Князь Андрей — один из главных героев романа «Война и мир», на примере которого автор показывает нам жизнь и искания передовой части дворянства первой половины XIX века. Отношение Толстого к своему герою очень сложное: наряду со многими положительными качествами в князе Андрее есть нечто такое, что заставляет читателя задуматься о его дальнейшей судьбе. Сцена отъезда князя на войну 1805 года подтверждает это.
Во-первых, князь Андрей идет воевать не потому, что считает Наполеона «антихристом», как отзываются о нем в салоне Анны Павловны Шерер, а из-за того, что ему надоело светское общество, надоела жена, он ищет новых ощущений, он мечтает о славе, то есть он идет воевать не по своим убеждениям. Во-вторых, все его поведение в Лысых Горах, имении его отца, куда он привез жену, ожидающую появления на свет ребенка, свидетельствует о его сложном и во многом противоречивом характере. Несмотря на то, что ему тоже нелегко проститься с близкими, он тщательно скрывает свои чувства: «Лицо князя Андрея было задумчиво и нежно…Страшно ли ему было идти на войну, грустно ли бросить жену, — может быть, и то и другое, только, видимо, не желая, чтоб его видели в таком положении, услыхав шаги в сенях, он торопливо высвободил руки, остановился у стола, как будто увязывал чехол шкатулки, и принял свое всегдашнее спокойное и непроницаемое выражение». Быть может, если бы князь Андрей смог быть более открытым человеком, не таким сдержанным, если бы он проявил немного нежности к жене, он бы не мучился бы впоследствии угрызениями совести. Но даже с сестрой, княжной Марьей, он не делится своими сокровенными переживаниями. Княжна Марья при прощании просит брата обратиться к христианским заветам: призывает быть более снисходительным к жене: «Ты подумай, каково ей, бедняжке, после жизни, к которой она привыкла, расстаться с мужем и остаться одной в деревне и в ее положении? Это очень тяжело». Но князь Андрей не хочет даже представить себе положение своей жены, при том, что очень хорошо знает тяжелый характер отца, у которого в имении оставляет жену: «Знай одно, Маша, я ни в чем не могу упрекнуть, не упрекал и никогда не упрекну мою жену, и сам ни в чем себя не могу упрекнуть в отношении к ней; и это всегда так будет, в каких бы я ни был обстоятельствах». Но он ошибается, очень скоро он упрекнет себя, что был недостаточно внимателен к маленькой княгине, что он смеялся над ее страхом умереть родами, что, в конце концов, он практически бросил ее, потому что ему надоела семейная жизнь.
|
Глубоко уважая свою сестру, князь Андрей тем не менее слегка подтрунивает над ней, особенно когда речь заходит об отце: «…Тебе, я думаю, тяжело иногда бывает от характера отца? … Он и всегда был крут, а теперь тяжел становится, я думаю». И, отвечая на его вопрос, княжна Марья, замечательно умная и добрая девушка, дает ключ к пониманию образа князя Андрея: «Ты всем хорош, Andre, но у тебя есть какая-то гордость мысли, и это большой грех». Княжна Марья понимает брата, может быть, лучше, чем он сам, и видит в нем гордыню, неумение прощать ни себе, ни другим, высокомерие и прямолинейность. Сама же княжна Марья живет по христианским заповедям и пытается приобщить к этому и своих близких. Ей действительно бывает тяжело от самодурства отца, но она не может позволить себе обсуждать и осуждать его, ее тяготит присутствие компаньонки, но она находит в себе силы жалеть ее. В отличие от брата, она умеет прощать. Она просит князя Андрея надеть на шею образок, который надевали на себя все предки Болконских, несмотря на то, что князь Андрей не верит в Бога. В этот момент «из больших глаз ее светились лучи доброго и робкого света. Глаза эти освещали все болезненное, худое лицо и делали его прекрасным». Внутренняя красота души княжны Марьи выражается в ее глазах. Сам князь Андрей одновременно и тронут ее просьбой, и насмешлив, но подчиняется ей. Разговор с сестрой благотворно воздействует на князя: «Прекрасные глаза его светились умным и добрым, непривычным блеском».
|
Как подтверждение слов и мыслей князя Андрея, идет описание маленькой княгини: она так вжилась в светское общество, что и в Лысых Горах, перед отъездом мужа на войну, она ведет те же беседы, что и в Петербурге: «Она говорила, как будто после долгого воздержания ей хотелось вознаградить потерянное время… Точно ту же фразу о графине Зубовой и тот же смех уже раз пять слышал при посторонних князь Андрей от своей жены». Княжна Марья все прощает маленькой княгине, а старый князь Болконский прекрасно понимает все мысли и чувства сына по поводу жены, понимает без слов.
В сцене прощания князя Андрея с отцом поражает их взаимопонимание, единство мнений, их глубокая интеллектуальная жизнь. Даже ничего не спрашивая о семейной жизни князя Андрея, старый князь все понимает: «Он схватил его за руку своею костлявою маленькою кистью; потряс ее, взглянул прямо в лицо сына своими быстрыми глазами, которые, как казалось, насквозь видели человека, и опять засмеялся своим холодным смехом. Сын вздохнул, признаваясь этим вздохом в том, что отец понял его». Андрей просит отца, чтобы, если он погибнет на войне, а у него родится сын, не отдавать его на воспитание жене, а оставить жить у Болконских. Старый князь понимает, что его сын не хочет, чтобы ребенок воспитывался в лицемерной, лживой и пустой атмосфере светского общества. Он обещает все выполнить. В свою очередь, он считает долгом дать свои наставления сыну, как вести себя на войне, хотя прекрасно знает, что князь Андрей всегда будет достойным фамильной чести: «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно!» Старик переживает отъезд сына очень тяжело, но в силу своего характера не показывает этого и сердится: «Быстрые глаза старика прямо были устремлены в глаза сына. Что-то дрогнуло в нижней части лица старого князя.
|
— Простились…ступай! — вдруг сказал он. — Ступай! — закричал он сердитым и громким голосом».
Прощание с женой прошло быстрее: «Ну, — сказал он, обратившись к жене, и это «ну» звучало холодною насмешкой, как будто он говорил: «Теперь проделывайте вы ваши штуки». Маленькая княгиня падает в обморок, Андрей, поцеловав сестру и оставив на ее попечение жену, уезжает, а из кабинета старого князя «слышны были… часто повторяемые сердитые звуки стариковского сморкания».
Эпизод отъезда князя Андрея на войну очень многое раскрывает нам в его характере, дает пищу для размышлений над его дальнейшей судьбой, вызывает у читателя восхищение его силой воли, умом, благородством, достоинством, и в то же время показывает причины дальнейших страданий и неудач Андрея, которые кроются в его непомерной гордыне.