Деньги, их сущность и функции, роль денег в современной рыночной экономике. Деньги - экономический инструмент, играющий роль всеобщего эквивалента (т.е. с помощью денег определяется стоимость любого товара и обеспечивается обмен одних товаров на другие). Обладая свойством всеобщей непосредственной обмениваемости на все обмененные товары, деньги разрешают заключённое в товаре противоречие и становятся самостоятельной экономической категорией. С появлением денег экономические отношения в обществе усложнились, натуральный обмен был заменён двумя самостоятельными актами. Товар-деньги (реализация товара за деньги). Деньги-товар (приобретение товара за деньги). В условиях рынка особенно трудным оказался первый акт, т.к. на рынке преимущественное положение занимает покупатель. Приобретая или отвергая товар, он с помощью денег от имени общества контролирует количество, качество и ассортимент товаров. Подчиняясь законам рынка, производители вынуждены сокращать производство ненужных товаров, улучшать их качество и разнообразить ассортимент, в этом и заключается активная роль денег в организации общественного производства. Основные функции денег. Во внутреннем экономическом обороте деньги выполняют следующие функции: меры стоимости; средства обращения; средство платежа; средство накопления; А во внешних экономических отношениях функция мировых денег.Деньги в функции меры стоимости, используются для измерения стоимости производимых в обществе товаров. Затраты труда овеществлённого в товарах должны быть измерены путём превращения товарной стоимости в меновую, для этого достаточно установит цену товара. Деньги в функции средства обращения, непосредственно обслуживают процесс реализации товаров в соответствии с формулой Товар-Деньги-Товар.
Для этой функции характерны одновременное движение денег и товара в противоположных направлениях.
Деньги в функции средства платежа, обусловлены несовпадением во времени движения товаров и денег. Деньги в качестве средства платежа выступают в форме самостоятельной меновой стоимости в процессе осуществления многих операций. Деньги в функции накопления выступают в двух видах: а) накопление средств на счетах предприятий и государственного бюджета в кредитной системе; б) сбережение части своих доходов населением. Доходы населения, не используемые для текущих затрат превращаются в сбережения, которые в свою очередь могут осуществляться в следующих видах: накопление наличных денег; денег во вкладах; вклады в банки; приобретение ценных бумаг и недвижимости; накопления при совершении отдельных видов страховых операций и др.
в качестве мировых денег могут использоваться взаимный зачёт и золото (но расчёты непосредственно в золоте, как правило, не производятся, иногда осуществляется продажа золота в обмен на иностранную валюту).
Деньги во всех функциях используются государством для организации учёта и контроля за распределением ВВП.
|
29. Государственные финансы, их роль в организации финансовой системы. Основные звенья государственных финансов. Гос финансы – это система денежных отношений по формированию и использованию денежных фондов, необходимых государству для выполнения его функций.Гос-во осуществляет руководство финансами, регулирует и направляет финансовую деят-ть через свои законодательные и исполнительные органы, которые наделены соответствующей компетенцией. Финансовая система – это совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, связанных между собой. Звенья финансовой системы. 1. Бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов. Уровни бюджетной системы: 1) федеральный бюджет плюс бюджеты государственных внебюджетных фондов; 2) бюджеты субъектов Федерации плюс бюджеты государственных территориальных внебюджетных фондов; 3) местные бюджеты. Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются в друг друга.состав бюджетной системы входят государственные внебюджетные фонды. Внебюджетный фонд – это фонд ДС, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.Расходы и доходы государственных внебюджетных фондов формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом. 2. Государственный кредит. Между государством и юридическими и физическими лицами могут складываться определенные экономические отношения, в которых государство выступает как заемщик, кредитор, или гарант. Государственный кредит совмещает особенности и финансов, и кредита. Как звено финансовой системы государственный кредит обслуживает формирование централизованных денежных фондов. Как финансовая категория гос кредит выполняет распределительную и контрольную функции. Проводя ту или иную финансовую политику, государство использует государственный кредит как инструмент регулирования экономики. Выступая на финансовом рынке как заемщик, государство увеличивает спрос на заемные средства и этим способствует росту цены кредита, что сокращает инвестиции в производство, но стимулирует накопления в форме приобретения государственных ценных бумаг. 3. Децентрализованные финансы: 1) финансы организаций – это система денежных отношений, связанная с созданием и использованием различных видов доходов и накоплений хозяйствующего субъекта; 2) финансы домохозяйств – это экономические отношения, осуществляемые отдельными членами домашнего хозяйства по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств в процессе своей деятельности в целях обеспечения своих потребностей. 4. Фонды страхования Страхование – это совокупность замкнутых перераспределительных отношений по формированию и использованию целевых денежных фондов для защиты имущественных интересов физических и юридических лиц и возмещение им материального ущерба в связи с последствиями страховых случаев. Фонды страхования – страховой рынок – особая форма организации страховых отношений, при которой происходит купля-продажа страховых услуг как товара, формируется спрос и предложение на них.
|
|
30. Формы стоимости. Деньги – это особый вид универсального товара, используемого в качестве всеобщего эквивалента, посредством которого выражается стоимость всех других товаров. Деньги представляют собой уникальный товар, выполняющий функции средства обмена, платежа, измерения стоимости, накопления богатства.
Важным открытием в исследовании природы денег стало доказательство их природного происхождения. Деньги возникли при определенных условиях осуществления производства и уровне развития экономических отношений в обществе. Непосредственными предпосылками появления денег являются: – переход от натурального хозяйства к производству товаров и товарному обмену; – имущественное обособление производителей товаров, которые становятся собственниками изготовляемой ими продукции.
Развитие обмена происходило путем смены следующих форм стоимости: 1) простой и случайной формы стоимости, соответствующей ранней ступени развития обмена. Обмен носил случайный характер: один товар выражал свою стоимость в другом, противостоящем ему, товаре; 2) полной или развернутой формы стоимости, связанной с развитием обмена, что вызвано первым крупным разделением труда, в связи с чем в процесс обмена включается множество предметов общественного труда; 3) всеобщей формы стоимости, связанной с тем фактом, что дальнейшее развитие обмена привело к выделению из множества товаров отдельных товаров, играющих на местных рынках роль главных предметов обмена; 4) денежной формы стоимости, связанной с выделением в результате дальнейшего обмена одного товара на роль всеобщего эквивалента. Такая роль с развитием обмена закрепилась за благородными металлами (золотом и серебром). Это связано с тем, что данные металлы в наибольшей степени соответствовали тем требованиям, которые рынок предъявлял к товару – деньгам. Таким образом, драгоценные металлы обладают рядом естественных свойств, которые делают их наиболее пригодными для выполнения общественных функций всеобщего эквивалента. К этим свойствам относятся: – однородность; – делимость; – безотходность; – портативность; – удобство транспортировки; – сохраняемость (износостойкость); – универсальное средство накопления. Как экономическая категория деньги выражают определенную форму экономических отношений между людьми в процессе товарного обмена. В отличие от всех прочих товаров деньги обладают: а) всеобщей потребительской стоимостью; б) всеобщим эквивалентом стоимости Сущность денег как всеобщего эквивалента стоимости проявляется в единстве трех их свойств. 1. Свойство всеобщей непосредственной обмениеваемости, что означает обмениваемость денег на любые товары: и товар непосредственно обменивается на деньги, и деньги обмениваются на товар. 2. Деньги выступают внешней мерой труда. 3. Деньги являются самостоятельной формой меновой стоимости (движение денег может отрываться от движения товаров, и тогда происходит одностороннее движение денег). Таким образом, сущность денег заключается в том, что это историческая категория, разрешающая противоречия товарного производства между потребительской стоимостью и стоимостью в связи с тем, что они являются специфическим товаром, с натуральной формой которого срастается общественная функция всеобщего эквивалента.
31. Бюджетная система, ее структура и сущность. Принципы бюджетной системы. Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов в стране, имеющих между собой установленные законом взаимоотношения. Бюджетные системы разных стран отличаются своей структурой, количеством отдельных видов бюджетов. Наблюдается значительная зависимость бюджетной системы от государственного устройства и территориального деления. Особенно это касается структуры государственного бюджета, имеющего свои национальные особенности в каждой стране. Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетныхфондов, их частичное перераспределение. Это единство реализуется через единую социально-экономическую, включая налоговую, политику. Бюджетная структура – основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов в стране. Главный документ в построении бюджетной системы – Конституция РФ. В соответствии с Конституцией РФ существует 2 вида государств:
1) унитарное; 2) федеративное. Российская Федерация (РФ) – федеративное государство, имеющее 3 уровня. Кроме Конституции, в РФ существует закон, который определяет бюджетное устройство страны. Первый уровень – центральный бюджет (находится в Москве). Второй уровень – региональные бюджеты (республик, областей, краев, Москвы, Санкт-Петербурга). Третий уровень – местные бюджеты (города, |района, сельского населенного пункта и т. п.). Кроме Конституции РФ и Закона о бюджетном устройстве, принимается ежегодно Закон о бюджете на текущий год. Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах: единства бюджетной системы Российской Федерации; разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; самостоятельности бюджетов; равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов; сбалансированности бюджета; эффективности использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; прозрачности (открытости); достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств; подведомственности расходов бюджетов; единства кассы.
32. Изложите методику расчета рентабельности затрат. Поясните экономический смысл. Приведите пример расчете. Рентабельность - это доходность, прибыльность, показатель экономической эффективности деятельности промышленной организации, отражающий конечные результаты хозяйственной деятельности.
Рентабельность продукции (коэффициент окупаемости затрат) исчисляется путем отношения прибыли от реализации продукции, услуг(Пр) или чистой прибыли (Пч) к сумме затрат по реализованной продукции, услуг (ƩЭ). Показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться по отдельным видам продукции и в целом по предприятию. При определении его уровня в целом по предприятию целесообразно учитывать не только реализационные, но и внереализационные доходы и расходы, относящиеся к основной деятельности. Определяется по формуле
Rпр=Пр х 100/ ƩЭ либо пр=Пч х 100/ ƩЭ
33. Федеральный бюджет. Состав и структура доходов и расходов федерального бюджета. Бюджет федеральный – это основной фин план правительства России, имеющий силу закона и кот составляется на текущий фин год.
Порядок исполнения и формирования фед бюджета регламентируется на законодательном уровне. Фед бюджет – это основное ср-во перераспределения нац дохода и ВВП. С бюджета федерального распределяют основную часть ДС для народного хоз-ва, разных отраслей непроизводственной и производственной сферы страны. Фед бюджет состоит из доходов и расходов. Структура доходов определяется несколькими факторами, прежде всего основными потребностями гос-ва в денежных ресурсах, а также возможностями гос-ва по эффективному использованию этих ресурсов. Структура расходов фед бюджета опред-ся каждый раз основными потребностями и функциями гос-ва. Разрабатывается фед бюджет органами исполнительной власти, а принимается и утверждается органами представительной (или законодательной) власти. Все доходы фед бюджета делятся на два типа: налоговые и неналоговые. Налоговые доходы составляют основные фед налоги и сборы, которые установлены налоговым законодат; таможенные платежи и сборы, таможенные пошлины; гос пошлина. Неналоговые доходы формируются за счет: доходов от использования и продажи личного имущества; части прибыли унитарных предприятий. Также в доходах фед бюджета учитываются: прибыль Банка России; доходы от внешней экономической деят-ти; доходы от реализации запасов и гос-ных резервов. Ср-ва из фед бюджета используются на такие расходы: на обеспечение деят-ти президента РФ, Фед собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, а также фед органов исполнительной власти и их тер-ных органов; на функционирование фед судебной системы; на осуществление международной деят-сти; на национальную оборону и обеспечение безопасности гос-ва; на фундаментальные исследования и содействие НТП; на гос поддержку воздушного, ж/д и морского транспорта; на гос поддержку атомной энергетики; на ликвидацию последствий стихийных бедствий фед масштаба и ЧС; на исследование, а также использование космического пространства; на формирование фед собственности в гос-ве; на обслуживание и погашение гос долга РФ; на компенсацию гос внебюджетным фондам расходов, а именно: на выплату гос пенсий и пособий, других соц выплат, которые подлежат финансированию в соответствии с действующим законодат РФ за счет средств фед бюджета; на фед инвестиционную программу; на официальный статистический учет на гос уровне.
Когда формируются бюджеты всех уровней, обязательно предусматривается создание резх фондов. Так, в фед бюджете резй фонд не может превышать 3% уже утвержденных расходов фед бюджета. Устанавливается размер рез фондов органами законодат власти при их утверждении на очередной фин год. Рез фонды используются прежде всего на финансирование непредвиденных расходов, например, на проведение аварийно-спасательных и восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных и непредвиденных ситуаций. Порядок расходования из этих фондов определяется исключительно правительством государства.
34. Изложите методику расчета рентабельности продажи. Поясните экономический смысл. Приведите пример расчета
35. Бюджеты субъектов РФ. Местные бюджеты. Финансы субъектов РФ представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования региональных фондов финансовых ресурсов для решения социально- экономических задач субъектов Федерации. Эти отношения складываются между органами гос власти субъектов Федерации и населением, живущим на тер-рии данного субъекта Фед, а также хоз-ми субъектами. Финансы субъектов РФ включают в себя: средства бюджета субъекта Фед; гос ценные бумаги, принадлежащие органам гос власти субъекта Фед; другие ДС, находящиеся в собственности субъекта Фед. Финансы субъектов РФ основываются на следующих п р и н ц и п а х: самостоятельность, бюджетный федерализм, гос фин поддержка (трансферты из фед бюджета и целевые поступления), прозрачность, гласность. Субъекты Фед самост устанавливают и вводят своими законами областные (республиканские и т. п.) налоги и сборы в соот-вии с общими принципами н/о и сборов, установленными Констит РФ и фед законодат. Состав и размеры доходов, поступающих в гос бюджет субъекта Фед и бюджеты муницип образований данного субъекта РФ в форме отчислений от фед налогов и сборов (трансферты, целевые поступления, субсидии, субвенции, дотации и др.), определяются соглашением между фед органами гос власти и органами гос власти субъекта Фед, если они прямо не установлены фед законодат. Финансирование расходов фед бюджета на тер-ии субъекта РФ может осуществляться через терр-ные органы фед казначейства, в т ч за счет налоговых и других платежей, взимаемых на тер-ии субъекта Феди и подлежащих перечислению в фед бюджет. В целях разграничения полномочий между органами исполнительной власти РФ и органами исполнительной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения органы исполнительной власти субъекта РФ заключают соответствующие соглашения с Правительством РФ. Муниципальные финансы представляют собой совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения. Эти отношения складываются между органами местного самоуправления и населением, живущим на территории данного муниципального образования, а также хозяйствующими субъектами. Муниципальные финансы основываются на п р и н ц и п а х: самостоятельности, гос фин поддержки, гласности. и включают в себя: средства местного бюджета, муниц внебюджетные фонды, гос и муниц ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, другие ДС, находящиеся в муниц собственности. Местный бюджет — это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль над исполнением котором осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно. В качестве составной части сметы в местных бюджетах могут быть предусмотрены расходы отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов РФ в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами субъектов Федерации, закрепленными на долговременной основе, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и другие поступления в соответствии с законом и решениями органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. Сумма превышения доходов над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ. В доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральных полномочий, полномочий субъектов РФ.
36. Функции денег. Основные функции денег. Во внутреннем экономическом обороте деньги выполняют следующие функции: меры стоимости; средства обращения; средство платежа; средство накопления; А во внешних экономических отношениях функция мировых денег.Деньги в функции меры стоимости, используются для измерения стоимости производимых в обществе товаров. Затраты труда овеществлённого в товарах должны быть измерены путём превращения товарной стоимости в меновую, для этого достаточно установит цену товара. Деньги в функции средства обращения, непосредственно обслуживают процесс реализации товаров в соответствии с формулой Товар-Деньги-Товар.
Для этой функции характерны одновременное движение денег и товара в противоположных направлениях.
Деньги в функции средства платежа, обусловлены несовпадением во времени движения товаров и денег. Деньги в качестве средства платежа выступают в форме самостоятельной меновой стоимости в процессе осуществления многих операций. Деньги в функции накопления выступают в двух видах: а) накопление средств на счетах предприятий и государственного бюджета в кредитной системе; б) сбережение части своих доходов населением. Доходы населения, не используемые для текущих затрат превращаются в сбережения, которые в свою очередь могут осуществляться в следующих видах: накопление наличных денег; денег во вкладах; вклады в банки; приобретение ценных бумаг и недвижимости; накопления при совершении отдельных видов страховых операций и др.
в качестве мировых денег могут использоваться взаимный зачёт и золото (но расчёты непосредственно в золоте, как правило, не производятся, иногда осуществляется продажа золота в обмен на иностранную валюту).
Деньги во всех функциях используются государством для организации учёта и контроля за распределением ВВП.
37. Целевые социальные внебюджетные фонды. Порядок их формирования и использования. Внебюджетные фонды – совокупность денежных ресурсов, которые находятся в распоряжении государственных органов и имеют целевое назначение, порядок образования и использования которых регламентируется финансовым правом. В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды подразделяются на экономические и социальные, а в зависимости от уровня управления – на государственные и региональные. Экономические фонды – фонды, предназначенные для решения проблем с экономическим развитием. Социальные фонды – фонды, предназначенные для решения общественных вопросов. Государственные фонды – фонды, которые формируются на государственном уровне; региональные фонды – на региональном уровне. Основные направления расходования денежных средств следующие: 1) уставная деятельность; 2) определенная доля излишних денег инвестируется в государственные ценные бумаги; 3) коммерческая деятельность. По своей сущности внебюджетные фонды – это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования общественных потребностей. Целевые отчисления, посредством которых осуществляется финансирование целевых мероприятий: 1) специальные целевые налоги в Пенсионный фонд; 2) займы и проведение денежно-вещевых лотерей; 3) субсидии из бюджета; 4) выявленные доходы и сэкономленные финансовые ресурсы; 5) взносы и пожертвования юридических и физических лиц. Назначение внебюджетных фондов: 1) влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий; 2) обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды; 3) оказывать социальные услуги населению путем выплат пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом; 4) предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства. Организация функционирования внебюджетных фондов находится в ведении гос органов власти – центральных, республиканских и местных. Фонд гос соц страхования создается страховыми методами; в создании участвуют все, кто занимается коммерческой деятельностью. Источники образования: 1) страховые взносы предприятий и организаций; 2) средства государственного бюджета; 3) доход от реализации путевок. Расходование происходит на:
1) выплату пособий: а) по временной нетрудоспособности; б) по беременности и родам; в) по уходу за ребенком до исполнения ему 3 лет (на региональном уровне); 2) финансирование санаторно-курортного обслуживания; 3) материальное обеспечение деятельности профсоюзов. Вторым по значимости является Пенсионный фонд. Задачи Пенсионного фонда: 1) сбор средств для выплаты пенсий и пособий и организация пенсионного дела; 2) участие в финансировании региональных программ. Источники образования средств Пенсионного фонда: 1) страховые взносы, которые платят все предприятия; 2) зарплата работника; 3) страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью; 4) средства, выделяемые вышестоящими органами; 5) излишки; 6) взносы в добровольном порядке.
38. Рентабельность собственного капитала. Приведите пример расчета. Данные для расчета рентабельности собственного капитала берутся из бухгалтерского баланса (Собственный капитал) и отчета о прибылях и убытках (Чистая прибыль). Расчет коэффициента представляет собой отношение чистой прибыли предприятия к размеру собственных средств. Формула рентабельности собственного капитала Рентабельность капитала компании показывает размер прибыли, которую получит фирма на единицу стоимости собственных средств. Для потенциального инвестора значение этого показателя определяющее: - Коэффициент рентабельности дает представление о том, насколько грамотно использовался инвестированный капитал. - Собственники вкладывают свои средства, формируя уставный капитал предприятия. Взамен они получают право на процент с прибыли. - Рентабельность собственных средств отражает величину прибыли, которую получит инвестор с каждого авансированного в фирму рубля.
Рассчитать коэффициент рентабельности можно разными способами. Выбор формулы зависит от задач расчета.
Расчет формулы рентабельности собственного капитала по балансу представляет собой отношение чистой прибыли за год к собственным средствам предприятия за такой же период. Данные берутся из «Отчета о прибылях и убытках» и «Баланса». Если необходимо найти коэффициент в процентах, то результат умножается на 100.
Формула чистой рентабельности собственного капитала:
РСК = ЧП / СК (ср.) *100, где РСК – рентабельность собственного капитала, ЧП – чистая прибыль за расчетный период,
СК (ср.) – средний размер инвестиций за тот же расчетный период. Пример расчета формулы. Фирма «А» имеет собственные средства в размере 100 миллионов рублей. Чистая прибыль за отчетный год составила 400 миллионов. РСК = 100 млн./400 млн. * 100 = 25%. Инвестор может сравнивать несколько предприятий, чтобы решить, куда выгоднее вложить деньги. Пример. У фирмы «А» и «Б» величина собственного капитала одинакова, 100 миллионов рублей. Чистая прибыль предприятия «А» - 400 миллионов, а предприятия «Б» - 650 миллионов. Подставим данные в формулу. Получим, что коэффициент рентабельности фирмы «А» - 25%, «Б» - 15%. Доходность первой организации получилась выше за счет собственных средств, а не за счет выручки (чистой прибыли). Ведь оба предприятия вступили в бизнес с одинаковым объемом капиталовложений. Но лучше сработала фирма «Б». Формула финансовой рентабельности собственного капитала Чтобы получить более точные данные, имеет смысл анализируемый период разделить на два: рассчитать доходы на начало и на конец определенного промежутка времени. Расчет таков:
РСК = ЧП * 365 (дней в интересующем году) / ((СКнг + СКкг)/2), где
СКнг – собственный капитал на начало года; СКкг – величина собственных средств на конец отчетного года. Если показатель необходимо выразить в процентах, то результат, соответственно, умножается на 100. Какие цифры берутся из бухгалтерских форм? Для подсчета чистой прибыли (из формы №2, «Отчета о прибылях и убытках»; указаны номера строк и их названия): 2110 «Выручка»; 2320 «Проценты к получению»; 2310 «Доходы от участия в других организациях»; 2340 «Прочие доходы». Для подсчета величины собственного капитала (из формы N1, «Бухгалтерского баланса»): 1300 «Итого по разделу «Капитал и резервы»» (данные на начало периода плюс данные на конец периода);
1530 «Доходы будущих периодов» (данные на начало плюс данные на конец отчетного периода). Формула расчета нормативного уровня доходности Как понять, что в бизнес есть смысл вкладывать средства? Рентабельность собственного капитала показывает нормативное значение. Один из способов – сравнить рентабельность с другими вариантами авансирования денег (вложение в акции иных фирм, покупка облигаций и т.д.). Нормативным уровнем доходности считаются проценты по вкладам в банках. Это некий минимум, некая граница определения отдачи бизнеса.
Формула расчета минимального коэффициента рентабельности: РСК (н) = Стд * (1 – Стнп), где РСК (н) – нормативный уровень рентабельности собственного капитала (относительная величина); Стд – ставка по вкладам (средний показатель за отчетный год); Стнп – ставка по налогу на прибыль (за отчетный период). Если в результате расчетов показатель отдачи вложенных собственных финансовых средств оказался меньше РСК (н) либо получил отрицательное значение, то инвесторам невыгодно вкладывать в эту фирму. Окончательное решение принимается после анализа доходности за несколько последних лет. Формула Дюпона для расчета рентабельности собственного капитала Для расчета коэффициента рентабельности собственного капитала зачастую используется формула Дюпона. Она разбивает коэффициент на три части, анализ которых позволяет лучше понять, что в большей степени влияет на итоговый коэффициент. Другими словами это трехфакторный анализ коэффициента ROE. Формула Дюпона имеет следующий вид: Коэффициент рентабельности собственного капитала (формула Дюпона) = (Чистая прибыль/Выручка) * (Выручка/Активы)* (Активы/Собственный капитал) Формула Дюпона впервые была использована в финансовом анализе в 20-е годы прошлого века. Она была разработана американской химической корпорацией DuPont. Рентабельность собственного капитала (ROE) по формуле Дюпона делится на 3 составляющие: - операционную эффективность (рентабельность продаж), - эффективность использования активов (оборачиваемость активов), - кредитное плечо (финансовый леверидж). ROE (по формуле Дюпона) = Рентабельность продаж*Оборачиваемость активов*Кредитное плечо По сути если все сократить, то получится описанная выше формула, но такое трехфакторное выделение составляющих позволяет лучше определить взаимосвязи между ними. Коэффициент рентабельности собственного капитала Коэффициент рентабельности собственного капитала - это один из важнейших коэффициентов, используемый инвесторами и собственниками бизнеса, который показывает, как эффективно были использованы вложенные (инвестированные) в предприятие деньги. Отличие рентабельности собственного капитала (ROE) от рентабельности активов (ROA) заключается в том, что ROE показывает эффективность не всех активов (как ROA), а только тех, которые принадлежат собственникам предприятия. Данный показатель используется инвесторами и собственниками предприятия для оценки собственных инвестиций в него. Чем выше значение коэффициента, тем инвестиции более доходные. Если же рентабельность собственного капитала меньше нуля, то есть повод задуматься над целесообразностью и эффективностью инвестиций в предприятие в будущем. Как правило, значение коэффициента сравнивается с альтернативными вложениями средств в акции других предприятий, облигаций и, в крайнем случае, в банк. Важно отметить, что слишком большое значение показателя может негативно влиять на финансовую устойчивость предприятия. Не забывайте главный закон инвестиций и бизнеса: больше доходность – больше риск.
39. Кредитная система РФ. Сущность и функции государственного кредита Сущность кредитной системы и ее структура. С точки зрения экономических связей и отношений кредитная система является совокупностью кредитных отношений, форм кредита и методов кредитования. Ее основные субъекты — специализированные небанковские кредитно-финансовые институты: страховые и инвестиционные компании, пенсионные и благотворительные фонды, сберегательные учреждения и др. При этом основой кредитной системы служат банки, главный из которых — Центральный банк. Цель кредитной системы — аккумуляция свободных денежных капиталов, части доходов различных слоев населения и предоставление их в кредит физическим и юридическим лицам (правительству, компаниям и т. д.), а также владение и управление фиктивным капиталом.
Гос кредит, как одна из форм кредитных отношений в экономике, непременным участником которых выступает гос-во, действующее в роли кредитора, заемщика или гаранта. В роли кредитора гос-во выступает в процессе централизованного кредитования отраслей, регионов и отдельных юридических лиц (в мировой практике основной формой кредитования юридических лиц выступают кредиты коммерческим банкам со стороны Центрального банка). •В роли заемщика государство выступает в процессе размещения (а также последующего обслуживания и погашения) государственных внешних и внутренних. •В роли финансового гаранта государство, в лице конкретных органов исполнительной власти различного уровня, выступает в процессе предоставления банковских ссуд различным категориям заемщиков из числа юридических лиц, а также в процессе привлечения в страну иностранных инвестиций. Государственный кредит, как экономическая категория, функционирует одновременно в двух сферах денежных отношений –финансов и кредита, отражая характерные признаки каждой из них. В качестве элемента финансовой системы он обеспечивает, прежде всего, удовлетворение потребностей государства в привлечении дополнительных финансовых ресурсов при формировании централизованных финансовых фондов различного уровня. Государственный кредит, как финансовая категория, выполняет две базовых функции: •фискальную, реализуемую в процессе привлечения необходимых денежных средств в централизованные финансовые фонды; •регулирующую, реализуемую в процессе установления Центральным банком ставки рефинансирования по его кредитам коммерческим банкам (и прямо воздействующую на текущую стоимость кредитных ресурсов на рынке ссудных капиталов, следовательно –и на общее состояние деловой активности), а также в процессе операций на рынке государственных ценных бумаг, позволяющих, как уже ранее отмечалось, эффективно обеспечивать антиинфляционное регулирование национальной денежной системы