Психофизиология ближнего боя




Тренинги Реальных Нападений
Психофизиология ближнего боя
Так наше тело и психика ведут себя во время неизбежной угрозы жизни.

Вроде бы ясно, что ближний бой это бой на короткой дистанции. Но какова она – эта дистанция? Как можно ее определить? Для начала, хотелось бы понять, что такое ближний бой с точки зрения психофизиологии человека. Ведь именно на возможности человека опираются при подготовке стрелков. Не секрет, что человек до 90% информации получает посредством зрения. Расстояние до объекта определяется глазами двумя способами: аккомодацией и дивергенцией. Аккомодация – это свойство хрусталика менять свою кривизну для фокусировки на объект и получения резкого изображения. Дивергенция – это способность определять расстояние до объекта двумя глазами. Аккомодация и дивергенция взаимосвязаны, и что для нас важно, проявляют себя наиболее полно на дистанциях до 6-7ми метров.

Способность определять расстояние до цели тесно связана с вестибулярным аппаратом и координацией в пространстве. Опытным путем установлено, что безусловное попадание метательным предметом в цель также возможно на дистанции не выше 7ми метров.

Интересно обратить внимание на тот факт, что в практической стрельбе рекомендуется на дистанциях стрельбы менее 7ми метров, фокусировать взгляд не на прицельных приспособлениях, а на мишени, а мушку и целик видеть нечетко, т.к. на таких дистанциях преимущество прицельной стрельбы неочевидно. Легендарный Джефф Купер также указывал, что на дистанциях менее 6ти метров прицельная стрельба затруднена, пистолет малоэффективен и стрелку следует избегать боя на дистанциях менее 6ти метров.

Следует также упомянуть, что дистанции играют роль в общении человека и имеют социальное значение. Психологи утверждают, что максимальная зона личного общения практически никогда не превышает 5ти метров. Это имеет отношение к сторожевым инстинктам человека: все, что попадает в зону радиусом ~ 6 метров от человека привязывает внимание. А внимание, как отмечал еще Павлов – это тот мост, который связывает человека со средой и, что очень важно, внимание – это фундамент на котором возникает любая эмоция.

Связанность эмоций и движений неоспорима. В данном контексте неуместно говорить о двигательных реакциях и эмоциональных реакциях отдельно, но только как о эмоционально-двигательных реакциях. Выгодский утверждает, что связь эмоции и движения с раннего детства проявляется на протяжении всей жизни. Это проявляется, не только тогда, когда кто-то с остервенением пинает дверь, это ежедневно проявляется в жестикуляциях, в разговоре. Эмоция в человеческой жизни присутствует всегда и чем сильнее эмоция, тем выраженнее двигательная реакция. Есть ли лучший пример этой связи эмоции и движения, чем бой?

Эмоция в стрессовой ситуации на столько сильна, что влияет и на химический состав крови и, следовательно, на физические ощущения. В кровь поступает адреналин (страх), который повышает тонус мышц и, кстати, очень затрудняет прицельную точную стрельбу; норадреналин (агрессия), который повышает тонус мышц, притупляет боль; эндорфин (ярость, эйфория), который стимулирует работу мозга и притупляет болевые ощущения. Эмоция влияет и на зрение – известный факт в бою тоннельное зрение, когда стрелок практически не может использовать периферическое зрение и не видит полной картины боя, то есть не способен противостоять угрозе с флангов.

Как видим, влияние сильных эмоций в боевой обстановке на движение помогает быстрее передвигаться, меньше чувствовать боль, быстрее реагировать на происходящее, но затрудняет такие действия, как видение полной картины боя, удержание ровной мушки в прорези прицела и плавный нажим на спусковой крючок. Иными словами, сильное эмоциональное проживание помогает совершать движения грубой моторики и затрудняет (или делает невозможными) тонкую моторику. Причем, при сокращении дистанции между противниками, сила эмоции будет возрастать.

Что такое грубая и тонкая моторика?
На протяжении 1-го года жизни ребёнок достигает больших успехов в развитии движений и формировании психических процессов и качеств уже на 3-4-м мес. начинают развиваться хватательные движения и удары. Вместе с формированием хватательных движений возникают и развиваются простейшие манипуляции с предметами: бросание, трясение, кидание (метание).

