Задания для семинара 4 (2 занятия)




 

1. Выбрать правильный вариант ответа на следующие вопросы:

1.1. Содержание языкового образования как общественного явления определяется

… 1) общественной потребностью; 2) уровнем развития педагогической науки и

педагогической деятельности; 3) уровнем развития лингвистической науки; 4)

совокупностью знаний, умений и навыков, составляющих государственные

стандарты образования.

1.2. Социальный опыт – это … 1) жизненный опыт человека; 2) освоенные формы

трудовой деятельности; 3) жизненный и познавательный опыт, приобретенный во

взаимодействии с другими людьми; 4) опыт поведения в обществе.

1.3. Социальный заказ определяется … 1) государственным образовательным

стандартом; 2) решением правительства; 3) общественными потребностями; 4) как

государством, так и общественными потребностями.

1.4. Спрос на языковое образование формируется … 1) в практике средней и высшей школы; 2) уровнем развития международной интеграции; 3) в нормативных документах; 4) другое (уточнить, что именно).

1.5. Предложение в области обучения языку задается … 1) преподавателями; 2) учениками; 3) государством; 4) уровнем развития лингводидактики.

1.6. «Обучение по меню» представляет собой … 1) подробную учебную программу дисциплины; 2) модуль обучения с индивидуальной траекторией обучения; 3) предложения по наиболее эффективным технологиям обучения; 4) другое (уточнить, что именно).

 

2. Выбрать толкования для терминов пороговый уровень обучения, профиль обучения, уровень владения родным языком, информационная компетенция, образовательный стандарт; деятельностное направление в обучении, уровень владения неродным языком, социокультурная компетенция, коммуникативность

из предложенных ниже:

а) сложившийся в современной методике тип подготовки учащихся по иностранному языку и другим дисциплинам в зависимости от их профессиональных интересов и потребностей в языке;

б) метод обучения, цель которого овладение системой языка путем изучения грамматики и перевода текстов с родного языка на иностранный;

в) практическая реализация принципа коммуникативности на занятиях по языку;

г) знакомство учащегося с национально-культурной спецификой речевого поведения и способностью пользоваться теми элементами социокультурного контекста, которые релевантны для порождения и восприятия речи с точки зрения носителей языка;

д) степень сформированности коммуникативной компетенции учащегося на пороговом уровне владения языком;

е) организация и направленность занятий по языку, при которой цель обучения связана с обеспечением максимального приближения процесса обучения к реальному процессу общения на изучаемом языке;

ж) степень сформированности коммуникативной компетенции учащегося на родном языке;

з) система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы

образованности;

и) сформированность представлений о системе изучаемого языка и умение пользоваться этой системой на практике;

к) умение извлекать, обрабатывать и передавать информацию средствами родного и неродного языков для решения актуальных для учащихся и общества задач общения из бытовой, учебной, производственной и культурной жизни;

л) умение учащегося пользоваться фактами языка и речи для реализации целей общения;

м) совокупность подходов к обучению языку, которые заявляют в качестве приоритетной деятельностную сторону обучения в условиях сотрудничества субъектов обучения;

н) уровень обучения иностранному языку, обеспечивающий коммуникативную

способность учащегося к использованию языка в различных ситуациях повседневного и профессионального общения.

 

3. Выбрать из списка компетенций, даваемых ниже, те, что относятся к

профессиональному профилю филолога:

речевая компетенция, социокультурная компетенция, способность к анализу и синтезу, способность к организации и планированию, базовые общие знания, базовые знания по профессии, элементарные компьютерные навыки, коммуникативные навыки в родном языке, навыки управления информацией, способность решать проблемы, способность принимать решения, способность к критике и самокритике, способность работать в команде, способность работать в междисциплинарной команде, способность взаимодействовать с экспертами в других предметных областях, системные компетенции (способности применять знания на практике, способность к обучению, к адаптации, к генерации новых идей, к лидерству, работать автономно, к разработке проектов, к инициативе и предпринимательству), умение работать в группе, лингвистическая компетенция, дискурсивная компетенция, социальная компетенция, стратегическая компетенция, умение продуцировать тексты разных жанров, умение анализировать тексты разных жанров, владение стратегиями общения, коммуникативная компетенция, социолингвистическая компетенция.

 

4. Выбрать области востребованности компетенций повышенной речевой ответственности: инженерные специальности, филолог, журналистика, медицина, сфера обслуживания, юриспруденция, психология, социология, философия, нефтяник, математика, физика твердого тела, социальная коммуникация, туризм, гостиничный бизнес, торговля, менеджмент, перевод и межкультурная коммуникация, биолог, картограф.

 

5. Является ли лингводидактика наукой? Наука определяется как система знаний, вскрывающая закономерности в развитии природы и общества и способы воздействия на окружающий мир.

Для аргументации Вашей точки зрения Вы можете опереться на некоторые суждения, приводимые ниже, а также дополнить их своими.

ЛИНГВОДИДАКТИКА (от лат. lingua язык + didaktikos поучительный). Общая теория обучения языку. Ее главная задача – разработка методологии обучения иностранному языку. <…> Л. обосновывает предмет обучения в его

непосредственной связи с природой языка и природой общения, в которых

проявляется деятельностная сущность речевых произведений (Словарь

методических терминов Э.Г.Азимова и А.Н.Щукина).

ЛИНГВОДИДАКТИКА - общая теория обучения языку. Термин "Л." введён в 1969 Н.М. Шанским и с 1975 признан МАПРЯЛ в качестве международного. Исследует общие закономерности обучения языкам, специфику содержания, методов и средств обучения определённому языку в зависимости от дидактических целей, задач и характера изучаемого материала, условий монолингвизма (одноязычия) или билингвизма (двуязычия), этапа обучения и интеллектуально-речевого развития учащихся. Визуальный словарь ped.vslovar.org.ru

МЕТОДИКА о б у ч е н и я иностранным языкам — это наука, исследующая цели, содержание, методы и средства обучения, а также способы учения и воспитания на материале иностранного языка. (Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе.– М., 1982, с.7).

 

6. Изучить материал, обобщенный в учебнике Н.Д. Гальсковой и Н.И. Гез, касающийся языкового многообразия и многоязычия в России и системы образования.

 

7. В данном разделе обсуждались ценности современного языкового образования. Из приведенных ниже следует отобрать 3, которые реально входят в аксиологию современного языкового образования:

принцип сознательного овладение научными знаниями и методами применения их на практике, субъектный характер обучения, сознательное и активное преодоление интерферирующих привычек родного языка, опора на опыт ученика и всемерное использование опыта при обучении языку, обучение в условиях, приближающихся к естественной коммуникации, субъектно-субъектное взаимодействие, деятельность как главное содержание учебного процесса.

Коммуникативная компетенция включает … Нужно продолжить фразу.

 

8. Сравнить определения лингводидактики и методики обучения языку, даваемые в «Словаре методических терминов» Э.Г. Азимова и А.Н. Щукина. Выявить общее и особенное.

 

9. Познакомиться с описанием методов обучения, даваемых в данном словаре (см. задание 8). Всего их выделено около 30. Предложить основания для типологической классификации и составить типологию методов. Можно воспользоваться приводимой ниже таблицей.

№ п/п Основание типологической классификации Названия методов
  Изучаемая дисциплина Группа 1 «Учебный предмет – язык как система знаков»: грамматико-переводной, аналитико-имитативный, дедуктивный, когнитивно-сознательный, сознательно-практический.. Группа 2 «Учебный предмет – речевая деятельность»: аудиовизуальный, аудиолингвальный, прямые методы, коммуникативный..
     
     
   

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: