ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ




ПАТОПСИХОЛОГИЯ. ПЕРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ, ЗАДАЧИ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Патопсихология (от греч. pathos - страдание, болезнь) –ветвь клинической психологии, изучающая закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме.

Патопсихология – отрасль психологической науки, поэтому ее проблематику, перспективы и достижения нельзя рассматривать в отрыве от развития и состояния общей психологии, психологического знания в целом

Как прикладная область знания патопсихология имеет:

- теоретическое

- практическое значение для психологии и психиатрии

Патопсихология является психологической дисциплиной, имеет свой предмет и отграничивается его от предмета психиатрии (психопатологии)

Клиническая психопатология исследует, выявляет, описывает и систематизирует проявления нарушенных психических функций.

Патопсихология раскрывает психологическими методами характер протекания и особенности структуры психических процессов, приводящих к наблюдаемым в клинике расстройствам

Психиатрия выясняет причины психической болезни, синдромы и симптомы, типичные для того или иного заболевания, закономерности их появления и чередования, критерии прогноза, на лечение и профилактику болезни.

Патопсихология как психологическая дисциплина исходит из закономерностей

Предмет изучения патопсихологии:

закономерности распада психической деятельности, свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме;

- закономерности искажений отражательной деятельности мозга

Области применения патопсихологического исследования

- психоневрологическая практика;

- психиатрическая экспертиза;

- терапевтические, хирургические клиники (учет сдвигов в психологическом состоянии больного, изменения его работоспособности, личностных особенностей);

- область профессиональной гигиены

Практические задачи патопсихологического исследования

1. Использование данных психологического эксперимента для дифференциально-диагностических целей.

2. Анализ структуры дефекта.

3. Установление степени психических нарушений больного, его интеллектуального снижения вне зависимости от дифференциально-диагностической задачи (например, при установлении качества ремиссии, при учете эффективности лечения).

4. Применение адекватных психологических исследований помогает определить характер действия новых терапевтических средств.

5. Данные экспериментально-психологических приемов имеют значение для наблюдаемого патоморфоза болезненных процессов

NB! Знание патопсихологии является важными для психологов любых специальностей и специализаций, так как профессиональное общение психолога с людьми не исключает встречи с психически больным человеком

Принципы построения патопсихологического исследования

 

Выбор экспериментальных приемов зависит от поставленной задачи:

 

- дифференциально-диагностической;

- психокоррекционной;

- экспертной

Патопсихологическое исследование включает:

- эксперимент;

- «беседу» с больным;

- наблюдение за поведением больного во время исследования;

- анализ истории жизни больного (истории болезни);

- сопоставление экспериментальных данных с историей жизни;

- проведение исследования в динамике

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Этап № 1. Изучение истории болезни, беседа с врачом и конкретизация задачи исследования.

 

Помимо конкретизации задачи исследования, данный этап включает выбор методик и порядка их предъявления. Врач должен соответствующим образом объяснить больному цели психологического исследования и содействовать выработке у него положительной мотивации для работы с психологом

Этап № 2. Проведение патопсихологического исследования.

 

Достоверность результатов зависит от отношения больного к исследованию и во многом определяется умением психолога установить контакт с больным.

Инструкции должны быть четкими и мотивированными.

Поведение во время эксперимента, принятие больным задания или инструкции могут свидетельствовать об адекватности, уровне активности, эмоционально-волевых ресурсах. Особое внимание уделяется мотивации, смысловой значимости обследования для больного, его отношению и поведению в процессе исследования

 

Этап № 3. Обработка и анализ данных патопсихологического исследования.

 

1) Количественная обработка данных: число и процент правильных и ошибочных ответов, оценка выполненных рисунков, расшифровка записей.

 

2) Качественный анализ результатов исследования. Может оказаться необходимым продолжить эксперимент, изменить его ход, дополнить методами

Этап № 4. Описание результатов, заключение по психологическому исследованию.

 

Заключение составляется по плану, используя специальный бланк. Два его первых раздела – паспортную часть, содержащую краткие данные о больном, клинический диагноз, и задачу исследования, например, уточнение предполагаемого диагноза шизофрении (F20-F29), психопатии (F60-F69) или невроза (F40-F48); определение степени и структуры психического снижения

Изложение основных результатов исследования начинается с описания поведения больного во время исследования и его отношения к последнему.

Описание полученных данных подчиняется ответу на основной вопрос психологического исследования. Другие данные приводят, если они содержат диагностически значимую информацию, выходящую за рамки первоначально поставленной задачи.

В последнем разделе формируется заключение по патопсихологическому исследованию, содержащее конкретный ответ на поставленные вопросы: особенности личности, наличие характерных изменений мотивационной сферы, нарушения различных сторон мышления

Основные категории смысловой значимости обследования:

 

1) Адекватная мотивация – больные считают важным данное исследование и расценивают его как интеллектуальное испытание, обнаруживая познавательный интерес к выполняемым заданиям.

 

2) Эготропная мотивация – интерес, проявляемый к обследованию, детерминируется эгоцентрическими установками и мотивами самоутверждения ("деловой интерес" к методам, стремление обратить на себя внимание, заслужить похвалу, получить сочувствие).

 

3) Нозотропная мотивация – поведение в психологическом обследовании определяется проекцией болезненных переживаний и установок (заинтересованность в связи с проверкой концепции болезни, самоанализом в связи с чувством измененности, негативизм при диссимуляционных тенденциях, страх обнаружить свою несостоятельность)

Разновидности отношений испытуемого к исследованию:

 

1. Активное - больные с интересом, желанием включаются в обследование, адекватно реагируют на успех и неудачи, охотно интересуются результатами исследования.

 

2. Настороженное - больные вовлекаются в процедуру обследования с оттенком неуверенности, страха, иронии, подозрительности, которые в процессе работы нивелируются; наряду с аккуратностью и исполнительностью отмечается диссоциация между субъективными переживаниями и внешним выразительным компонентом поведения ("задержанная форма реагирования").

3. Формально-ответственное - больные выполняют требуемые экспериментатором задания без личной заинтересованности: эмоциональная реакция на качество выполняемого задания отсутствует, результатами исследования не интересуются.

 

4. Пассивное - требуется коррекция и стимуляция больных, отсутствует или отмечается неустойчивая установка на обследование, необходима дополнительная поддержка, мотивация.

 

5. Негативное (неадекватное) - больные отказываются от обследования, выполняют задания хаотично, не следуя инструкции.

3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ
ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

I. Решение задач дифференциальной диагностики.
Патопсихологическое исследование необходимо в диагностически сложных случаях (при атипичных и бедных клиническими проявлениями вариантах заболеваний, на начальных стадиях и в периоде ремиссии).

Диагностические задачи возникают при необходимости отграничения:
– начальных проявлений и вялотекущих форм шизофрении (F21) от неврозов (F40-F48),
– психопатии (F60-F69) и органических заболеваний головного мозга (F00-F09),
– при распознавании стертых или "маскированных" депрессий (F38),
– диссимулируемых бредовых переживаний,
– некоторых форм патологии позднего возраста

II. Определение структуры и степени нервно-психических расстройств.

 

Квалификация расстройств необходима для:

– проведения различных видов экспертиз,

– определения степени трудоспособности,

– установления функционального диагноза,

– определения направлений трудовой адаптации и социального восстановления больного,

– профориентации,

– проведения психокоррекционных и лечебно-восстановительных мероприятий,

– оценки динамики развития и течения нервно-психических заболеваний,

– контроля за эффективностью восстановительного лечения.

Для решения указанных задач патопсихолог с помощью психологических методов может уточнить выраженность и характер нарушений отдельных психических процессов и возможности компенсации этих нарушений с учетом психологических особенностей той или иной деятельности

III. Диагностика психического развития и выбор путей общеобразовательного и трудового обучения (переобучения).

В детских и подростковых учреждениях патопсихолог участвует в решении дифференциально-диагностических задач:

– определении психического развития и его аномалий (степени и структуры различных форм дизонтогенеза);

– выборе путей общеобразовательного и трудового обучения аномального ребенка или подростка;

– прогнозе обучаемости;

– установлении рационального соотношения между собственно педагогическими и лечебно-приспособительными мерами компенсации выявившейся аномалии.

Патопсихологическое исследование способствует пониманию характера аномалии развития и служит основой для разработки коррекционных рекомендаций, которыми предлагается пользоваться в работе с ребенком педагогам и родителям; выявляет причины неуспеваемости и отставания психического развития (F84.9) (степень и структуру, трудности поведения у нормально развивающихся детей и подростков)

Задачи патопсихологического эксперимента в детской психиатрии

1. Дифференциальная диагностика психических расстройств.

2. Установление степени интеллектуального снижения.

3. Оценка эффективности проведенного лечения.

4. Прогноз обучаемости с целью определения детей в специальные школы.

5. Динамическое прослеживание детей, анализ прогностических оценок обучаемости.

6. Коррекционная направленность (восстановление отдельных нарушенных функций, коррекция нарушенного развития в целом)

IV. Исследование личности, социальной среды, позиций больного для постановки функционального диагноза.

Функциональный диагноз – совокупность клинической и психологической оценки больного в условиях жизни и деятельности, выражает динамическую характеристику состояния индивида и его связи с социальной средой, определяет степень, способы и основные тенденции компенсации нервно-психических расстройств.

Функциональный диагноз является составной частью клинического и служит обоснованием системы реабилитационных мероприятий

Структура функционального диагноза

1. Клинико-психопатологический аспект (уровень, стадия заболевания, структура дефекта и функциональная оценка психопатологического состояния);

2. Психологический аспект (личность пациента и значимые для социальной и профессиональной адаптации отношения);

3. Социальный аспект (отражает реальную жизненную ситуацию и характер включенности в нее больного с учетом его преморбидного опыта).

NB! При установлении функционального диагноза выявляют, прежде всего, те особенности психических процессов и свойства личности, которые имеют особое значение для социальной и профессиональной адаптации больных. Важно установление не только пораженных, но и сохранных функций, и определение возможностей и способов компенсации в различных видах деятельности

V. Оценка динамики нервно-психических нарушений и учет эффективности терапии.

 

Используется при отсутствии четких клинических критериев (малосимптомные варианты заболевания, диссимуляция болезненных переживаний), необходимости оценки фармакодинамических эффектов или эффективности лечебно-восстановительных приемов.

Сопоставляют данные, полученные при повторном использовании сходных по сложности, направленности методов, которые по содержанию и форме предъявления должны отличаться, чтобы уменьшить искажения, вызванные приобретением навыков выполнения заданий

VI. Экспертная практика.

Психологическое обследование используется при проведении:

– врачебно-трудовой;

– военно-врачебной;

– медико-педагогической;

– судебно-психиатрической экспертиз

Задачи экспериментальной патопсихологии в психиатрической экспертизе (трудовой, судебной, воинской):

 

1. Установление диагностических критериев.

2. Анализ степени интеллектуально-мнестического снижения (усложняется особым отношением больного к самому акту экспертизы, принятой «позицией» как к эксперименту, так и к травмирующей ситуации или реактивными наслоениями).

3. Определение критериев симуляции болезненных проявлений. Учет соотношения полученных результатов исследования с требованиями профессии больного при проведении трудовой экспертизы (снижение работоспособности душевнобольного человека не всегда соответствует степени изменения его психических процессов).

3. Данные психологического исследования, выявляющие изменения деятельности больного человека, его жизненной позиции, его отношения к окружающим, приобретают большой удельный вес и в этой работе

VII. Реабилитация и психокоррекционная работа.

 

В реабилитации больных фармакобиологические средства, методы лечения и мероприятия направлены на социальное окружение и оптимизацию внешних условий адаптации. Они фокусируются на предотвращении или снижении стойких последствий заболевания, восстановлении или укреплении личного и социального статуса больных, требуют участия патопсихолога

Задачи патопсихолога в реабилитации психически больных:

1) Изучение личности больного, структуры нарушений и механизмов их компенсации, получение данных для функционального диагноза и динамическая коррекция с учетом задач и результатов восстановительного лечения;

2) Социально-психологическое исследование общения больных, взаимоотношений в семьях и в лечебных группах, их динамики в процессе психопедагогической и социотерапевтической работы;

3) Исследование терапевтического коллектива, взаимоотношений больных и медицинских работников и разработка рекомендаций по оптимизации терапевтической среды;

4) Оценка психологических факторов внетерапевтического социального окружения, оказывающих влияние на формы организации терапевтической среды в медицинских учреждениях, способы и возможности реабилитации лиц, перенесших психические и другие заболевания, и совместное с врачом проведение мер, способствующих изменению влияний среды в нужном направлении;

5) Непосредственное участие в проведении лечебно-реабилитационной, психотерапевтической и психокоррекционной работы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: