Основные категории педагогики
Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение. Развитие человека – это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.
Воспитание в широк ом смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова - систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира. Воспитание как всеобщая категория исторически включала в себя обучение и образование. В современной науке под воспитанием понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению.
Образование – процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование, т.е. приобретение системы знаний самостоятельно.
Обучение – это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Деятельность преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся - учением. Поэтому обучение можно определить и так: обучение – это преподавание и учение, взятые в единстве. Обучение понимается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика.
|
Отрасли педагогики.
В настоящее время под понятием «педагогика» подразумевается целая система педагогических наук (отраслей педагогики). Ее составляют:
1) общая педагогика – исследует основные закономерности воспитания и обучения
2) история педагогики - изучает эволюцию и современное состояние педагогических систем, целей, теории и практики;
3) сравнительная педагогика – рассматривает закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий;
4) дидактика – теория обучения, изучающая содержание и технологии, методы преподавания и учения в учебных заведениях;
5) частные (предметные) методики - исследует закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах образовательных учреждений;
6) теория воспитания - закономерности, принципы, методы, средства и формы воспитания;
7) возрастная педагогика - исследует особенности воспитания, обучения, образования человека на разных этапах его жизненного пути. В частности, различают дошкольную, школьную, педагогику профессионально-технического образования, среднего специального образования, педагогику высшей школы, педагогику взрослых.
8) педагогика труда (профессиональная педагогика) - Занимается проблемами повышения квалификации и переподготовки работников, приобретения новой профессии в зрелом возрасте. В зависимости от профессиональной области различают инженерную, производственную, медицинскую, театральную, спортивную, военную педагогику;
|
9) социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области социального воспитания
10) специальная педагогика разрабатывает теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования человека, имеющего отклонения в физическом и (или) умственном развитии
11) коррекционная педагогика изучает закономерности и причины отклоняющегося поведения, разрабатывает пути и способы его преодоления;
12) исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические обоснования и разработку практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления и по возможности смягчить их влияние.
4. Педагогика в системе наук о человеке.
Педагогика – наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и функции организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. Целью педагогики как науки является изучение закономерностей, тенденций и перспектив развития педагогического процесса для совершенствования педагогической практики.
Задачи педагогики:
1) изучение социального и личностного формирования и развития растущего человека в условии специально организованного воспитания
2) определение целей и содержания воспитания
3) поиски и научные обоснования методов, средств и форм организации воспитательной работы
Значение педагогики:
1) бытовое
2) практическое
3) отрасли человековедения (используются знания о развитии личности, которые добываются психологией, историей и другими науками о человеке)
4) учебная дисциплина (наука для изучения педагогических и непедагогических элементов образования)
5) отрасль гуманитарного знания (имеет культурное значение, которое определяется педагогической культурой человека, качеством полученного образования, уровнем образовательной сферы в обществе)
|
Предметом педагогики является исследование сущности формирования и развития человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики обучения и воспитании как специально организованного педагогического процесса.
Объектом познания в педагогикеявляетсячеловек, развивающийся в результате воспитательных отношений.
Педагогика тесно связана с физиологией.Для понимания механизмов управления физическим и психическим развитием обучаемых особенно важно знать закономерности жизнедеятельности организма в целом и отдельных его частей, функциональных систем. Знание закономерностей функционирования высшей нервной деятельности позволяет педагогике конструировать развивающие, обучающие технологии, инструментарий, способствующий оптимальному развитию личности.
методология и методы педагогического исследования.