Анализ затрат на рубль товарной продукции




Себестоимость единицы продукции в целом по предприятию рассчитывается делением совокупной себестоимости на количество продукции. Формула для расчета себестоимости единицы продукции (уровень затрат):

где VВП –количество продукции в натуральных показателях.

 

В процессе анализа анализируется динамика и структура затрат, приходящихся на единицу продукции.

Таблица 2. Анализ затрат по статьям калькуляции

Статья затрат Затраты на изделие, руб. Структура затрат, %
t0 t1 +.- t0 t1 +.-
Сырье и основные материалы       42,5   +1,5
Топливо и энергия       7,5   +0,5
Заработная плата производственных рабочих       14,0   -
Отчисления на социальные нужды       5,0   -
РСЭО       10,5   -1,5
Общепроизводственные расходы       7,5   -0,5
Общехозяйственные расходы       6,0   -1
Потери от брака -     - 0,5 +0,5
Прочие расходы       4,0 3,5 -0,5
Коммерческие расходы       3,0   -
Итого           -

Следующим этапом анализа является анализ затрат на 1 рубль произведенной или товарной продукции.

Затраты на рубль произведенной продукции - показатель, характеризующий уровень издержкоемкости продукции в целом по предприятию. Во - первых, он универсален, т.к. может рассчитываться на любом предприятии, во-вторых, наглядно показывает связь между себестоимостью и прибылью. Определяется отношением суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной продукции в действующих ценах

 

Анализ косвенных затрат

Косвенные расходы – это совокупность затрат, связанных с производством, которые нельзя отнести непосредственно на конкретные виды изделий.

Косвенные затраты в себестоимости продукции представлены следующими комплексными статьями: расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные и общехозяйственные расходы, коммерческие расходы. Анализ этих расходов производится путём сравнения фактической их величины на 1 руб. товарной продукции в динамике за 5-10 лет, а так же с плановым уровнем отчётного периода. Такое сопоставление показывает, как изменилась их доля в стоимости товарной продукции в динамике и по сравнению с планом, и какая наблюдается тенденция – роста или снижения. В процессе последующего анализа выясняют причины, вызвавшие абсолютное и относительное изменение затрат. По своему составу это комплексные статьи, состоящие из нескольких элементов.

Расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования (РСЭО) включают амортизацию машин и оборудования, затраты на их содержание, затраты по эксплуатации, расходы по внутризаводскому перемещению грузов,. Некоторые виды затрат (например, амортизация) не зависят от объёма производства продукции и являются условно-постоянными. Другие полностью или частично зависят от его изменения и являются условно-переменными. Степень их зависимости от объёма производства продукции устанавливается с помощью коэффициентов, величина которых определяется опытным путём, или с помощью корреляционного анализа по большой совокупности данных от объёма выпуска продукции и суммы этих затрат.

Анализ цеховых и общехозяйственных расходов имеет большое значение, т.к. они занимают большой удельный вес в себестоимости продукции. Эти расходы так же разделяют на условно-постоянные и условно-переменные, а последние корректируют на процент выполнения плана по производству товарной продукции. Фактические данные сравнивают с плановой величиной накладных расходов.

Коммерческие расходы включают затраты по отгрузке продукции покупателям, расходы на тару и упаковочные материалы, рекламу, изучение рынков сбыта.

Расходы по доставке товаров зависят от расстояния перевозки, веса перевезённого груза, транспортных тарифов за перевозку грузов, вида транспортных средств.

Расходы по погрузке и выгрузке могут изменяться в связи с изменением веса отгруженной продукции и расценок за погрузку и выгрузку одной тонны продукции.

Расходы на тару и упаковочные материалы зависят от их количества и стоимости. Количество, в свою очередь, связано с объёмом отгруженной продукции и нормой расхода упаковочных материалов на единицу продукции.

Экономия на упаковочных материалах не всегда желательна, так как красивая, эстетичная, привлекательная упаковка – один из факторов повышения спроса на продукцию и увеличение затрат по этой статье окупается увеличением объёма продаж. То же можно сказать и о затратах на рекламу, изучение рынков сбыта и другие маркетинговые расходы.

В заключение анализа косвенных затрат подсчитываются резервы возможного их сокращения и разрабатываются конкретные рекомендации по их освоению.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: