1. Назовите основные функции менеджмента. Покажите, в чем их сходство. Взаимосвязаны ли они? Может ли высокий уровень исполнения одной из них определять успех и в остальных? Если да, то каким образом?
2. Какие из функций менеджмента имеют, на Ваш взгляд, наиболее важное значение для туристской фирмы? Подискутируйте с коллегами на эту тему.
3. Перечислите основные принципы планирования и выберите три из них, которые считаете наиболее важными. Обоснуйте свой выбор.
4. Покажите, почему возникла необходимость стратегического планирования и чем стратегический план отличается от традиционного.
5. Процесс стратегического планирования туристской компании включает восемь основных этапов, осуществляемых в определенной последовательности. Выделите эти 8 этапов из 13 предложенных и поставьте номер очередности каждому из них.
Выбор вариантов плана.
Сбор необходимой информации.
Выбор стратегии (способов и путей достижения целей).
Формулирование целей и задач.
Анализ внутренней среды.
Разработка планов (программ).
Контроль и оценка результатов.
Анализ внешней среды.
Определение этапов, сроков и исполнителей.
Формулирование миссии.
Доведение плана до исполнителей.
Реализация планов (программ).
Документальное оформление стратегического плана.
6. Сформулируйте миссию известной Вам туристской фирмы и дайте обоснование своего подхода.
7. Проведите SWOT – анализ для известной Вам турфирмы или своего университета.
8. Один известный теоретик в области менеджмента высказал предположение, что временные рамки (горизонты) всех стратегических планов уменьшаются в силу высокой изменчивости (непостоянства) внешней среды. Согласны ли Вы с этой точкой зрения? Обсудите с коллегами этот вопрос.
|
9. Назовите виды плановых документов в туристской фирме, покажите их роль и связь между ними.
10. Объясните, что собой представляет целевая комплексная программа и в чем разница между ней и планом.
11. План работы турфирмы может включать несколько разделов:
организационная деятельность;
производственная деятельность;
маркетинговая деятельность;
финансовая работа;
хозяйственная работа;
мероприятия социального характера.
Используя образец формы плана (табл. 5.1), разработайте примерный план (придумайте 3 – 4 пункта для каждого раздела) турфирмы на полугодие.
12. При подготовке к важным мероприятиям и разработке соответствующих рабочих планов по их проведению рекомендуется соблюдать определенную последовательность действий. Процесс выполнения практического задания включает несколько этапов (табл. 5.3).
Таблица 5.3
Мероприятия | Этап 1 | Этап 2 | Этап 3 | Этап 4 | Этап 5 |
Ваш порядок | Порядок группы | Эталон | Разница между индивидуальным решением и эталоном | Разница между групповым решением и эталоном | |
А. Составить описание работ | |||||
Б. Определить задачи мероприятия | |||||
В. Разработать план действий | |||||
Г. Собрать информацию, имеющую отношение к мероприятию | |||||
Д. Создать организационную структуру управления мероприятием (оргкомитет) | |||||
Е. Распределить обязанности (полномочия) между членами оргкомитета | |||||
Ж. Наметить критерии успешного проведения мероприятия | |||||
З. Подобрать людей для проведения работ | |||||
И. Составить контракт (договоры) о сотрудничестве со спонсорами (партнерами) | |||||
К. Составить смету расходов | |||||
Л. Провести переговоры со спонсорами (партнерами) | |||||
М. Провести инструктаж работников | |||||
Всего очков: | |||||
(индивидуальные очки) | (командные очки) |
Этап 1. Расположите предложенные в таблице 5.3 мероприятия в порядке очередности, поставив в колонке 1 соответствующий номер (время выполнения индивидуального задания – 15 минут).
|
Этап 2. После разделения студентов на группы (по 4 – 5 чел.) и 20-минутного обсуждения в группах процедура повторяется и заполняется колонка 2.
На третьем этапе с помощью преподавателя заполняется колонка 3 –эталон.
На четвертом этапе по каждому мероприятию подсчитывается разница между индивидуальным решением (колонка 1) и эталоном (колонка 3) и результат заносится в колонку 4.
На пятом этапе подсчитывается разница между групповым решением (колонка 2) и эталоном (колонка 3) и результат заносится в колонку 5.
Далее очки отдельно в колонке 4 и колонке 5 суммируются. Сумы очков (чем меньше, тем лучше) в колонках 4 и 5 позволяют определить аутсайдеров и победителей индивидуального и группового тестирования.
13. Используя образец формы плана (табл. 5.1), составьте примерный рабочий план подготовки турфирмы к участию в туристской выставке.
|
14. Охарактеризуйте цели, содержание и результаты реализации функции организации в турфирме. Обоснуйте важность создания системы управления турфирмой.
15. Покажите важность мотивации в управлении коллективом турфирмы. Приведите общие рекомендации по использованию содержательных и процессуальных теорий мотивации.
16. Исследования показали, что учителя и медики оценивают свои зарплаты как весьма низкие. При этом, однако, они продолжают работать. Объясните их поведение, используя двухфакторную модель Герцберга.
17. Сравните теории мотивации Маслоу с теориями Мак-Клелланда и Герцберга. Выявите принципиальные различия.
18. Используя приведенный ниже перечень, составьте списки экономических, организационных и морально-психологических способов (форм) стимулирования. Выделите из этих трех списков и проранжируйте восемь наиболее важных форм поощрения. Результаты ранжирования обсудите в группах.
Перечень форм поощрения работников:
· публичная похвала;
· бесплатные обеды в столовой предприятия;
· благодарственное письмо семье;
· бесплатная путевка в санаторий;
· предоставление отгулов в удобное для Вас время;
· участие в принятии управленческих решений;
· выезды на природу с участием коллектива предприятия;
· право пользоваться служебным автомобилем;
· оснащение кабинета средствами связи и компьютером;
· улыбка руководителя;
· установление постоянной обратной связи с руководителем;
· премия;
· задания, требующие особых навыков и профессионализма;
· оплата развлечений;
· самостоятельность в решении некоторых вопросов;
· более престижная работа;
· возможность приобрести акции предприятия;
· путешествие (командировка за рубеж) за счет предприятия;
· фотография на доске почета;
· надбавка к заработной плате;
· престижное место для парковки машины у офиса;
· дополнительные выходные дни;
· грант для оплаты учебы (в институте, магистратуре, аспирантуре);
· оплата медицинской страховки;
· вручение ценного подарка;
· более просторный офис;
· оплата членства в спортивном клубе;
· оплаченный более продолжительный отпуск;
· вручение Почетной грамоты;
· оказание материальной помощи в случае госпитализации;
· возможность использовать гибкий график работы;
· делегирование полномочий представлять свое предприятие на профсоюзной конференции;
· представление возможности повысить квалификацию на специальных курсах;
· возможность выбора более интересной работы;
· личное поздравление руководителя по случаю Дня рождения;
· возможность работы в коллективе с хорошим социально-психологическим климатом;
· возможность пользоваться машиной руководителя в выходные дни.
19. Выскажите свое мнение по вопросу о том, какие методы стимулирования можно эффективно использовать в учебном процессе. Составьте их список и проранжируйте.
20. Подчиненные высказали неудовлетворенность системой оплаты труда. Каковы, на Ваш взгляд, наиболее эффективные действия менеджера в этой ситуации?
Проанализируйте ответы и обоснуйте свой выбор.
а) Повысить всем зарплату, насколько возможно.
б) Повысить зарплату тем, кто наиболее активно этого требует.
в) Предложить уволиться тем, кто недоволен.
г) Создать группу для разработки новой системы оплаты труда.
д) Пригласить консультантов для анализа конфликта.
21. Покажите важность контроля в управлении турфирмой. Как он соотносится с планированием, организацией и мотивацией? Приведите примеры ситуаций, когда контроль играет организующую и мобилизующую роль.
22. Перечислите основные организационные приемы и формы контроля. Какие из них, по Вашему мнению, чаще всего используются в туристских фирмах. Какие из них, на Ваш взгляд, больше всего подходят для решения основной задачи контроля.
23. В каких случаях контроль может отрицательно воздействовать на деятельность сотрудников турфирмы? Приведите примеры или назовите недопустимые формы контроля. Подискутируйте с коллегами на эту тему.
24. Перечислите условия (требования) эффективного контроля. Выберите из них три, которые считаете наиболее важными.
25. Вам как руководителю крупной туристской компании необходимо организовать проверку филиалов компании, находящихся в других городах. Расположите в логической последовательности (поставьте номер очередности) приведенные ниже основные этапы проведения контроля:
· определение организационных приемов и форм контроля;
· сбор фактического материала;
· личная подготовка руководителя комиссии к проверке, изучение материалов предыдущих проверок, нормативных актов и других документов;
· ознакомление с итогами проверки руководителей проверяемых филиалов;
· определение целей контроля;
· ознакомление с планом проверки руководителей филиалов;
· составление справки (акта) о проверке, подготовка выводов и предложений по совершенствованию работы филиалов компании;
· инструктаж проверяющих;
· составление плана (памятки) проверки;
· обобщение и анализ фактического материала;
подбор проверяющих.
Тема 5