1. Экономика образования как наука изучает экономические отношения в сфере:
А) образования;
Б) образования и науки;
В) образования, науки и производства;
Г) образования, науки и информатики.
2. Какой нормативно-правовой документ наименее определяет законодательные основы образования в Российской Федерации.
А) Конституция РФ;
Б) Закон РФ «Об образовании»;
В) Налоговый кодекс РФ;
Г) Гражданский кодекс РФ
3. Предмет исследования экономики образования - это:
А) материальные условия, необходимые для достижения определенного образовательного уровня членов общества в процессе создания знания в условиях образовательной и научно-исследовательской деятельности;
Б) экономические отношения, возникающие в процессе производства знания в условиях образовательного процесса;
В) специфика производительных сил, возникающая в процессе создания знания в условиях образовательной, научно-исследовательской и производственной деятельности;
Г) производственные отношения в сфере образования.
4. Объектом исследования экономики образования являются:
А) сфера образования и образовательные организации;
Б) экономический цикл производства знания и информации;
В) практические проблемы, связанные с процессом развития сферы образования;
Г) специфика устройства современной системы образования РФ.
5. Субъектом изучения экономики образования является:
А) индивид, являющийся участником производства и потребления образовательных услуг;
Б) образовательное учреждение, обеспечивающее условия для формирования знания и трудового навыка человека;
В) отношения, складывающиеся в данной сфере по поводу производства, распределения, обмена и потребления создаваемых в ней благ;
Г) часть населения, являющаяся участником производства, распределения, обмена и потребления образовательных услуг.
6. Система экономических отношений в экономике образования включает в себя совокупность отношений:
А) между обществом и работником образовательного учреждения, обществом и трудовым коллективом учреждения, членами внутри данного коллектива, образовательными учреждениями разного уровня, руководителем учреждения и работником, педагогом образовательного учреждения и обучающимся;
Б) между экономикой образования и другими отраслями хозяйства, производством и потреблением образовательных и других социальных услуг, работниками образовательного учреждения и государством, государственными и негосударственными образовательными учреждениями;
В) общественного воспроизводства;
Г) характерных только для социальной сферы хозяйства.
7. Предмет исследования экономики образования связан с предметом экономической теории на основании общности проблем:
А) формирование человеческого капитала, товарное производство, налогообложение образовательных организаций; государственное финансирование образования;
Б) формирование человеческого капитала, современное товарное производство, механизмы функционирования рынка, общественное воспроизводство; государственное регулирование сферы образования;
В) экономический рост и развитие страны, международные экономические отношения, внутренняя и внешняя политика государства;
Г) нормирование труда и заработной платы в сфере образования, организация производства и нормирование оплаты труда в образовательных учреждениях, нормативно-правовая база.
8. К методам экономики образования относятся:
А) метод научной абстракции, дедукции и индукции, движение от простого к сложному, метод единства исторического и логического анализов; математический метод; метод моделирования; метод статистического анализа;
Б) метод экономического анализа, диалектический метод, метод сопоставлений, метод анализа и синтеза, равновесный анализ;
В) воспроизводственный метод, диалектический метод, системный метод, метод обобщений, метод сравнительного анализа явлений, микро- и макроэкономический анализ, междисциплинарный подход;
Г) метод абсолютных величин; метод предельного анализа, метод числовых рядов, функциональный метод; системный метод.
9. В настоящее время наиболее важными задачами исследований в области экономики образования представляются:
А) определение допустимых границ действия рыночного механизма в образовании и обоснование роли государства и рынка в образовании по уровням системы;
Б) обоснование методологических подходов к разработке системы экономических отношений в образовании;
В) анализ эффективности условий функционирования экономики образования;
Г) все ответы верны.
10. К какой сфере общественного хозяйства относится образование:
А) производственной;
Б) социальной;
В) финансовой;
Г) рыночной.
11. Экономика образования характеризуется основополагающими признаками:
А) научным, фундаментальным, прикладным характером знания;
Б) открытостью и доступностью образования;
В) предоставлением образовательных услуг индивидам и производству, «внешними эффектами» от потребления образовательных услуг, систематическим ценностным и качественным оцениванием сферы образования;
Г) самостоятельностью, высокой эффективностью производства, редкостью и специфичностью вида создаваемой услуги.
12. Образовательная услуга обеспечивает удовлетворение следующих потребностей:
А) в обучении, повышении квалификации, самосовершенствовании;
Б) в познании мира, повышении интеллектуального и нравственного уровня;
В) в обучении работников образовании, в формировании, сохранении и развитии их способностей к труду, в росте профессионализма и квалификации;
Г) в получении повышенного дохода в будущем.
13. Из нижеперечисленного выберите образовательные уровни, законодательно установленные в Российской Федерации:
А) дошкольное образование;
Б) среднее профессиональное образование;
В) высшее профессиональное образование;
Г) послевузовское профессиональное образование;
Д) все ответы верны.
14. По форме образовательная услуга – это:
А) предоставленная на материальном и нематериальном носителе
теоретическая информация с целью индивидуального освоения и применения в практике;
Б) совокупность знаний, информации, умения и навыки, которые используются
в целях удовлетворения разнообразных потребностей личности и общества;
В) средство для формирования человеческого капитала;
Г) предмет интеллектуального труда педагогического работника.
15. По существу образовательная услуга представляет собой процесс:
А) производства человеческого капитала;
Б) потребления труда производителя (обучающего);
В) распространения знания между потребителями (обучаемыми);
Г) обмена знанием между обучающим и обучаемым.
16. Система образования РФ представляет собой:
А) совокупность федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, образовательных стандартов, образовательных программ различного вида, уровня и (или) направленности, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся, федеральных государственных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих государственное управление в сфере образования, созданных ими консультативные, совещательные и иные органы, организаций, осуществляющих обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования, объединений юридических лиц, работодателей и их объединений, общественных объединений, осуществляющие деятельность в сфере образования;
Б) совокупность общественных и государственных образований и организаций, осуществляющих законодательную и другую нормативную деятельность в сфере образования, а также физические и юридические лица, занятые в организации и обеспечении образовательного процесса, другие организации и образования – участники формирования человеческого потенциала экономики;
В) сеть образовательных учреждений различного уровня, функционирующих на основе образовательных стандартов и программ и других нормативных актов, регулирующих деятельность в сфере экономики образования;
Г) система экономических отношений образовательной сферы, регулируемая органами государственной и исполнительной власти.
17. Основным звеном в реализации образовательной деятельности является:
А) образовательная организация, в условиях которой создаются образовательные услуги;
Б) организации, осуществляющие обеспечение образовательного процесса, и являющиеся элементами образовательной инфраструктуры;
В) органы управления образованием, которые включают в себя государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления;
Г) объединения юридических лиц, работодателей, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
18. В РФ реализуются образовательные программы, которые делятся на уровни:
А) основные, дополнительные, специальные;
Б) основные, дополнительные, общеобразовательные, профессиональные;
В) общеобразовательные, профессиональные;
Г) общеобразовательные, профессиональные, специальные.
19. Образовательный стандарт представляет собой:
А) совокупность требований к основным образовательным программам
начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального
профессионального, среднего профессионального и высшего
профессионального образования, ограниченных функциональным набором
фундаментального и прикладного знания, применяемого в определенной сфере
деятельности личности;
Б) совокупность требований, предъявляемых к структуре основных
образовательных программ (соотношение обязательной части основной
образовательной программы и части, формируемой участниками
образовательных отношений), объему образовательной программы, условиям
ее реализации (кадровые, финансовые, материально-технические условия),
результатам освоения основных образовательных программ;
В) совокупность требований к основным образовательным программам
начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального
профессионального, среднего профессионального и высшего
профессионального образования, определяемых потребностями государства и
общества;
Г) совокупность требований к основным образовательным программам
начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального
профессионального, среднего профессионального и высшего
профессионального образования, установленных потребностями
трансформационного общества, формируемых в условиях рыночных законов и
механизмов.
20. К неценовыми факторам предложения образовательных услуг относятся
следующие процессы:
А) действие эффекта масштаба, возникающего при использовании сетевых и
дистанционных технологий в образовании;
Б) преобладание государственной формы собственности в сфере образования;
В) снижающиеся издержки производства образовательных услуг;
Г) государственная политика в области образования (финансирование,
разрешение внебюджетной деятельности для образовательных организаций,
льготное налогообложение, поддержка совместной деятельности образования и
науки).