, формулы. Примеры: __________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ | |
| «Человек - художественный образ» (Ч-Х) | Профессии творческого характера, связанные с изобразительной деятельностью, музыкой, литературно-художественной и актерско-сценической деятельностью. Примеры: __________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ |
З адание №5. Определи, к какому типу относятся данные профессии:
| Профессии | Типы профессии | ||||
| «Человек – природа» | «Человек – техника» | «Человек – человек» | «Человек – знаковая система» | «Человек – художествен-ный образ» | |
| Режиссер | |||||
| Повар | |||||
| Врач | |||||
| Страховой агент | |||||
| Флорист | |||||
| Архитектор | |||||
| Программист | |||||
| Парикмахер | |||||
| Кинолог | |||||
| Юрист | |||||
| Журналист | |||||
| Инженер | |||||
| Эколог | |||||
| Учитель | |||||
| Модельер |
Задание №6. Подумайи запиши все свои ближайшие и дальние цели.
Мои ближайшие цели: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мои дальние цели:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №7. Подумайи запиши 10 самых главных для тебя ценностей.
Мои главные ценности:
1. ______________________________________________________________________
2. ______________________________________________________________________
3. ______________________________________________________________________
4. ______________________________________________________________________
5. ______________________________________________________________________
6. ______________________________________________________________________
7. ______________________________________________________________________
8. ______________________________________________________________________
9. ______________________________________________________________________
10. _______________________________________________________________________
Отметь ценности, которые связаны с твоим профессиональным будущим
Задание №8. Составь список интересующих тебя профессий:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №9. Что ты хочешь получить от своей будущей профессии:
| Содержание работы Что делать? | |
| Условия работы Где работать? | |
| Условия обучения Где учится, сколько лет? | |
| Мои способности, интересы Что я хочу делать? | |
| Требования к профессии Что я хочу получить от профессии? |
Задание №10. Найди и заполни информацию в таблице о выбранных тобой профессиях. Ты можешь использовать специализированную литературу, интернет – ресурсы, помощь взрослых.
| Название профессии | Характеристики профессии | Требования к специалисту | Уровень образования, учебные заведения, условия поступления |
| Например: Менеджер по рекламе | Задача менеджера по рекламе состоит в организации как можно большего числа эффективных успешных сделок с рекламодателями, в продаже рекламного времени или места на информационном носителе. Менеджер по рекламе осуществляет комплекс различных мероприятий как по привлечению новых клиентов, так и по поддержанию отношений с уже имеющимися… | · умение одинаково эффективно вести переговоры как лицом к лицу, так и по телефону и посредством переписки. · знание пакета стандартных компьютерных программ, необходимых для работы с текстами, графикой и подсчетами… | Высшее СФУ (Институт естественных и гуманитарных наук) …. |
Задание №11. Проанализируй, какие из перечисленных профессий наиболее соответствуют твоим целям, ценностям, возможностям и интересам.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №12. Узнай и запиши мнение о своем решении:
| Мнение родителей | Мнение учителя (ей) | Мнение друзей |

Задание №13. Определи, каких качеств, достижений, умений, знаний тебе не хватает для успешной профессиональной деятельности по выбранной профессии:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________