Мяснов М.А.
ТМИП-18-1м
Исходные данные: Внедрение новой управляющей программы (УП) для обработки кромок охлаждающих отверстий рабочей лопатки.
Стоимость новой УП = 200 тыс. Р (старая УП = 60 тыс. Р);
Стоимость лопатки до внедрения 1000 тыс. Р;
Уровень брака до и после внедрения 20% и 5% соответственно.
В процессе освоения новой продукции, с одной стороны, реализуются функции НИОКР, с другой - непосредственно производственные функции.
Качество и сроки промышленного освоения в значительной мере зависят от уровня подготовки производства, т. е. от реализации комплекса технических, организационных, экономических, социально-психологических и других мероприятий, обеспечивающих своевременное обновление и промышленный выпуск продукции с планируемыми технико-экономическими показателями.
Стадия освоения характеризуется высокой себестоимостью производства единицы продукции. Во многом это связано с неразработанностью технологии, отсутствием достаточных навыков у рабочих и др. Коэффициент выхода годных изделий на этой стадии невысок.
По мере освоения происходит снижение трудоемкости, материалоемкости и, как следствие, себестоимости единицы новой продукции. С ростом объемов выпуска себестоимость новой продукции уменьшается.
Данная зависимость имеет следующий вид:
где C(Q) - себестоимость новой продукции при выпуске, равном Q; С1 - себестоимость первого изделия; b - показатель освоения.
Для примера со скруглениями кромок отверстий показатель освоения может быть достаточно большим, так как алгоритм действий оператора остается прежним (не требуется переобучение и адаптация). Условно, затраты на покупку управляющей программы (200 тыс. Р) будут отражаться на себестоимости первых 100 изделий. Тогда при:
|
b = 0,972 < 1, что говорит о положительном освоении.
Динамика изменения себестоимости новой продукции в период освоения зависит от качества конструкторско-технологической документации, уровня квалификации рабочих, организационных способностей руководителей, величины затрат на подготовку выпуска продукции.
На величину затрат на подготовку производства влияют следующие факторы:
- новизна и сложность изделия;
- уровень его технологичности;
- структура и сложность средств технологического оснащения;
- организационно-технический уровень производства на предприятии;
- качество нормативной базы;
- структура производственных площадей предприятия;
- объем производства нового изделия.
Оценка влияния перечисленных факторов на планируемую величину затрат на подготовку производства новых изделий осуществляется, как правило, методом аналогий с использованием соответствующих поправочных коэффициентов.
В общем виде плановую (прогнозную) величину, затрат на подготовку и освоение производства новой продукции (Rн) можно представить следующим образом:
где Rн, Rб - затраты на подготовку и освоение производства новой и базовой продукции соответственно; kнj, kбj - коэффициенты, характеризующие значимость j-го фактора новой и базовой продукции соответственно; m - количество факторов.
В нашем случае:
Rб = 15 млн. Р;
Коэффициенты затрат на УП kнПУ = 200 тыс.Р и kбПУ = 60 тыс.Р;
Коэффициенты затрат на обучение программистов kнПУ = 10 тыс.Р и kбПУ = 6 тыс.Р;
|
Коэффициенты затрат на тестовую партию kнПУ = 3 млн.Р и kбПУ = 5 млн.Р; тогда:
Одним из способов расчета коэффициента новизны объекта является его выражение через коэффициент применяемости стандартизированных, унифицированных и покупных продуктов:
где - отношение коэффициентов, применяемости стандартизированных и других продуктах в новом и базовом объекте.
Коэффициенты применяемости определяются по формуле:
где N - общее количество составных частей (элементов) в объекте; Nор - количество оригинальных элементов (к оригинальным относятся продукты, разработанные и использованные впервые для данного объекта).
Тогда Nор = 1 (новая УП); ;
Для характеристики сложности объекта обычно используют общее количество применяемых в изделии продуктов и узлов.
Коэффициент сложности новой УП может быть рассчитан по формуле:
где Н н, Н б - величина главного функционального параметра (соответствие геометрии кромки по КД в %) нового и базового объектов соответственно; N н, N б - объем кода (кол-во кадров) в новой и базовой программах соответственно. Тогда:
В процессе разработки нового изделия необходимо закладывать приращение сложности только в том случае, если за счет него существенно увеличиваются потребительские свойства изделия. Что мы и наблюдаем.
В качестве меры экономически целесообразных (допустимых) затрат на подготовку производства новых изделий могут быть приняты показатели удельных затрат, приходящихся на единицу главного (комплексного) параметра:
где R1 - затраты на подготовку производства продукции в расчете на одно изделие.
|
Если плановые затраты на подготовку производства нового изделия больше аналогичных расходов для базового объекта, т. е. R н> R б, необходимым и достаточным условием их обоснованности будет соблюдение
следующего соотношения:
То есть для наших условий R б = 10 млн. Р.; Н н, Н б = 98% и 50% соответственно условие будет:
Экономический смысл приведенного соотношения состоит в том, что увеличение абсолютной величины затрат на подготовку производства нового изделия должно быть компенсировано адекватным приростом величины его главного параметра по сравнению с базовым аналогом.
Кроме того, повышение удельных расходов на подготовку производства должно компенсироваться снижением суммарных затрат, приходящихся на единицу главного (комплексного) параметра изделия.
То есть затраты на подготовку R н = 33 млн. Р в наших условиях не целесообразны
Эффективность НТД во многом определяется производственным потенциалом организации и механизмом управления. Единственно верным критерием оценки производственного потенциала является способность конкурировать как на внешних, так и на внутренних рынках. С учетом этого современное производство должно отвечать следующим требованиям:
- обладать большой гибкостью, способностью быстро менять ассортимент изделии;
- формы контроля, организации и разделения труда должны быть «чувствительны» К динамике технологических изменений;
- обладать способностью организации послепродажного обслуживания, позволяющего удовлетворять индивидуальные требования потребителей;
- неуклонно повышать наукоемкость выпускаемой продукции.
Для того чтобы эффективно осуществлять конкурентную борьбу за сохранение и расширение доли рынка нововведений, предприятие должно следить за обеспечением качества продукции, снижением ее себестоимости и повышением потребительской стоимости нововведении. Поскольку качество является технико-экономической категорией нововведения и оценивается количественно, а потребительская стоимость является социально-экономической категорией, то последнюю в настоящее время оценивают, как правило, экспертным путем, используя соответствующие методики.