· Тема занятия, его место в системе занятий по данной теме.
· Цель занятия, логопедические и коррекционно-педагогические задачи.
· Соответствие содержания занятия требованиям к периоду обучения, возрасту детей, уровню общего, речевого, языкового развития.
· Структура занятия. Последовательность и взаимосвязь отдельных этапов. Вариативность методических приемов, доступность. Форма общения с детьми. Направленность каждого раздела на развитие и коррекцию речевой деятельности и других психических функций детей.
· Использование индивидуального подхода к детям.
· Полнота раскрытия темы, степень достижения цели, понимание материала детьми, качество занятий, умений, навыков, полученных детьми на занятиях.
· Наглядно-дидактическое оформление занятия: оборудование занятия, его соответствие содержанию занятий, выбранным методам и приемам; виды наглядности, игр, дидактического материала, технической оснащенности.
· Деятельность детей на занятии, смена видов деятельности, активность детей, степень речевой активности, познавательный интерес.
· Оформление материала и проведение занятия в едином сюжете. Использование на занятии различных игровых ситуаций
· Методы и приемы обучения, их разнообразие, взаимосвязь, обоснованность, приемы привлечения внимания, обеспечение эмоциональности и интереса, приемы активизации познавательной деятельности, опора на разнообразные формы активности (слуховую, зрительную, двигательно-опорную), методика использования оборудования; сочетание индивидуальной и фронтальной работы; воспитательные моменты; применение специальных методических приемов; контроль за речью детей; выявление и исправление допущенных ошибок; адекватность требований речевым возможностям и личностным особенностям детей; доступность и четкость формулировок вопросов (наводящие и подсказывающие вопросы) и т.д.
|
· Речь логопеда: правильность, доступность, логичность, образность, эмоциональность, краткость, интонационная выразительность, дикция, сила голоса, темп, ритм. Манера поведения логопеда: владение собой, детским коллективом, отношение к детям и т.д.
· Характеристика практиканта-логопеда. Контакт с детьми, умение организовать занятия, повышать активность, интерес, внимание детей; умение находить правильный подход в решении нестандартных ситуаций на занятии, педагогический такт, владение современными коррекционными технологиями.
· Результаты занятия. Выполнение плана, достижение цели, эффективность использования приемов; взаимосвязь занятия с предшествующими и последующими, с работой воспитателя и педагогов. Анализ причин отступлений от намеченного хода занятия.
· Заключение о коррекционной результативности занятия.
Приложение 5
Примерная схемаизучения детей с речевой патологией
(психолого-медико-педагогическая характеристика)
При изучении детей учитываются следующие принципы: онтогенетический, этиопатогенетический, деятельностный, взаимосвязь речевого и общего психического развития.
В процессе изучения логопед выявляет объем речевых навыков у ребенка, сопоставляет с возрастными нормативами, с уровнем психического развития. При этом важно соотнести соотношение нарушения с компенсаторными возможностями, с речевой активностью, с другими видами психической деятельности. При выявлении речевых нарушений важно проанализировать взаимодействие между процессом овладения звуковой стороны речи, развитием лексического запаса, грамматического строя; определить соотношение развитие экспрессивной и импрессивной речи ребенка, выявить компенсаторную роль сохраненных звеньев речевой функции, сопоставить уровень развития языковых средств с их активным использованием в речевом общении.
|
Обследование включает насколько этапов:
· Ориентировочный этап, включающий опрос родителей, изучение документации, беседы с ребенком.
· Дифференцировочный этап. Отграничение детей с первичной речевой патологией от сходных состояний.
· Обследование неречевых процессов, тесно связанных с речевым развитием. Изучение продуктивной и ведущей деятельности, общения, поведения.
· Обследование компонентов языковой системы. Обоснование логопедического заключения.
· Заключительный, уточняющий этап, включающий динамическое наблюдение за ребенком в условиях специального обучения и воспитания.
Приложение 6