Это все грубая моторика – но именно такие движения, как хватание, кидание и удар – это и есть арсенал любого вида рукопашного боя. Мало того, и обезьяны умеют бить палкой и кидать кокосы вполне точно, а уж такое движение, как удар используют в бою и охоте почти все млекопитающие.

Именно рукопашный бой отражает наиболее полно то, как себя ведет и чувствует человек в стрессовой ситуации угрозы жизни. И это очень хорошая подсказка тем, кто занимается подготовкой стрелков к реальному бою. Однако на деле в стрелковой подготовке упор делается на отработку тонкой моторики, которая в бою на ближней дистанции работает плохо.

Тонкая моторика – это более сложные манипуляции с предметами. Например, письмо, рисование, игра на музыкальном инструменте, продевание нитки в иголку или удержание ровной мушки в прицеле и плавный нажим на спусковой крючок. Выход – бесконечные тренировки, чтобы тонкую моторику превратить в инстинктивное движение. Но факт и очень печальный в том, что даже наработанный тысячами повторений двигательный навык может не сработать в том эмоциональном фоне, который возникает в ближнем бою. Это факт подтвержденный нами экспериментально и имеющий простые объяснения:

Во-первых, на тренировке внимание стрелка было направлено на правильность исполнения движения. А в бою оно будет приковано к противнику. И эмоциональный фон этого внимания будет на столько силен, что контроль собственных действий, будет находиться вне сознания человека.

Во-вторых, эмоциональный фон на стрелковой тренировке практически никогда даже не приближается к эмоциям испытываемым в реальном бою. В стрессовой ситуации стрелок будет именно, что не выхватывать, а хвататься за пистолет и рвать его из кобуры, и не досылать патрон, а дергать за затвор (то есть использовать грубую моторику). На тренингах реальных нападений мы увидели очень печальную картину: в условиях имитирующих ближний бой многие стрелки вообще забывали о том, что у них есть оружие, пытались выдернуть вместо оружия телефон, дергали себя за пряжку на поясе – то есть были неспособны воспользоваться оружием.

Фактом является то, что способность быстро поражать цели на большом расстоянии ни в коем случае не является достаточным условием того, что в ближнем бою стрелок также успешно будет поражать цели на меньшей дистанции. Это связано с тем, что в психическом смысле ближний бой гораздо труднее, чем бой где противники находятся на большом удалении друг от друга.

Эмоциональная память. Это еще один феномен психики. Иными словами, то действие которое требует тысяч повторений в спокойной обстановке для возникновения двигательного навыка, может стать навыком с первого раза, если будет отрабатываться в состоянии сильного стресса. Более того! Навык приобретенный в спокойной обстановке может и не сработать в состоянии стресса. В этом отношении, соревнования, эмоциональная игра, жесткий тренинг дадут больше, чем несколько обычных тренировок. Создание на тренировке эмоционального фона приближенного по своему напряжению к реальному бою – необходимо, если требуется, чтобы стрелок был готов к огневому контакту. На данный момент известна только одна методика, которая учитывает все вышеизложенное – «Тренинги Реальных Нападений», но обучение по ней сотрудников частных охранных предприятий и органов правопорядка носит частный характер. Необходимо, учитывая психофизические особенности поведения человека в стрессовой ситуации, дополнять и изучать такие методики, анализировать результаты.

Теперь о том, какое место ближний бой занимает в статистике огневых контактов.
Л.М. Вайнштейн приводит такие данные: 60.8% случаев применения оружия на дистанции менее 10ти метров.
Статистика Великобритании: 86.2% применение оружия на дистанции менее 5ми метров.
Статистика США: 56.6% применение оружия на дистанциях 3-5 метров. В. А. Торопов в своей книге «Огневая подготовка» приводит данные о том, что в США до 90% всех огневых контактов происходит на дистанции до 7ми метров.
Как видим, статистика разных стран несколько различается, но позволяет сделать вывод о том, что бой на предельно малых дистанциях с использованием огнестрельного оружия – это больше половины всех огневых контактов. А следовательно, подготовке правильного поведения в ближнем бою следует уделять гораздо большее внимание, чем это делается сейчас. Нужна, в первую очередь методика обучения, которая наиболее полно отвечает реальности применения оружия.

Обобщив все вышеизложенное, можно предположить, что ближним можно назвать бой, когда противники находятся на расстоянии не более 7ми метров друг от друга. Ближний бой по силе эмоционального проживания гораздо полнее, чем бой на большей дистанции и готовность к ближнему бою – показатель общей высокой подготовки стрелка. В ближнем бою психофизиологические возможности человека проявляются наиболее полно. Эти возможности позволяют человеку стрелять используя грубую моторику, т.е. неприцельно. Ближний бой – случается более чем в половине случаев применения оружия. Навыкам поведения в ближнем бою следует обучать потому что это наиболее часто случающийся вид боя в работе милиции, служб безопасности и частных охранных предприятий.

Методика обучения стрельбе в ближнем бою «Тренинги Реальных Нападений» базируется на следующих основных принципах:

1. Способ стрельбы зависит от дистанции до нападающего (до цели). Способ позволяющий поразить цель за кратчайшее время. Стрельба – это сложное координационное действие, которое усложняется при увеличении дистанции до цели. Если на расстоянии 2 метра стрелок в спокойной обстановке может поразить не целясь мишень, то на расстоянии 25 метров ему потребуется использование прицельных приспособлений для координации своих действий. Более сложное в смысле координации действие требует больше времени на выполнение. Координация тесно связана с зрением. Опытным путем установлено, что для поражения мишени на дистанции до 2х метров зрение необходимо стрелку только для того, чтобы видеть, где находится цель; для поражения мишени на дистанции от 2х до 6ти метров стрелку необходимо контролировать оружие хотя бы периферическим зрением; на дистанциях свыше 6ти метров стрелку для поражения мишени необходимо держать оружие в центре поля зрения и при дальнейшем увеличении дистанции контролировать зрительно прицельные приспособления. Суть в том, чтобы совершать более простое в смысле координации действие, если оно позволяет поразить цель т.к. усложнение действия приводит к увеличению времени действия. Фактор времени в бою важен и безумство тратить его на сложнокоординированное действие тогда, когда более простое действие позволяет достичь цели гарантированно. Приведенные дистанции усреднены. На «Тренингах Реальных Нападений» стрелок учиться находить свои дистанции, на которых может поразить цель за кратчайшее время используя определенный способ стрельбы. И именно фактор времени вынуждает его отказываться от более сложных в плане координации действий в пользу более простых на более короткой дистанции.

2. Существует всего три основные тактические ситуации: Нападение, Дуэль, Защита. Как только психологической доминантой стрелка становится спасение своей жизни любой ценой – это защита. Стрелок в таком состоянии теряет всякую способность не только к сложно координированным действиям, но и инициативу и способность целенаправленно поражать цель. Его оппонент – в нападении, в состоянии рабочего стресса агрессивного оттенка помогающего ему быстро овладеть инициативой и поразить мишень. Нападение не отрицает возможность совершения защитных действий. Если оба стрелка в таком состоянии – это ситуация дуэли. Ситуативный подход к стрелковой подготовке в виде тренинга позволяет приобретать психологический навык: возникновение положительного стресса психофизиологически оцениваемого как – ярость.

3. Любой навык для гарантированной работы в бою должен приобретаться не в спокойной обстановке, а в состоянии стресса – в жестком тренинге с использованием грубой моторики. Обучение должно проходить в форме предусматривающей высокое эмоциональное вовлечение стрелка. Опытным путем на тренингах установлено, что например любая задержка при стрельбе и открытии огня, которая легко устраняется в спокойной обстановке – является практически неустранимой во время сильного стресса на тренинге, если до этого не отрабатывалась в условиях стресса. Это относится и к задержкам при выхвате оружия, и при выключении предохранителя и т.д. Сама возможность убедиться в сложности использования тонкой моторики во время стресса позволяет стрелку правильно подходить к выбору способа стрельбы, вида кобуры, способу ношения оружия и т.д.

4. Любой тренинг должен помочь приобрести не столько навык стрельбы, сколько навык поведения в определенной ситуации, который включает в себя стрельбу, если это необходимо. Простой пример: при отработке ситуации вооруженного нападения почти все стрелки пытаются в ответ выхватить оружие и практически мгновенно убеждаются, что нападающий может сделать до 6ти(!) выстрелов в то время, которое требуется для извлечения оружия из кобуры и производства ответного выстрела. Акцент на ситуации, сразу позволяет приобретать навыки поведения имеющие решающее значение в бою – тренинг по сути не многим отличающийся от реального боевого опыта.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: