Себестоимость единицы продукции в целом по предприятию рассчитывается делением совокупной себестоимости на количество продукции. Формула для расчета себестоимости единицы продукции (уровень затрат):
где VВП –количество продукции в натуральных показателях.
В процессе анализа анализируется динамика и структура затрат, приходящихся на единицу продукции.
Таблица 2. Анализ затрат по статьям калькуляции
Статья затрат | Затраты на изделие, руб. | Структура затрат, % | ||||
t0 | t1 | +.- | t0 | t1 | +.- | |
Сырье и основные материалы | 42,5 | +1,5 | ||||
Топливо и энергия | 7,5 | +0,5 | ||||
Заработная плата производственных рабочих | 14,0 | - | ||||
Отчисления на социальные нужды | 5,0 | - | ||||
РСЭО | 10,5 | -1,5 | ||||
Общепроизводственные расходы | 7,5 | -0,5 | ||||
Общехозяйственные расходы | 6,0 | -1 | ||||
Потери от брака | - | - | 0,5 | +0,5 | ||
Прочие расходы | 4,0 | 3,5 | -0,5 | |||
Коммерческие расходы | 3,0 | - | ||||
Итого | - |
Следующим этапом анализа является анализ затрат на 1 рубль произведенной или товарной продукции.
Затраты на рубль произведенной продукции - показатель, характеризующий уровень издержкоемкости продукции в целом по предприятию. Во - первых, он универсален, т.к. может рассчитываться на любом предприятии, во-вторых, наглядно показывает связь между себестоимостью и прибылью. Определяется отношением суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной продукции в действующих ценах
Анализ косвенных затрат
Косвенные расходы – это совокупность затрат, связанных с производством, которые нельзя отнести непосредственно на конкретные виды изделий.
|
Косвенные затраты в себестоимости продукции представлены следующими комплексными статьями: расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные и общехозяйственные расходы, коммерческие расходы. Анализ этих расходов производится путём сравнения фактической их величины на 1 руб. товарной продукции в динамике за 5-10 лет, а так же с плановым уровнем отчётного периода. Такое сопоставление показывает, как изменилась их доля в стоимости товарной продукции в динамике и по сравнению с планом, и какая наблюдается тенденция – роста или снижения. В процессе последующего анализа выясняют причины, вызвавшие абсолютное и относительное изменение затрат. По своему составу это комплексные статьи, состоящие из нескольких элементов.
Расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования (РСЭО) включают амортизацию машин и оборудования, затраты на их содержание, затраты по эксплуатации, расходы по внутризаводскому перемещению грузов,. Некоторые виды затрат (например, амортизация) не зависят от объёма производства продукции и являются условно-постоянными. Другие полностью или частично зависят от его изменения и являются условно-переменными. Степень их зависимости от объёма производства продукции устанавливается с помощью коэффициентов, величина которых определяется опытным путём, или с помощью корреляционного анализа по большой совокупности данных от объёма выпуска продукции и суммы этих затрат.
Анализ цеховых и общехозяйственных расходов имеет большое значение, т.к. они занимают большой удельный вес в себестоимости продукции. Эти расходы так же разделяют на условно-постоянные и условно-переменные, а последние корректируют на процент выполнения плана по производству товарной продукции. Фактические данные сравнивают с плановой величиной накладных расходов.
|
Коммерческие расходы включают затраты по отгрузке продукции покупателям, расходы на тару и упаковочные материалы, рекламу, изучение рынков сбыта.
Расходы по доставке товаров зависят от расстояния перевозки, веса перевезённого груза, транспортных тарифов за перевозку грузов, вида транспортных средств.
Расходы по погрузке и выгрузке могут изменяться в связи с изменением веса отгруженной продукции и расценок за погрузку и выгрузку одной тонны продукции.
Расходы на тару и упаковочные материалы зависят от их количества и стоимости. Количество, в свою очередь, связано с объёмом отгруженной продукции и нормой расхода упаковочных материалов на единицу продукции.
Экономия на упаковочных материалах не всегда желательна, так как красивая, эстетичная, привлекательная упаковка – один из факторов повышения спроса на продукцию и увеличение затрат по этой статье окупается увеличением объёма продаж. То же можно сказать и о затратах на рекламу, изучение рынков сбыта и другие маркетинговые расходы.
В заключение анализа косвенных затрат подсчитываются резервы возможного их сокращения и разрабатываются конкретные рекомендации по их освоению.