Составьте и запишите сложноподчинённые предложения, используя данные указательные слова, а также союзы и союзные слова.




Моргунова Светлана Викторовна

morgunova-lana@list.ru

Конспект урока Русское правописание

Дата 23.11.20

Группа 88 Тракторист –машинист сельскохозяйственного производства Курс 2

Урок 35-36

Тема урока: Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Форма работы: индивидуальная, электронное обучение.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Продолжительность 2 часа

Цель урока: 1) Систематизировать знания о случаях постановки знаков препинания в СПП 2)Совершенствовать пунктуационные навыки;

Основные понятия: СПП

Используемая литература: https://hum.uch-lit.ru/yazyiki-i-yazyikoznanie/grekov-russkij-yazyk-uchebnik-dlya-10-11 Учебник. Греков В. Ф, Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык. 10-11 класс.

Презентация к уроку:

Интернет – ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=ui7lZRSnUZw Сложноподчиненные предложения

Организационный этап.

Мотивационный модуль. Формулируется тема урока.

 

Сегодня вы вспомните случаи постановки знаков препинания в СПП

1. Основная часть. Объясняющий модуль.

 

План изучения

 

Внимательно ознакомьтесь с теоретическим материалом, представленном в таблицах. Вспомните постановку знаков препинания в СПП

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Тренировочный модуль

Упражнение 1.

Найдите для каждого предложения свою схему, запишите подходящее число.

1. Тропинка, по которой Савушкин повёл Анну Васильевну, начиналась сразу на задах школы.   2. Едва они ступили в лес, тяжко гружёные снегом еловые лапы сомкнулись за их спиной.   3. Несмотря на то, что сороки и вороны, перелетая с дерева на дерево, колыхали ветви, сшибали шишки, обламывали хрупкие, сухие прутики, ничто не рождало здесь ни звука.   4.Казалось, что вся природа была полна испуга и торжественного ожидания.   5. Сильное, переполненное жизнью дерево скопило вокруг себя столько живого тепла, что бедное зверьё не могло бы сыскать себе лучшей квартиры. 1. [ = ],().     2.[ ---, (),=]. 3. [--- =], ().     4. (), [ --- = ].     5. [ …, (), --- = ].  

 

Упражнение 2.

Перепишите предложения, вставляя пр о пущенные знаки и буквы. Выделите грамматические основы.

1. Лучшая доля достаёт..ся тому кто стр..мит..ся к успеху.

2. Она следила за нами точно хотела узнать что мы намере..ы делать.

3. Чего я жду (не)знаю сам.

4. Он спросил не будет(ли) приказаний и исчез.

5. Я (не)могу определё..о сказать что нам нравилось больше ходить босиком или ощущать свободу.

6. Я лежал на кровати слушая как барабанит дождь.

7. Утром ещё солнце не успело поднят..ся мы покинули поселок.

8. Науче..ый горьким опытом я понял что тропа эта зверовая и свернул с неё.

9. Тропинка подн..мается в скалы где смотрят..ся в небо красные сосны и падает в моховые болота.

10. Я взбежал по лес..нице которая вела в св..тлицу и вош..л в комнату.

11. Она подала мне знак что(бы) я подождал и вышла.

12. Я смотрю (в)даль где видны с..луэты судов и вижу ми..ионы огней.

13. Он смотрел в окошко и когда коляска уехала обратился к жене с восклицанием.

14. Я не знал куда ступить и в незнакомой толпе остался совершенно один.

15. Я пол..гаю что все короли хотят что(бы) мы приняли турецкую веру.

16. (Не)хорошо что у вас все больные такой крепкий табак курят что всегда ра..чихаеш..ся когда войдёшь.

17. Вы думали что я буду слушать смире..о дерзости потому(что) у меня нет денег которые бы я мог бросить на стол.

18. Я забыл сказать что губернатор ужасно обрадовался когда об..явили ему что мы уходим.

 

Упражнение 3.

Составьте и запишите сложноподчинённые предложения, используя данные указательные слова, а также союзы и союзные слова.

1) Тот, кто...,....
2)... к тому, кто....
3)... такой..., который....
4)... там, где....

 

Домашнее задание. Решить контрольный тест

А.1 Найдите CПП, в котором придаточная часть стоит перед главной.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Хотя все стороны старались избежать конфликта, конфликт все-таки произошёл.

2) Мы, ничего не видя и не слыша, крутили головами.

3) Старушка участливо осведомилась у девочки, не голодна ли она.

4) Над счастливой землей, где никогда не знали горя, стояла медовая луна.

 

А 2. Выберите сложноподчиненные предложения, в которых придаточная часть стоит после главной.

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) Мы, когда было принято решение не отступать, ни на минуту в нем не усомнились.

2) Красавица, очаровавшая всех, спросила, когда же начнется бал.

3) Дворник сметал поздние листья, которые, рассыпавшись по асфальту, напоминали кем-то потерянный клад.

4) Есть ли смысл во всех наших начинаниях – вот философский вопрос.

 

А3. Найдите сложноподчиненное предложение, в котором придаточная часть стоит в середине главной.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Сон, в котором они были вместе, казался далеким и безрадостным.

2) Кот лениво потянулся и подобрался, потому что увидел мелькнувшую под печкой мышь.

3) Автомобиль ехал непонятно куда, что ясно показывало настроение его водителя.

4) Где, я спрашиваю, ты дел домашнее задание?

 

А4. Подберите предложение, которое подходит под следующую схему.

[гл., (что),...].

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Я никогда не спрашивал, что же пережил мой прадед на войне.

2) Что пережил мой прадед на войне, мне не довелось узнать.

3) Мне узнать, что пережил мой прадед на войне, не довелось.

4) Мне не довелось узнать, что пережил мой прадед на войне, и очень жаль.

 

А5. Найдите предложение, части в котором мы не можем переставить (с несвободным порядком частей).

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Вскоре приехала мама, так что все закончилось благополучно.

2) Если ты никого не уважаешь, тебя тоже уважать не будут.

3) Возле тележки с мороженым нудно хныкала девочка, которая привыкла получать от своих родителей все.

4) Этот анекдот я слышал везде, куда бы ни приезжал.

 

А6. Выберите CПП со свободным порядком частей (части в этих CПП можно переставить).

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) Хотя они только что встретились, оба человека прониклись взаимной симпатией.

2) Он ушел с опущенными плечами, ведь никогда и никто ему еще не говорил таких жестоких слов.

3) Если мы встретимся на дуэли, милостивый государь, то я вас непременно убью.

4) Хотелось бы знать, почему многие авторы предпочитают не показывать неприглядную сторону жизни

 

А7. Отметьте сложноподчиненные предложения, в которых необходимо вставить запятую.

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) Олег, никогда не думавший что так случится, удивленно раскрыл глаза.

2) Выстрел эхом отдался в горах, которые откликнулись ему удивленным гулом.

3) Узнав, что мы натворили в гостиной отец был очень сердит.

4) Самолет, что величественно поднялся над аэропортом покружившись, махнул нам крылом.

 

А8. Выберите сложноподчиненные предложения, в которых допущена ошибка.

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) Недоумевала только одна ученица, которая, не разобравшись, пришла не на тот урок.

2) Мы решили заняться альпинизмом, не смотря на то, что все наши знакомые занимаются плаванием.

3) Майор въедливо осведомился, не заметил ли, я какого-нибудь нарушения.

4) Капитану доложили, что в виду корабля показался, мрачно чернея береговой линией, неизвестный остров.

 

Бланк ответов

 

               
               

 

!!! Ребята, выполненные задания отправляете мне на электронную почту morgunova-lana@list.ru или в ВК



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: