Вопросы для самостоятельной проработки студентами




3). Задания для самостоятельной работы

Вопросы к case - study № 1 (см. приложение 1)

1. Как Вы объясните, что управление проектами - это новая управ­ленческая культура и развитие новых социальных технологий?

2. На основании знакомства с фрагментом статьи Воропаева, какие приоритетные направления в проектной деятельности Вы можете выделить?

3. Почему развитие российской экономики в настоящее время осо­бенно связано с проектной деятельностью?

4. Какова роль кадров в развитии проектной деятельности, приведи-

5. те пример.

6. Почему развитие проектно ориентированной деятельности требует поддержки государства?

7. Почему посредством использования проектов можно решать при­оритетные проблемы современного общества?

8. Какие задачи необходимо решать для динамичного развития проектного управления?

1). Задания для самостоятельной работы

Вопросы к case-study № 2 (см. приложении 2)

1. В представленном фрагменте статьи, автор использует словосочетание «мир управления проектами», как Вы объясните что он имеет ввиду?

2. Как соотносятся традиционные и нетрадиционные проекты?

Каковы функциональные возможности программных комплек­сов по управлению проектами?

Прокомментируйте, представленную на стр.14. таблицу о функциональных возможностях проектных комплексов.

5.Почему осуществляется непрерывное расширение областей и сфер, в которых применяются и используются проекты, в том числе социально-экономические и социально-гуманитарные?

6. Можно ли сказать, что проект это «механизм рыночной экономики», если «да», то почему?

Вопросы для самостоятельной проработки студентами

Просмотреть и оценить содержание глав, касающихся организационного проектирования в наиболее доступных учебниках и монографиях по теории организаций, исследованию систем управления и управленческому консультированию. Привести конкретные примеры.

Провести поиск в Интернет и оценить содержание сайтов и материалов по организационному проектированию. Привести конкретные примеры.

В учебниках по управлению качеством выделить материалы, относящиеся к организационному проектированию.

Привести примеры сочетания ситуационного подхода с прогнозированием и проектированием (программированием).


 

Приложение КЕЙС №1

CASE-STADY №1

О РАЗВИТИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ В РОССИИ3(Воропаев В.И. Управление проектами в современном обществе/ Управление проектами №1(1).-2005. C.-15 -17.)

Сегодня управление проектами развивается от отдельных про­грамм к управлению портфелем проектов, корпоративной системе, управлению бизнесом. Когда на Западе еще только задумались о том, что такое управление портфелем проектов или программой, в нашей стране все это, фактически, уже было реализовано в программном обес­печении, поскольку мы начинали с управления предприятием, а это и есть управление программой и портфелем проектов. Наши разработки, алгоритмы, математические методы по своему потенциалу не только не уступают, но и превосходят современные западные образцы, хотя они не превратились в коммерческие программные продукты. Представлен­ные на рынке западные программы построены на старых, часто прими­тивных алгоритмах сетевого планирования, в то время как наука сего­дня ушла далеко вперед.

За последние 15 лет УП в России прошло путь от применения эле­ментов проектного управления для отдельных проектов до создания ин­тегрированных систем управления проектно-ориентированными компа­ниями и программами.

Применение новейших управленческих технологий должно стать следующим важным шагом в дальнейшем развитии российского бизне­са и общества, в повышении эффективности управления государством и государственной собственностью. По оценкам ведущих международных и российских экспертов, широкое применение современных технологий управления проектами и программами позволит повысить эффектив­ность экономики страны как минимум на 15-20%.

Управление проектами, как новая управленческая культура и тех­нология, позволяет форсированно перейти от спонтанного развития в «точках роста» к целенаправленному планомерному развитию от отдельных проектов и программ, через проектно-ориентированные ор­ганизации и компании, к проектно-ориентированному бизнесу и обще­ству в целом.

Многие виды деятельности являются проектно-ориентированны-ми по своей сути. Работа проектно-ориентированного предприятия за­ключается в выполнении проектов в интересах заказчиков. Типичными примерами проектно-ориентированных предприятий являются инвести­ционные, инновационные, строительные, инжиниринговые, консалтин­говые, IT-компании и др.

Существует и много других видов деятельности, которыми можно управлять как проектами. Вся деятельность по развитию организаций и предприятий, инновационная и инвестиционная, может быть представ­лена как портфель проектов. Так, продвижение нового бренда, открытие нового производства, обновление основных средств — все это примеры проектов. Проектное управление деятельностью компании позволяет акцентировать внимание на результате и управлять именно его достиже­нием, не позволяя превратить развитие в «процесс ради процесса».

Широкомасштабное применение проектного управления позволит в относительно короткое время (за два-три года) значительно ускорить решение ряда задач, определенных правительством Российской Федера­ции в качестве приоритетных, таких как:

административная реформа;

реформирование социальной сферы;

повышение эффективности управления государственным имуществом и бюджетной эффективностью;

улучшение инвестиционного климата;

обеспечение инновационной направленности российской экономики и др.

Руководители ряда компаний-лидеров отраслей, а также некото­рых государственных компаний осознали перспективность интенсивно­го применения методов и инструментария проектного управления, как для реализации конкретных проектов, так и для стратегического выстра­ивания деятельности бизнесов.

Пионерами в области применения УП в России стали предприятия таких отраслей, как телекоммуникации, IT, нефтегазовая промышленность, строительство, энергетика, аэрокосми­ческая и военная промышленность, торговля.

Тем не менее, к настоящему моменту сделаны лишь первые шаги в применении УП в России. Широкое использование методов проектно­го управления позволит значительно повысить эффективность экономи­ки при условии использования уже имеющихся ресурсов. Особенно эф­фективно применение УП в высокотехнологичных производствах, неф­тегазовой промышленности, связи, строительстве, проектах, связанных с применением информационных технологий, а также социально-эконо­мических. При этом экономия затрат на осуществление проектов со­ставляет от 22 до 40%, а сокращение времени — от 17 до 30%, в зависи­мости от типа проекта. Стоит заметить, что в России УП приносит большую эффективность с точки зрения затрат, нежели по срокам осу­ществления проектов, по сравнению с аналогичными мировыми показа­телями, что связано, в первую очередь, с различиями в мировом и рос­сийском уровнях управленческих технологий.

Развитие профессионального управления проектами превратило его в мощный инструмент как управления созданием новых продуктов и услуг, так и осуществления целенаправленных изменений в рамках отдельных организаций, компаний, а также целых социально-экономи­ческих систем. По нашим оценкам, около 40% общественно полезной деятельности реализуется через различные проекты и программы. Одна­ко все специалисты сферы управления сталкиваются в своей практиче­ской работе с необходимостью осуществления различных изменений и развития организаций и систем в виде проектов или программ. Отсюда следует вывод, что для нормального развития и эффективного функцио­нирования сегодняшнего общества, ставшего проектно-ориентирован-ным, весь корпус инженерно-экономических и управленческих специа­листов должен быть знаком с основами и возможностями управления проектами как новой управленческой культурой и незаменимым инструментарием. В то же время 40% специалистов управленческого корпуса должны быть профессионалами в области управления проекта­ми для того, чтобы обеспечить высокие результаты проектно-ориенти-рованной деятельности и эффективного развития преобразования обще­ства и его экономики. Таким образом, для эффективного функциониро­вания экономики России необходимы сотни тысяч специалистов, владе­ющих технологиями управления проектами.

Профессиональное управление проектами немыслимо без профес­сионально подготовленных специалистов. Важнейшую роль в развитии индустрии управления проектами играют кадры.

Дальнейшее социально-экономическое развитие России во многом будет зависеть от уровня развития и применения профессио­нального управления проектами и программами на всей вертикали вла­сти, а значит, и от количества подготовленных руководителей и специа­листов, владеющих методологией и средствами управления проектами. Поэтому необходимо введение специальности «управление проектами».

Для развития этого направления, для того, чтобы оно стало досто­янием страны и приносило плоды, необходима заинтересованность и поддержка государства и общества, нужна государственная и профес­сиональная инфраструктура проектного управления, начиная от образо­вания и заканчивая применением методов на практике.

Для динамичного развития проектного управления в России, ис­ходя из мирового и отечественного опыта, можно выделить следующие приоритетные направления:

создание системы мотивации и обеспечение поддержки УП как одного из важнейших направлений социально-экономического развития России в третьем тысячелетии со стороны законодательной и исполнительной власти, деловых кругов, общественности и средств массой ин­формации;

создание необходимой законодательной и нормативно-правовой базы для профессионального управления проектами и программами и механизмов взаимодействия профессиональных сообществ с государственными структурами и деловыми кругами;

организация массовой переподготовки и повышения ква­лификации руководителей всех уровней для освоения ме­тодологии и средств управления проектами;

разработка и ввод в действие комплекса национальных стандартов по управлению проектами и программами;

проведение массовой сертификации специалистов по управлению проектами;

содействие созданию, развитию и поддержка консалтин­говых, инжиниринговых фирм и профессиональных ор­ганизаций по управлению проектами;

содействие дальнейшему развитию цивилизованного рынка программных продуктов (в том числе российского производства) и услуг, используемых в управлении проектами и программами;

активное участие в международном сотрудничестве и кооперации по всем аспектам управления проектами;

развитие и широкое использование информационных возможностей и ресурсов Интернета для развития про­фессионального проектного управления.

 

 


 

CASE - STUDY№ 2

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И СОСТОЯНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ В МИРЕ4(Воропаев В.И. Управление проектами в современном обществе/ Управление проектами №1(1).-2005. C.-9 -14.)

Сегодня свыше 14 млн специалистов и практиков во всем мире вовлечено в проектную деятельность. На проекты, по оценкам PMI, ежегодно расходуется 25% мирового бюджета (около $40 трлн). Мир управления проектами (УП) можно также охарактеризовать следующим данными.

1. Набором специальных концепций, методов и технологий, ши­роко используемых в разных сферах. Среди них наиболее известны:

4 методы сетевого планирования и управления;

методы освоенных объемов;

методы управления программами и портфелями проектов;

методы управления всеобщим качеством (TQM);

методы управления ресурсами в проектах;

методы управления рисками в проектах;

методы формирования команд и управления персоналом в проек­те;

методы организационного проектирования и создания проектных офисов;

модели зрелости в области управления проектами;

проектно-ориентированное корпоративное управление и др.

В то же время многие области управления проектами нуждаются в разработке новых и развитии имеющихся методов и технологий. Это в первую очередь относится к следующим сферам:

управлению проектами на основе иерархических систем сетевых моделей;

управлению неопределенностями и рисками в проектах;

управлению качеством, изменениями, контрактами и поставками в проектах;

управлению проектами со стороны важнейших заинтересованных сторон (инвестор, заказчик, управляющая компания, органы вла­сти и др.);

интеграции управления проектами с инжинирингом, эксплуатаци­ей и информационными бизнес-технологиями на протяжении жиз­ненного цикла высокотехнологичных продуктов;

некоторым другим направлениям.

Обширными научно-практическими знаниями по управлению проектами, опубликованными более чем в 2 тыс. книг и периодических изданий и в Интернете на всех ведущих языках мира.

Разработкой и вводом в действие ряда международных и нацио­нальных стандартов и нормативных документов, относящихся к управ­лению проектами.

Созданием индустрии и развитого рынка программных продук­тов по управлению проектами. Сегодня на мировом рынке насчитывает­ся свыше 300 программных средств по управлению проектами, а объем их годовых продаж превышает $25 млрд. Новые программные продукты по управлению проектами, как правило, обеспечивают интеграцию с современными IT, включая Интернет-технологии, и ослабляют ограни­чения по объемам и скорости обработки информации. Сегодняшний ры­нок требует создания новых и совершенствования имеющихся про­граммных средств на основе современных научных результатов с целью расширения их функциональности и более широкой интеграции — как внутри дисциплины управления проектами, так и с внешним окружени­ем. Особенно это важно для масштабных проектов с многоуровневой системой управления и большой степенью неопределенности, каковы­ми, в первую очередь, являются государственные социально-экономиче­ские и организационные преобразования, исследовательские и иннова­ционные проекты и программы, а также коммуникационное обеспече­ние этих проектов и программ.

Коммуникационно-информационное обеспечение проектов и программ требует глубокого осмысления функциональных возмож­ностей всей структуры управления проектами. Представленная ниже схема позволяет понять как важно управление не только ком­муникациями при работе над проектом, но и управление процесса­ми деятельности, управление ресурсами, расписаниями, рисками и стоимостью.

Распределение функциональных возможностей программных комплексов по управлению проектами

Управление расписаниями 88%

Управление коммуникациями 52%

Важно также непрерывное расширение областей применения ме­тодов и технологий управления проектами: от отдельных проектов — до проектно-ориентированных организаций и образований, от традици­онных областей (строительство, технические системы) — до нетрадици­онных (экономика, управление, социум, культура, здравоохранение, спорт и др.), от частных компаний — до государственного и межгосу­дарственного управления, от развитых до развивающихся стран и стран третьего мира, от эксклюзивных проектов — до управления проектно-ориентированной деятельностью без границ.

Методология и средства УП широко используются во всех сферах проектно-ориентированной деятельности, в том числе и в государствен­ном управлении развитых стран. В последние годы правительства таких стран, как США, Великобритания, Германия, Австрия, Япония, Фран­ция, Австралия, Бразилия, Мексика и др., все чаще применяют в своей повседневной деятельности методы и средства УП. Так, например,

практически каждый чиновник правительства США использует на сво­ем персональном компьютере программные средства УП в составе на­бора стандартных пакетов программ. Средства УП активно применяют­ся не только для управления федеральными проектами и программами, но и для осуществления управленческих функций внутри правитель­ственного аппарата.

Управление проектами сегодня — один из важнейших механиз­мов рыночной экономики. В наиболее развитых странах он использует­ся практически на всех проектах. Так, в Японии методология управле­ния проектами и программами (P2M) положена в основу государствен­ной стратегии социально-экономического развития страны. По данным Японской ассоциации управления проектами (JPMF), все инвестицион­но-строительные проекты оцениваются и реализуются с помощью тех­нологий управления проектами. В России же — не больше 1,5-2% от их общего количества. По данным Международной ассоциации управления проектами (IPMA), использование современной методологии и инстру­ментария УП позволяет сэкономить порядка 20-30% времени и около 15-20% средств, затрачиваемых на осуществление проектов и про­грамм. В России же, где организационная система и методы управления гораздо слабее, чем на Западе, эффект от внедрения УП оказывается еще более значительным.

 


CASE - STUDY№ 3

ВВЕДЕНИЕ

РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Сегодня, в новую эпоху развития общества, задача созидания проектов в социальной сфере и управления ими, в известной мере, яв­ляется первоочередной. Ибо посредством реализации новых проек­тов, направленных на социальные и социально-гуманитарные трансформации возможно улучшение бытия нашего общества, раз­витие его сознания. Создание и реализация социально - гуманитарных проекты во многом будет способствовать повышению роли личности в транзитивном социуме, осознанию ее ценности и актуализации само­достаточности и т.д.

На состоявшейся в Москве пресс-конференции руководителей вновь созданного института общественного проектирования (Ин ОП) внимание было акцентировано на том, «что институт намерен стать са­мым крупным в России негосударственным грантодателем в области об­щественных наук».1

Именно Ин ОП разработал проект закона об общественной палате, который был принят парламентом. Директор института В.Фадеев посе­товал на кризис гуманитарного знания, который сказывается и на отсут­ствии проектов или появлении проектов низкого качества в области гу­манитарных наук: «Сегодняшняя российская социогуманитарная мысль за редкими исключениями не в состоянии отвечать на стоя­щие перед страной актуальные и долгосрочные вызовы, давать тео­ретические основания для принятия политических решений и способствовать формированию самосознания народа... Она предпо­читает сравнивать себя с западными образцами, в отрыве от ситуаций в России и в мире».2 Далее Фадеев подчеркнул, что мы плохо знаем стра­ну, в которой живем. Общество и СМИ привычно критикуют политиков за отсутствие ясной стратегической линии.

Несмотря на это, по словам Валерия Фадеева, у власти пока нет готовой концепции развития страны, поэтому исследователям, имею­щим вкус к проектным построениям, предлагается, в частности порассу­ждать, о том:

1 Визит к идеологу. Открыт конкурс на формулирование «девиза правления» нового президента. -«Новая газета». - № 42.- 2008.- С.9.

2 Там же.- С.9.

как модернизировать «страну с устойчивой традицией авторитар­ных модернизаций»;

как увеличить в обществе долю среднего класса;

возможна ли с «исторической точки зрения развитая, социально-комфортная, стабильно-демократическая Россия»;

как преодолеть извечное отчуждение ученых-гуманитариев от го­сударства;

как сформировать ответственную, компетентную, нравственно-здоро­вую и солидарную в главных вопросах политическую научную, медий­ную, религиозную и бизнес-элиту? Нельзя сказать, что такой элиты у нас сегодня нет, но ее ряды необходимо расширять для того, чтобы эф­фективно формировать «новое социально-активное пространство». Это гуманитарное пространство может быть сформировано посредством и при помощи социальных проектов.

Целью этих проектов должно стать формирование среднего класса и максимально благоприятной среды для всестороннего раз­вития человека. Недаром в послании Федеральному собранию прези­дент России подчеркнул, что приоритетным направлением для прави­тельства и государства должна быть забота о человеке, обеспечение его нужд и свобод. А для реализации этой идеи необходима разработка но­вых социально- гуманитарных и социально-экономических проектов, обеспечивающих механизмы расширения гражданских и политических свобод, защитой экономики, актуализация вопросов связанных с кадро­вым резервом и т.д.

Нужны так же проекты, реализуемые в сфере формирования имиджевой составляющей российского социума на международной арене, представляющие с достаточной точностью и достоверностью об­раз современной и будущей России.

Таким образом, становится очевидным, что коммуникативное пространство для создания и реализации социально-гуманитарных проектов существует и работа в этой сфере необходима и целесооб­разна.


Рекомендуемая литература

Основная

1. Хелдман, Ким Профессиональной управление проектом / Ким, Хельдман, пер.с англ. А.В. Шаврина. – Москва: БИНОМ Лаборатория знаний. 2013. – 728 с. (10 экз.)

2. Казакевич Т.А. Организация и планирование деятельности предприятия сервиса: учебное пособие / Т.А. Казакевич, - Санкт-Петербург: Интермедиа, 2014. – 186 с. Доступ из ЭБС «Университетская библиотека online.

3. Управление проектами: фундаментальный курс [учебник] / А.В. Алешин и др. – Москва: Высшая школа экономики, 2013. – 624 с. Доступ из ЭБС «Университетская библиотека online.

Дополнительная

1. Виханский О.С. Менеджмент. Учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Экономика, 2008. – 669 с. (10 экз.)

2. Попов Ю.И. Управление проектами: учебное пособие / Ю.И. Попов, О.В. Яковенко. М: ИНФРА-М, 2010. – 207 с. (16 экз.)

3. Мазур И.И., Управление проектами: Учеб. Пособие для вузов/ И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге – М.: ОМЕГА-Л, 2004. – 604 с. (3 экз.)

4. Мазур И.И., Управление проектами: Учеб. Пособие для вузов/ И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге – М.: ОМЕГА-Л, 2007. – 604 с. (1 экз.)

5. Веснин В.Р. Теория организации: Учебник-М.,2008

6. Дитхелм Г. Управление проектами. В 2 т. Т. I: Пер. с нем. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2004. – 288 с.

7. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. – СПб.: Питер, 2002.

8. Управление проектами. MS Project. Учебное пособие по специальности «Менеджмент организации»/ М.Ф. Меняев. – М.: Омега-Л, 2005. – 276 с.: ил.

9. Управление проектами/ Ханс-Д. Литке и Илонка Кунов; [пер. с нем. М.Э. Реш] – М.: Издательство Омега-Л, 2006. – 144 с.: ил. (TASCHEN GUIDE. Просто! Практично!). – Доп. тит. л. нем.

10. Управление современной компанией/ Под ред. Б. Мильнера и Ф. Лиса. – М: ИНФРА-М, 2001

11. Кален Р., Панова С.В. Комплексное управление проектным циклом// Менеджмент в России и за рубежом. – 2005. - № 3. – с. 18-28

12. Хохлова Т.П. Эволюция методологии организационного проектирования: динамическое горизонтальное структурирование// Менеджмент в России и за рубежом. – 2006. - № 4. – с. 12-25

13. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления-ООО НПЦ «Крылья», 2000

14. Макашева З.М. Исследование систем управления-М.,2008

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

15. https://elibrary.ru/ – крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 14 млн научных статей и публикаций.

16. https://www.edu.ru/ – федеральный образовательный портал

17. www.duma.gov.ru – официальный сайт Государственной статистики РФ;

Пособия для студентов, используемые при изучении дисциплины:

1. Донскова Л.И. Управление персоналом в туризме «Менеджмент в СКСиТ»: Учебное пособие / Алт. гос. тех. университет им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2004. (УМО)

2. Донскова Л.И. Рекреационный комплекс в условиях рынка: Учебное пособие / Алт. гос. тех. университет им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2004.- 176 с. (УМО)

3. Донскова, Л.И. Сервис как социальный феномен: концепция и технологии управления: монография / Л.И. Донскова. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2007. – 250 с. (авт. 13 п.л.).

4. Донскова, Л.И. Управление сервисной деятельностью в современных условиях: теория и практика: монография / Л.И. Донскова. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008. – 184 с. (авт. 10,4 п.л.).

5. Донскова, Л. И. Финансовый менеджмент в туризме: теория и практика: учебное пособие / Л. И. Донскова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2011. – 171 с.

6. Л.И. Донскова Сборник оригинальных материалов зарубежных и российских источников на тему «Финансовый менеджмент в туризме» Компендиум, 2011.

7. Донскова Л.И. Актуальные вопросы экономики и предпринимательства в туризме: управление финансами, предпринимательские риски, проектная деятельность. Учебное пособие по гранту TEMPUS-1-2012-1-DK-TEMPUS-JPHES по курсу переподготовки (электронный ресурс) 2014, 256 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: