Рабочая программа учебной практики
Б2.У.1Учебная практика
Направление подготовки 44.03.03«Специальное (дефектологическое) образование»
Профиль «Логопедия»
Курс 2
Форма обучения очная, заочная
Общая трудоемкость дисциплины по ФГОС ВО: 108 часов ОФО, ЗФО
3 зачётных единицы ОФО, ЗФО
1. Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки (специальности)_ Направление подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование»Образовательный профиль«Логопедия»,утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «1» октября 2015 г. № 1087
2. Разработчик (и) рабочей программы
Ст. преподаватель кафедры ДиСО ________ Солдатова Н.А.
3. ПРИНЯТА на заседании кафедры дошкольного и специального образования
__24.08.2017 г. протокол № 1_____________________________
Зав.кафедрой ДиСО _________ Дорофеева Т.А.
4. Рабочая программа СОГЛАСОВАНА с выпускающими кафедрами; СООТВЕТСТВУЕТ действующему учебному плану.
Зав.выпускающей кафедрой ДиСО _________ Дорофеева Т.А.
5. В рабочую программу внесены изменения и дополнения на заседании кафедры дошкольного и специального образования протокол _____________________
Зав.кафедрой ДиСО _________ Дорофеева Т.А.
Пояснительная записка
Программа «Учебная практика» разработана с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, соответствует требованиям к содержанию и подготовке бакалавра по направлению 44.03.03– Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Логопедия».
1.1 Целью учебной практики является овладение навыками профессиональной деятельности учителя-логопеда, формирование целостного представления о ребенке с отклонениями и нарушениями в развитии речи.
1.2 Задачи учебной практики:
· углубление теоретических знаний студентов по курсу “Логопедия” и смежным дисциплинам;
· формирование навыков сбора и анализа общего и речевого анамнеза детей с нарушениями речи;
· формирование навыков проведения обследования детей с тяжелыми нарушениями речи;
· формирование умения вести медико-педагогическую документацию;
· формировать умение планировать и проводить логопедическую работу с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи;
· формирование умения планировать, организовывать и проводить индивидуальные и фронтальные занятия с детьми дошкольного возраста;
· закрепление навыков наблюдения за детьми и оценки речевого поведения детей.
1.3 Место учебной практики в структуре ОПОП
Учебная практика в дошкольных образовательных учреждениях для детей с речевыми нарушениями является обязательным видом учебной работы бакалавра по направлению подготовки 44.03.03Специальное (дефектологическое) образование». Учебной практике в дошкольных образовательных учреждениях для детей с речевыми нарушениями предшествует изучение дисциплин профессионального цикла «Общая и специальная психология», «Общая и специальная педагогика», «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях», «Логопедия – разделы «Теоретические основы логопедии», Дислалия», «Нарушение голоса», «Дизартрия», «Ринолалия», «Информационные технологии в специальном образовании», а также курсов по выбору студентов «Технология использования лексико-грамматических упражнений в работе с детьми с нарушениями речи», предусматривающих лекционные, семинарские и практические занятия.
Требования к входным знаниям, умениям и готовностям студентов, приобретенным в результате освоения предшествующих частей ООП, и необходимые при освоении учебной практики в дошкольных образовательных учреждениях для детей с речевыми нарушениями:
- знать этиопатогенические механизмы, виды нарушений речи, структуру речевого дефекта;
- знать клиническую и психолого-педагогическую характеристику лиц с нарушениями речи;
- знать признаки основных психических и поведенческих расстройств;
- знать сущность феномена отклоняющегося развития;
- уметь использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности;
- уметь анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности;
- уметь использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии;
- рационально выбирать и реализовывать коррекционно-образовательные программы на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ;
- организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории;
- анализировать результаты медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики;
- осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности;
- использовать знания в области современного русского литературного языка в профессиональной деятельности, способность к лингвистическому анализу;
- использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ;
- осуществлять дифференцированный выбор коррекционных методик и проводить логопедическую работу с лицами, имеющими нарушения речи;
- проектировать индивидуальные коррекционные программы для лиц с нарушениями речи;
- владеть способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ.
1.4 Формы проведения учебной практики: ознакомительная учебная практика.
1.5 Место и время проведения учебной практики
Учебнаяпрактика осуществляется на основе договоров между ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова» и организациями, предоставляющими места для прохождения практики на базе дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями речи.
Учебная практика в дошкольных образовательных учреждениях для детей с речевыми нарушениями проводится на 2 курсе в 4 семестре в течение 2 недель (ОФО) и на 2 курсе в 3 семестре в течение 2 недель (ЗФО). Практика проводится с отрывом от аудиторных занятий.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики
В результате прохождения практики обучающийся должен обладать следующими компетенциями:
- готовностью сознавать социальную значимость своей профессии, мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
- способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья (ПК-1);
- способностью к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности (ПК-4);
- способностью к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития (ПК-5).
Требования к результатам обучения могут быть сформулированы на следующих уровнях:
Знать: историю становления и современное развитие отечественной и зарубежной практики воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи; систему образовательных учреждений для воспитания, обучения и реабилитации детей с дошкольного возраста с нарушениями речи; особенности психофизического развития детей с дошкольного возраста с нарушениями речи; функциональные обязанности специалистов и сотрудников дошкольного образовательного учреждения с нарушениями речи; содержание и организацию логопедической и коррекционно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста нарушениями речи; содержание и организацию коррекционно-развивающей работы в условиях специальных образовательных учреждений; психолого-педагогические методы изучения детей дошкольного возраста с нарушениями речи с опорой на детские виды деятельности; педагогические принципы и методы воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушениями речи разных возрастных групп; разнообразные наглядно-дидактические и технические средства для организации логопедической работы с детьми дошкольного возраста, учитывающие их психического развития, компенсаторные и возрастные возможности; формы и средства консультативной помощи родителям детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Уметь: применять дифференцированно методы психолого-педагогического изучения детей дошкольного возраста с нарушениями речи; формулировать логопедическое заключение на ребенка; применять на практике теоретические и практические методы развития детей с нарушениями речи; учитывать индивидуальные и типологические особенности психофизического развития детей с нарушениями речи; подбирать дифференцированные методы для коррекционно-развивающей работы с детьми в зависимости структуры и тяжести речевого нарушения; подбирать к занятиям специальный наглядно-дидактический материал, соответствующий возрастным и психологическим возможностям детей; применять полученные знания в работе с родителями детей дошкольного возраста с нарушениями речи; анализировать современную общую и специальную литературу и использовать ее для совершенствования своих знаний, умений и навыков.
Владеть: способностью к письменной и устной коммуникации на государственном языке; готовностью к использованию навыков публичной речи, ведения дискуссии; способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ; способностью к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ; способностью к формированию общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями.
3. Структура и содержание учебной практики
Общая трудоемкость учебной практики составляет 3зачетных единицы, или 108 часов.
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды учебной работы на практике | Формы текущего контроля |
Этап I. Установочная конференция | |||
1. | Проведение установочной конференции | Ознакомление студентов с задачами, организацией, этапами практики, отчетной документацией. Инструктаж по технике безопасности | Собеседование |
Этап II. Ориентировочный | |||
2. | Знакомство с дошкольным учреждением, изучение порядка приема детей и комплектование групп | Знакомство с медико- педагогической документацией на детей. Подбор методов изучения детей и наблюдение за ними. Интеграция детей внутри каждой группы | Собеседование |
3. | Ознакомление с организацией и направлениями деятельности дошкольного образовательного учреждения. | Всестороннее изучение детей. Заполнение речевых карт. Посещение всех занятий логопеда. Составление перспективного и индивидуального плана коррекционной работы. | Собеседование, проверка речевых карт, перспективного и индивидуального планов |
4. | Основные направления логопедической работы с детьми с нарушениями речи | Оформление логопедических характеристик | Собеседование, проверка логопедических характеристик |
5. | Знакомство с содержанием и коррекционно-развивающей работой с детьми, имеющими нарушения речи | Планирование логопедической помощи детям с тяжелыми нарушениями речи | Собеседование |
Этап III. Основной этап учебной практики | |||
6. | Разработка индивидуальных занятий с ребенком, имеющим нарушение речи | Разработка содержания индивидуальных занятий с ребенком. Выбор темы занятия, определение его цели и задач. Подбор наглядно-дидактического материала | Собеседование, проверка индивидуальной коррекционно-речевой программы, режимных моментов |
7. | Разработка и проведение фронтальных занятия в возрастной группе детей с нарушениями речи | Значение фронтальных занятий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Индивидуальный подход на фронтальных занятиях. Подбор оборудования для фронтальных занятий. Подготовка студентов к проведению фронтальных занятий. Итог фронтального занятия. Анализ проведенных студентами занятий | Собеседование, проверка конспектов рабочих занятий, режимных моментов |
Этап IV. Заключительный | |||
8. | Оформление отчетной документации (дневника наблюдений, речевой карты и характеристики на ребенка, разработок занятий) | Подготовка отчетной документации по завершению практики. Оформление дневников наблюдений, конспектов самостоятельных открытых занятий (индивидуального, фронтального); речевой карты и логопедической характеристики на ребенка. Проверка и оценка документации логопедом ОУ, руководителем практики. Выставление индивидуальной оценки за практику | Проверка конспектов зачётных занятий, воспитательного мероприятия, дневника педагогической практики, индивидуального плана работы |
9. | Подготовка и проведение отчетной итоговой конференции | Сбор группы студентов на итоговую конференцию. Обмен впечатлениями и мнениями по итогам практики. Анализ прохождения практики (выступления студентов с презентациями по практике). Заключающее выступление по итогам практики руководителя группы. Оформление индивидуальных оценок за практику студентов в ведомость и зачётные книжки | Зачёт |