Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться,
Будем думать, рассуждать, мечтать,
Можем мы урок начать.
Улыбнёмся мы друг другу!
Я желаю вам успешной и плодотворной работы!
II. Проверка домашнего задания (игра-викторина)
1.РАЗМИНКА «Доскажи словечко»
У избы помоет крышу.
Отведет в берлогу Мишу,
Труд крестьянский завершит,
А потом листвой шуршит.
Мы её тихонько спросим:
- Кто ты? – И услышим? …(осень)
Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я…(капуста)
И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом… (картошка).
Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это? (репка)
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка,
Ядовитый … (мухомор).
На грядке привалился на бочок
Солидный, крутолобый… (кабачок)
Молодцы!
КОНКУРС: ОТГАДАЙ!
Опустел в деревне сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел? (сентябрь)
Всё мрачней лицом природа:
Почернели огороды, оголяются леса,
Мокнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (октябрь)
Поле черно – белым стало;
Падает то дождь, то снег,
А ещё похолодало –
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи? (ноябрь)
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает? (осенью)
2 задание: найдите «лишнее» слово, подчеркните и объясните его:
лиса, медведь, дятел, заяц (Ответ детей: дятел – птица)
комар, жук, синица, бабочка, муха (Ответ детей: синица – птица; комар, жук, бабочка, муха – насекомые)
3 задание: определите, что объединяет слова каждой строчки. Назовите одним словом.
ястреб, сокол, синица - …. (Ответ детей: птица)
дождь, снег, град- … (Ответ детей: осадки)
сентябрь, октябрь, ноябрь -…. (Ответ детей: осенние месяцы)
карась, окунь, акула-…. (Ответ детей: рыбы)
ландыши, пионы, георгины-…. (Ответ детей: цветы)
январь, февраль, декабрь-…. (Ответ детей: зимние месяцы)
Спасибо! Вы правильно ответили на все вопросы.
Итак, отправляемся в путешествие!
III. Введение в тему урока
- Ребята, посмотрите на картинку
- Скажите, что перед вами? (Звёздное небо)
- Почему вы так решили? (На небе много звёзд)
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (О звёздном небе)
-Верно, сегодня мы поговорим о звёздном небе.
-Чтобы вы хотели узнать о звёздном небе? (Какие созвездия есть на небе? Почему одни звёзды светят ярко, а другие нет? Что такое зодиак? Что такое Солнце?)
-Откройте учебники на странице 40 и прочитайте тему урока
- Чему мы будем учиться на уроке.
(Узнаем новые созвездия. Научимся различать созвездия).
- Разгадайте загадку: из какого ковша не пьют, не едят,а только на него глядят?
(Созвездие Большая Медведица. Мы с этим созвездием познакомились в первом классе).
- Сколько звёзд в ковше созвездия Большой Медведицы?
(В ковше созвездия Большой Медведицы 7 ярких звёзд).
- Сколько медведиц вы знаете?
(Знаем две медведицы: Большая и Малая).
- Чем примечательно созвездие Малой Медведицы? Прочитаем.
(В созвездии Малой Медведицы находится Полярная звезда, по которой ориентируются все путешественники).
- Какое направление она указывает?
(Люди, много лет назад, научились ориентироваться по звездам. В течение всей ночи звёзды на небе изменяют своё положение, так кат Земля вращается вокруг своей оси. Только одна звезда остается на месте – Полярная. Если встать к ней лицом, то впереди будет север, сзади юг, слева запад, справа восток. Это один из самых точных способов ориентирования).
- Ребята, а кто-нибудь сможет ответить на вопрос, сколько звёзд на небе?
(Много. Не сосчитать).
- Действительно, их огромное количество, которое не сосчитать.
Чтобы глаз вооружить
И со звёздами дружить,
Млечный путь увидеть надо чтоб
Нужен мощный … (телескоп)
ТЕЛЕСКОП
- Звёзд огромное количество, которое не сосчитать, но можно наблюдать через телескоп. Телескоп появился в 1609 году, 400 лет назад и назывался - дальновидец. Интересно, что звёзды в телескопе не выглядят крупнее: они находятся на таких огромных расстояниях, увеличение их изображения телескопом совершенно ничтожно. Телескоп звёзд не приближает, просто глазу открываются всё больше участков неба.
- Как вы думаете, когда звёзды хорошо видны, днём или ночью?
(Ночью звёзды хорошо видны, если небо не затянуто тучами).
- Человек же может хорошо рассмотреть звёздное небо в яркую безлунную ночь. Наиболее богато яркими звёздами зимнее небо. При нормальном зрении можно увидеть 6 000 звёзд.
- Опишите звёздное небо, какое оно? (Красивое, манящее, бесконечное, яркое, чудесное).
- Мы сегодня побудем немного волшебниками