Следует различать между тем местом, где знания распространены и местом, где их нет.
Ибн Теймия сказал: «Дело людей, живущих в месте, где ислам стал слабым и не понимающих религию Аллаха и то с чем был послан пророк (да благословит его Аллах и приветствует), а также в таком положении отказывающихся от некоторых аятов Корана и хадисов из-за их непонимания, можно считать как ошибку. Мы не можем относиться к ним как к тем людям, которые живут в месте, где есть больше знаний в Коране и сунне»(10) [10] . А также он сказал: «А большинство из людей живут в месте и в такое время, в котором исчезли знания, и нет никого, кто бы мог объяснить религию Аллаха. Если там и есть человек, знающий книгу Аллаха и сунну пророка (да благословит его Аллах и приветствует), то он не знает деталей религии. Таких людей нельзя назвать неверующими. Имамы нашей уммы согласны в том, что, если человек вырос в пустыне далеко от знаний и в религии он недавно, и ошибся в каком-либо из ее положений, то такого мы не можем назвать неверующим, пока не объясним ему правильное решение. Нашим доказательством является хадис от пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Придет время, когда люди не будут знать ни о молитве, ни о посте, ни о хадже, ни о малом паломничестве, кроме стариков и старух. Они скажут: «Мы застали своих отцов, а они говорили: «Нет божества, кроме Аллаха» и мы также говорим эти слова. Силату бну Зуфар спросил Хузейфу аль-Йамана: «Им ведь не принесут пользы слова «нет божества, кроме Аллаха»? И тогда Хузейфа отвернулся от него, а Силату бну Зуфар вновь спросил его и тот отвернулся еще раз, а после того как Силату бну Зуфар спросил в третий раз, он ответил ему: «Они спасут их от Огня! Они спасут их от Огня! Они спасут их от Огня!(11) [11] »(12) [12] .
|
Как следует назвать невежественного человека, совершившего дело неверия и каким должно быть наказание для него.
Человек, совершает многобожие и не знает, что это противоречит исламу по следующим причинам:
Он новый в исламе;
Живет в местности, где большинство людей являются невежественными;
Вырос в отдаленной пустыне;
Вопрос, в котором он ошибся, является тонким, и его доказательство непонятное.
Ученые ахлю сунна уаль джамаа сделали различие между грехом и человеком, совершающим его, так как неверующий не является мусульманином, если совершает дело ислама и также мусульманин не является неверующим, если совершает дело неверия и не имеет значения совершал он это дело до предоставления ему доказательства, о том, что это дело неверия или после. Мы не можем говорить, что человек получит наказание в этой жизни и в будущей, если он совершает многобожие и не знает, что это противоречит исламу по причинам, перечисленным нами ранее, так как Аллах Всевышний сказал в Коране:
«Мы никогда не наказывали людей, не отправив к ним посланника»(13) [13]
К примеру, человек, совершивший земной поклон кому-либо помимо Аллаха не является мусульманином именно в момент совершения этого поклона, так как это дело противоречит словам свидетельства веры «Нет Бога, кроме Аллаха и Мухаммад его раб и посланник». Такого человека мы называем многобожником в момент совершения им земного поклона, но у него есть оправдание по причине его невежества, а также в этом мире мы не можем наказать его, и не можем принять решение о его наказании в будущей жизни, даже после того, как ему будут предоставлены доказательства о том, что дело совершенное им противоречит вере.
|
Сказал ибну Теймия: «Термин «многобожник» существовал до пророка (да благословит его Аллах и приветствует), он имел значение – человек, поклоняющийся Аллаху и другим божествам, а также до пророка (да благословит его Аллах и приветствует) существовали такие термины как «невежда» и «невежество», но мы не можем вынести приговор о наказании таких людей»(14) [14].
Итак, подведем итог. В вопросе оправдания невежества необходимо обратить внимание на:
- качество дела, совершенное невежественным человеком, т.е. является оно делом многобожия или нет;
- на уровень человека к восприятию информации о религии;
- место его проживания, время и на каком уровне находятся знания в такой местности;
А также необходимо учитывать различия между положением в этой жизни и в будущей, так как решение, которое примет Аллах в судный день для своих рабов, известно только Ему. Мы не можем сказать, куда войдет человек, в рай или в ад, кроме как о тех которые были обрадованы раем при жизни – сподвижники пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Ученые дают пример: «Если мы видим мусульманина, совершающего земной поклон кому-либо помимо Аллаха, то на нужно знать: почему он совершает этот земной поклон? Если он совершает его считая, что такое дело приблизит его к Аллаху, то мы должны объяснить ему, что это запрещено шариатом, а если он делает это думая что этот человек достоин поклонения, то он является неверующим. Но в любом случае необходимо объяснить людям правильный путь».
|
[1] - «Маджалис тазкирия аля масаиль минхаджия», шейх аби Али Фаркус, С. 50.
[2] - «Ар-рисаля», имам аш-Шафии, С. 335.
[3] -«Ар-рисаля», имам аш-Шафии, С. 337.
[4] - «Маджму' Аль-Фатауа», ибну Теймия, том 28, С.501.
[5] - Сура «Месяц», аят 17.
Муджахид сказал: «Аллах облегчил его чтение». Ас-Судди сказал: «Мы облегчили его произношение для языка». Ибн Аббас же сказал: «Если бы Аллах не облегчил его произношение для человеческого языка, то никто из людей не смог бы произнести Слова Аллаха». Об этом сообщил Ибн Касир.
[6] - Сура «Пчелы», аят 43, сура «Пророки», аят 7.
[7] - Сунан Аби Дауд, том 1, С. 411, № 284, Муснад Ахмад, том 6, С. 431, № 2898, Сунан ибн Маджа, том 2, С. 207, № 565.
[8] - Исламские ученые установили правило: не принимать оправдание невежества от человека, живущего в месте, где большинство людей имеют знания в религии.
[9] - «Тарику аль-Хиджратайн», ибну аль-Кайим, С.412-413.
[10] - «Бугйату аль-Муртад», ибну Теймия, С. 311.
[11] - Сунан ибн Маджа, № 4047, Мустадраке Абу Абдулла Аль-Хаким, том 4, С. 468, № 8549, Шуабу Аль-Иман,Абу На'им Аль-асфахани, № 1874.
Бну Хаджар аль-Аскаляни сказал, что у этого хадиса сильная цепочка передатчиков. Книга «Фатху аль-Бари» том 13, С. 16.
Аль-Альбани сказал, что этот хадис достоверный. Книга «Ас-силсиля ас-сахиха», том 1, С. 171.
[12] - «Маджму' Аль-Фатауа», ибну Теймия, том 11, С.407.
[13] - Сура «Ночной перенос», аят 15.
[14] - «Маджму' Аль-Фатауа», ибну Теймия, том 20, С. 38.