Начало централизации Франции
1. Сторонники сильной власти короля
2. Ход централизации
3. Генеральные штаты
1. Сторонники сильной власти короля.
Запись: Централизованное государство – государство, управляющееся из одного центра королем, имеющее единые органы управления, налоги, законы, постоянную армию.
Текст учителя: к концу XII в. Франция делилась на ряд крупных областей. Король управлял только своим доменом, в который входили города Париж и Орлеан.
В стране – феодальная раздробленность, сопровождающаяся междоусобными войнами. Дороги не безопасны, идет процесс коммунальных войн и освобождения городов от феодалов. Давайте посмотрим, какие же категории населения были заинтересованы в сильной власти короля.
Давайте рассмотрим карту на с. 154.
Вызывает ученика, задает ему вопросы и оценивает ответ
1) Каким цветом обозначены владения короля в начале XII в. – темно-фиолетовый.
2) Какой город был столицей? Как определили? – крупный круглешок., столица – Париж
3) Каким цветом обозначены владения крупных феодалов – бледно-фиолетовый или сиреневый.
4) Что можно сказать, сравнивая владения короля и владения феодалов? - Домен короля очень мал в сравнении.
5) Кто еще владел землей на территории Франции? – Король Англии, английские феодалы.
6) Исходя из данных карты скажите, что нужно было сделать для объединения государства? – подчинить себе феодалов либо отобрать у них владения. Отобрать владения у короля Англии.
Сделаем таблицу: Отношение населения к сильной власти короля
Сторонники | Противники |
Крестьяне | Крупные феодалы |
Мелкие и средние феодалы | Король Англии |
Горожане | |
Духовенство |
2. Ход централизации
|
1. Филипп II Август (1180-1223 гг.) увеличил свой домен в 5 р. – Нормандия, Мен, Анжу, часть Пуату. Разгромил англичан при Бувине, у них во Франции осталась только Аквитания.
Отобрал Нормандию, отвоевал другие области на севере, присоединил графство Тулузское.
2. Людовик IX Святой (1226-1270 гг.)- сильнее любого феодала Франции. Издавал законы, обязательные на всей территории страны.
провел реформы: Техника критического чтения. По заданию учителя ученик на оценку читает с. 153-154, называет реформы Людовика Святого.
Судебная реформа | Запрещение судебных поединков |
Создал верховную судебную палату | |
Военная | Запретил междоусобные войны. Во Франции феодалы не имели права начинать военные действия в течение 40 дней после объявления друг другу войны. За это время более слабый противник мог подать жалобу в королевский суд. |
Денежная | Чеканил свою монету, которая принималась всюду. - облегчало торговлю |
Учитель: Людовик Святой запомнился своей судебной реформой. В памяти французов остался легендарный королевский дуб, сидя под которым король вершил справедливый суд.
3. Филипп IV Красивый (1285-1314 гг.)
1) присоединил графства Шампань и Наварру
2) портил королевскую монету
3)обложил налогами церковные земли, вступил в конфликт с папой Бонифацием VIII. = читаем дальше посл. Абзац с. 155.
4) разгромил тамплиеров – с. 156 отдельный текст
Началось Авиньонское пленение пап – 1309-1378 гг.: папа римский не в Риме, а в Авиньоне, все папы римские – французы.
С усилением королевской власти в странах Европ могущество пап римских подорвано.
Генеральные штаты.
|
Говорит учитель: 1302 г. Филипп IV для того, чтобы заручиться поддержкой сословий созвал Генеральные щтаты.
- собрание представителей сословий – духовенства, дворянства, бюргерства (крестьян нет).
С этого времени Генеральные штаты созываются, если нужно ввести налог.
Устройство генеральных штатов:
Три палаты, заседают отдельно, 1-м голосом у каждой: палата духовенства, дворянства и бюргерства.
Запись все до конца:
Три палаты:
Духовенство | Дворянство | III сословие (бюргерство) |
1 голос | 1 голос | 1 голос |
При голосовании привилегированные сословия: духовенство и дворянство всегда имеют по факту больше голосов, чем бюргерство.
Так возникла сословная монархия – государство, в котором королевская власть опиралась на собрание представителей сословий.
Создание сословных монархий и начало освобождения крестьян было одним из признаков вступления Средневековья в Западной Европе в свой поздний этап.
Итог урока: Назовите причины и предпосылки объединения Франции.
Назовите французских королей, проводивших политику объединения и централизации.
Какие из событий XIV в. можно назвать Каноссой наоборот»?
Кого называют третьим сословием?
Что такое Генеральные штаты? Какова причина их возникновения?
Что такое сословная монархия?
д/з: для сильных учеников: параграф 18, оценить действия Филиппа IV, исходя из интересов государства и принципов морали. Совпадают ли эти оценки? Почему?
Для средних учеников: параграф 18, ответить на вопрос: почему крестьян не приглашали на заседания Генеральных штатов?
Для слабых учеников – параграф 18, вопросы и задания к параграфу.
Что англичане считают началом своих свобод.
План:
Вильгельм I Завоеватель
Задача на оценку: