3). Задания для самостоятельной работы
Вопросы к case - study № 1 (см. приложение 1)
1. Как Вы объясните, что управление проектами - это новая управленческая культура и развитие новых социальных технологий?
2. На основании знакомства с фрагментом статьи Воропаева, какие приоритетные направления в проектной деятельности Вы можете выделить?
3. Почему развитие российской экономики в настоящее время особенно связано с проектной деятельностью?
4. Какова роль кадров в развитии проектной деятельности, приведи-
5. те пример.
6. Почему развитие проектно ориентированной деятельности требует поддержки государства?
7. Почему посредством использования проектов можно решать приоритетные проблемы современного общества?
8. Какие задачи необходимо решать для динамичного развития проектного управления?
1). Задания для самостоятельной работы
Вопросы к case-study № 2 (см. приложении 2)
1. В представленном фрагменте статьи, автор использует словосочетание «мир управления проектами», как Вы объясните что он имеет ввиду?
2. Как соотносятся традиционные и нетрадиционные проекты?
Каковы функциональные возможности программных комплексов по управлению проектами?
Прокомментируйте, представленную на стр.14. таблицу о функциональных возможностях проектных комплексов.
5.Почему осуществляется непрерывное расширение областей и сфер, в которых применяются и используются проекты, в том числе социально-экономические и социально-гуманитарные?
6. Можно ли сказать, что проект это «механизм рыночной экономики», если «да», то почему?
Вопросы для самостоятельной проработки студентами
Просмотреть и оценить содержание глав, касающихся организационного проектирования в наиболее доступных учебниках и монографиях по теории организаций, исследованию систем управления и управленческому консультированию. Привести конкретные примеры.
|
Провести поиск в Интернет и оценить содержание сайтов и материалов по организационному проектированию. Привести конкретные примеры.
В учебниках по управлению качеством выделить материалы, относящиеся к организационному проектированию.
Привести примеры сочетания ситуационного подхода с прогнозированием и проектированием (программированием).
Приложение КЕЙС №1
CASE-STADY №1
О РАЗВИТИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ В РОССИИ3(Воропаев В.И. Управление проектами в современном обществе/ Управление проектами №1(1).-2005. C.-15 -17.)
Сегодня управление проектами развивается от отдельных программ к управлению портфелем проектов, корпоративной системе, управлению бизнесом. Когда на Западе еще только задумались о том, что такое управление портфелем проектов или программой, в нашей стране все это, фактически, уже было реализовано в программном обеспечении, поскольку мы начинали с управления предприятием, а это и есть управление программой и портфелем проектов. Наши разработки, алгоритмы, математические методы по своему потенциалу не только не уступают, но и превосходят современные западные образцы, хотя они не превратились в коммерческие программные продукты. Представленные на рынке западные программы построены на старых, часто примитивных алгоритмах сетевого планирования, в то время как наука сегодня ушла далеко вперед.
За последние 15 лет УП в России прошло путь от применения элементов проектного управления для отдельных проектов до создания интегрированных систем управления проектно-ориентированными компаниями и программами.
|
Применение новейших управленческих технологий должно стать следующим важным шагом в дальнейшем развитии российского бизнеса и общества, в повышении эффективности управления государством и государственной собственностью. По оценкам ведущих международных и российских экспертов, широкое применение современных технологий управления проектами и программами позволит повысить эффективность экономики страны как минимум на 15-20%.
Управление проектами, как новая управленческая культура и технология, позволяет форсированно перейти от спонтанного развития в «точках роста» к целенаправленному планомерному развитию от отдельных проектов и программ, через проектно-ориентированные организации и компании, к проектно-ориентированному бизнесу и обществу в целом.
Многие виды деятельности являются проектно-ориентированны-ми по своей сути. Работа проектно-ориентированного предприятия заключается в выполнении проектов в интересах заказчиков. Типичными примерами проектно-ориентированных предприятий являются инвестиционные, инновационные, строительные, инжиниринговые, консалтинговые, IT-компании и др.
Существует и много других видов деятельности, которыми можно управлять как проектами. Вся деятельность по развитию организаций и предприятий, инновационная и инвестиционная, может быть представлена как портфель проектов. Так, продвижение нового бренда, открытие нового производства, обновление основных средств — все это примеры проектов. Проектное управление деятельностью компании позволяет акцентировать внимание на результате и управлять именно его достижением, не позволяя превратить развитие в «процесс ради процесса».
|
Широкомасштабное применение проектного управления позволит в относительно короткое время (за два-три года) значительно ускорить решение ряда задач, определенных правительством Российской Федерации в качестве приоритетных, таких как:
административная реформа;
реформирование социальной сферы;
повышение эффективности управления государственным имуществом и бюджетной эффективностью;
улучшение инвестиционного климата;
обеспечение инновационной направленности российской экономики и др.
Руководители ряда компаний-лидеров отраслей, а также некоторых государственных компаний осознали перспективность интенсивного применения методов и инструментария проектного управления, как для реализации конкретных проектов, так и для стратегического выстраивания деятельности бизнесов.
Пионерами в области применения УП в России стали предприятия таких отраслей, как телекоммуникации, IT, нефтегазовая промышленность, строительство, энергетика, аэрокосмическая и военная промышленность, торговля.
Тем не менее, к настоящему моменту сделаны лишь первые шаги в применении УП в России. Широкое использование методов проектного управления позволит значительно повысить эффективность экономики при условии использования уже имеющихся ресурсов. Особенно эффективно применение УП в высокотехнологичных производствах, нефтегазовой промышленности, связи, строительстве, проектах, связанных с применением информационных технологий, а также социально-экономических. При этом экономия затрат на осуществление проектов составляет от 22 до 40%, а сокращение времени — от 17 до 30%, в зависимости от типа проекта. Стоит заметить, что в России УП приносит большую эффективность с точки зрения затрат, нежели по срокам осуществления проектов, по сравнению с аналогичными мировыми показателями, что связано, в первую очередь, с различиями в мировом и российском уровнях управленческих технологий.
Развитие профессионального управления проектами превратило его в мощный инструмент как управления созданием новых продуктов и услуг, так и осуществления целенаправленных изменений в рамках отдельных организаций, компаний, а также целых социально-экономических систем. По нашим оценкам, около 40% общественно полезной деятельности реализуется через различные проекты и программы. Однако все специалисты сферы управления сталкиваются в своей практической работе с необходимостью осуществления различных изменений и развития организаций и систем в виде проектов или программ. Отсюда следует вывод, что для нормального развития и эффективного функционирования сегодняшнего общества, ставшего проектно-ориентирован-ным, весь корпус инженерно-экономических и управленческих специалистов должен быть знаком с основами и возможностями управления проектами как новой управленческой культурой и незаменимым инструментарием. В то же время 40% специалистов управленческого корпуса должны быть профессионалами в области управления проектами для того, чтобы обеспечить высокие результаты проектно-ориенти-рованной деятельности и эффективного развития преобразования общества и его экономики. Таким образом, для эффективного функционирования экономики России необходимы сотни тысяч специалистов, владеющих технологиями управления проектами.
Профессиональное управление проектами немыслимо без профессионально подготовленных специалистов. Важнейшую роль в развитии индустрии управления проектами играют кадры.
Дальнейшее социально-экономическое развитие России во многом будет зависеть от уровня развития и применения профессионального управления проектами и программами на всей вертикали власти, а значит, и от количества подготовленных руководителей и специалистов, владеющих методологией и средствами управления проектами. Поэтому необходимо введение специальности «управление проектами».
Для развития этого направления, для того, чтобы оно стало достоянием страны и приносило плоды, необходима заинтересованность и поддержка государства и общества, нужна государственная и профессиональная инфраструктура проектного управления, начиная от образования и заканчивая применением методов на практике.
Для динамичного развития проектного управления в России, исходя из мирового и отечественного опыта, можно выделить следующие приоритетные направления:
создание системы мотивации и обеспечение поддержки УП как одного из важнейших направлений социально-экономического развития России в третьем тысячелетии со стороны законодательной и исполнительной власти, деловых кругов, общественности и средств массой информации;
создание необходимой законодательной и нормативно-правовой базы для профессионального управления проектами и программами и механизмов взаимодействия профессиональных сообществ с государственными структурами и деловыми кругами;
организация массовой переподготовки и повышения квалификации руководителей всех уровней для освоения методологии и средств управления проектами;
разработка и ввод в действие комплекса национальных стандартов по управлению проектами и программами;
проведение массовой сертификации специалистов по управлению проектами;
содействие созданию, развитию и поддержка консалтинговых, инжиниринговых фирм и профессиональных организаций по управлению проектами;
содействие дальнейшему развитию цивилизованного рынка программных продуктов (в том числе российского производства) и услуг, используемых в управлении проектами и программами;
активное участие в международном сотрудничестве и кооперации по всем аспектам управления проектами;
развитие и широкое использование информационных возможностей и ресурсов Интернета для развития профессионального проектного управления.
CASE - STUDY№ 2
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И СОСТОЯНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ В МИРЕ4(Воропаев В.И. Управление проектами в современном обществе/ Управление проектами №1(1).-2005. C.-9 -14.)
Сегодня свыше 14 млн специалистов и практиков во всем мире вовлечено в проектную деятельность. На проекты, по оценкам PMI, ежегодно расходуется 25% мирового бюджета (около $40 трлн). Мир управления проектами (УП) можно также охарактеризовать следующим данными.
1. Набором специальных концепций, методов и технологий, широко используемых в разных сферах. Среди них наиболее известны:
4 методы сетевого планирования и управления;
методы освоенных объемов;
методы управления программами и портфелями проектов;
методы управления всеобщим качеством (TQM);
методы управления ресурсами в проектах;
методы управления рисками в проектах;
методы формирования команд и управления персоналом в проекте;
методы организационного проектирования и создания проектных офисов;
модели зрелости в области управления проектами;
проектно-ориентированное корпоративное управление и др.
В то же время многие области управления проектами нуждаются в разработке новых и развитии имеющихся методов и технологий. Это в первую очередь относится к следующим сферам:
управлению проектами на основе иерархических систем сетевых моделей;
управлению неопределенностями и рисками в проектах;
управлению качеством, изменениями, контрактами и поставками в проектах;
управлению проектами со стороны важнейших заинтересованных сторон (инвестор, заказчик, управляющая компания, органы власти и др.);
интеграции управления проектами с инжинирингом, эксплуатацией и информационными бизнес-технологиями на протяжении жизненного цикла высокотехнологичных продуктов;
некоторым другим направлениям.
Обширными научно-практическими знаниями по управлению проектами, опубликованными более чем в 2 тыс. книг и периодических изданий и в Интернете на всех ведущих языках мира.
Разработкой и вводом в действие ряда международных и национальных стандартов и нормативных документов, относящихся к управлению проектами.
Созданием индустрии и развитого рынка программных продуктов по управлению проектами. Сегодня на мировом рынке насчитывается свыше 300 программных средств по управлению проектами, а объем их годовых продаж превышает $25 млрд. Новые программные продукты по управлению проектами, как правило, обеспечивают интеграцию с современными IT, включая Интернет-технологии, и ослабляют ограничения по объемам и скорости обработки информации. Сегодняшний рынок требует создания новых и совершенствования имеющихся программных средств на основе современных научных результатов с целью расширения их функциональности и более широкой интеграции — как внутри дисциплины управления проектами, так и с внешним окружением. Особенно это важно для масштабных проектов с многоуровневой системой управления и большой степенью неопределенности, каковыми, в первую очередь, являются государственные социально-экономические и организационные преобразования, исследовательские и инновационные проекты и программы, а также коммуникационное обеспечение этих проектов и программ.
Коммуникационно-информационное обеспечение проектов и программ требует глубокого осмысления функциональных возможностей всей структуры управления проектами. Представленная ниже схема позволяет понять как важно управление не только коммуникациями при работе над проектом, но и управление процессами деятельности, управление ресурсами, расписаниями, рисками и стоимостью.
Распределение функциональных возможностей программных комплексов по управлению проектами
Управление расписаниями 88%
Управление коммуникациями 52%
Важно также непрерывное расширение областей применения методов и технологий управления проектами: от отдельных проектов — до проектно-ориентированных организаций и образований, от традиционных областей (строительство, технические системы) — до нетрадиционных (экономика, управление, социум, культура, здравоохранение, спорт и др.), от частных компаний — до государственного и межгосударственного управления, от развитых до развивающихся стран и стран третьего мира, от эксклюзивных проектов — до управления проектно-ориентированной деятельностью без границ.
Методология и средства УП широко используются во всех сферах проектно-ориентированной деятельности, в том числе и в государственном управлении развитых стран. В последние годы правительства таких стран, как США, Великобритания, Германия, Австрия, Япония, Франция, Австралия, Бразилия, Мексика и др., все чаще применяют в своей повседневной деятельности методы и средства УП. Так, например,
практически каждый чиновник правительства США использует на своем персональном компьютере программные средства УП в составе набора стандартных пакетов программ. Средства УП активно применяются не только для управления федеральными проектами и программами, но и для осуществления управленческих функций внутри правительственного аппарата.
Управление проектами сегодня — один из важнейших механизмов рыночной экономики. В наиболее развитых странах он используется практически на всех проектах. Так, в Японии методология управления проектами и программами (P2M) положена в основу государственной стратегии социально-экономического развития страны. По данным Японской ассоциации управления проектами (JPMF), все инвестиционно-строительные проекты оцениваются и реализуются с помощью технологий управления проектами. В России же — не больше 1,5-2% от их общего количества. По данным Международной ассоциации управления проектами (IPMA), использование современной методологии и инструментария УП позволяет сэкономить порядка 20-30% времени и около 15-20% средств, затрачиваемых на осуществление проектов и программ. В России же, где организационная система и методы управления гораздо слабее, чем на Западе, эффект от внедрения УП оказывается еще более значительным.
CASE - STUDY№ 3
ВВЕДЕНИЕ
РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
Сегодня, в новую эпоху развития общества, задача созидания проектов в социальной сфере и управления ими, в известной мере, является первоочередной. Ибо посредством реализации новых проектов, направленных на социальные и социально-гуманитарные трансформации возможно улучшение бытия нашего общества, развитие его сознания. Создание и реализация социально - гуманитарных проекты во многом будет способствовать повышению роли личности в транзитивном социуме, осознанию ее ценности и актуализации самодостаточности и т.д.
На состоявшейся в Москве пресс-конференции руководителей вновь созданного института общественного проектирования (Ин ОП) внимание было акцентировано на том, «что институт намерен стать самым крупным в России негосударственным грантодателем в области общественных наук».1
Именно Ин ОП разработал проект закона об общественной палате, который был принят парламентом. Директор института В.Фадеев посетовал на кризис гуманитарного знания, который сказывается и на отсутствии проектов или появлении проектов низкого качества в области гуманитарных наук: «Сегодняшняя российская социогуманитарная мысль за редкими исключениями не в состоянии отвечать на стоящие перед страной актуальные и долгосрочные вызовы, давать теоретические основания для принятия политических решений и способствовать формированию самосознания народа... Она предпочитает сравнивать себя с западными образцами, в отрыве от ситуаций в России и в мире».2 Далее Фадеев подчеркнул, что мы плохо знаем страну, в которой живем. Общество и СМИ привычно критикуют политиков за отсутствие ясной стратегической линии.
Несмотря на это, по словам Валерия Фадеева, у власти пока нет готовой концепции развития страны, поэтому исследователям, имеющим вкус к проектным построениям, предлагается, в частности порассуждать, о том:
1 Визит к идеологу. Открыт конкурс на формулирование «девиза правления» нового президента. -«Новая газета». - № 42.- 2008.- С.9.
2 Там же.- С.9.
как модернизировать «страну с устойчивой традицией авторитарных модернизаций»;
как увеличить в обществе долю среднего класса;
возможна ли с «исторической точки зрения развитая, социально-комфортная, стабильно-демократическая Россия»;
как преодолеть извечное отчуждение ученых-гуманитариев от государства;
как сформировать ответственную, компетентную, нравственно-здоровую и солидарную в главных вопросах политическую научную, медийную, религиозную и бизнес-элиту? Нельзя сказать, что такой элиты у нас сегодня нет, но ее ряды необходимо расширять для того, чтобы эффективно формировать «новое социально-активное пространство». Это гуманитарное пространство может быть сформировано посредством и при помощи социальных проектов.
Целью этих проектов должно стать формирование среднего класса и максимально благоприятной среды для всестороннего развития человека. Недаром в послании Федеральному собранию президент России подчеркнул, что приоритетным направлением для правительства и государства должна быть забота о человеке, обеспечение его нужд и свобод. А для реализации этой идеи необходима разработка новых социально- гуманитарных и социально-экономических проектов, обеспечивающих механизмы расширения гражданских и политических свобод, защитой экономики, актуализация вопросов связанных с кадровым резервом и т.д.
Нужны так же проекты, реализуемые в сфере формирования имиджевой составляющей российского социума на международной арене, представляющие с достаточной точностью и достоверностью образ современной и будущей России.
Таким образом, становится очевидным, что коммуникативное пространство для создания и реализации социально-гуманитарных проектов существует и работа в этой сфере необходима и целесообразна.
Рекомендуемая литература
Основная
1. Хелдман, Ким Профессиональной управление проектом / Ким, Хельдман, пер.с англ. А.В. Шаврина. – Москва: БИНОМ Лаборатория знаний. 2013. – 728 с. (10 экз.)
2. Казакевич Т.А. Организация и планирование деятельности предприятия сервиса: учебное пособие / Т.А. Казакевич, - Санкт-Петербург: Интермедиа, 2014. – 186 с. Доступ из ЭБС «Университетская библиотека online.
3. Управление проектами: фундаментальный курс [учебник] / А.В. Алешин и др. – Москва: Высшая школа экономики, 2013. – 624 с. Доступ из ЭБС «Университетская библиотека online.
Дополнительная
1. Виханский О.С. Менеджмент. Учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Экономика, 2008. – 669 с. (10 экз.)
2. Попов Ю.И. Управление проектами: учебное пособие / Ю.И. Попов, О.В. Яковенко. М: ИНФРА-М, 2010. – 207 с. (16 экз.)
3. Мазур И.И., Управление проектами: Учеб. Пособие для вузов/ И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге – М.: ОМЕГА-Л, 2004. – 604 с. (3 экз.)
4. Мазур И.И., Управление проектами: Учеб. Пособие для вузов/ И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге – М.: ОМЕГА-Л, 2007. – 604 с. (1 экз.)
5. Веснин В.Р. Теория организации: Учебник-М.,2008
6. Дитхелм Г. Управление проектами. В 2 т. Т. I: Пер. с нем. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2004. – 288 с.
7. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. – СПб.: Питер, 2002.
8. Управление проектами. MS Project. Учебное пособие по специальности «Менеджмент организации»/ М.Ф. Меняев. – М.: Омега-Л, 2005. – 276 с.: ил.
9. Управление проектами/ Ханс-Д. Литке и Илонка Кунов; [пер. с нем. М.Э. Реш] – М.: Издательство Омега-Л, 2006. – 144 с.: ил. (TASCHEN GUIDE. Просто! Практично!). – Доп. тит. л. нем.
10. Управление современной компанией/ Под ред. Б. Мильнера и Ф. Лиса. – М: ИНФРА-М, 2001
11. Кален Р., Панова С.В. Комплексное управление проектным циклом// Менеджмент в России и за рубежом. – 2005. - № 3. – с. 18-28
12. Хохлова Т.П. Эволюция методологии организационного проектирования: динамическое горизонтальное структурирование// Менеджмент в России и за рубежом. – 2006. - № 4. – с. 12-25
13. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления-ООО НПЦ «Крылья», 2000
14. Макашева З.М. Исследование систем управления-М.,2008
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
15. https://elibrary.ru/ – крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 14 млн научных статей и публикаций.
16. https://www.edu.ru/ – федеральный образовательный портал
17. www.duma.gov.ru – официальный сайт Государственной статистики РФ;
Пособия для студентов, используемые при изучении дисциплины:
1. Донскова Л.И. Управление персоналом в туризме «Менеджмент в СКСиТ»: Учебное пособие / Алт. гос. тех. университет им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2004. (УМО)
2. Донскова Л.И. Рекреационный комплекс в условиях рынка: Учебное пособие / Алт. гос. тех. университет им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2004.- 176 с. (УМО)
3. Донскова, Л.И. Сервис как социальный феномен: концепция и технологии управления: монография / Л.И. Донскова. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2007. – 250 с. (авт. 13 п.л.).
4. Донскова, Л.И. Управление сервисной деятельностью в современных условиях: теория и практика: монография / Л.И. Донскова. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008. – 184 с. (авт. 10,4 п.л.).
5. Донскова, Л. И. Финансовый менеджмент в туризме: теория и практика: учебное пособие / Л. И. Донскова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2011. – 171 с.
6. Л.И. Донскова Сборник оригинальных материалов зарубежных и российских источников на тему «Финансовый менеджмент в туризме» Компендиум, 2011.
7. Донскова Л.И. Актуальные вопросы экономики и предпринимательства в туризме: управление финансами, предпринимательские риски, проектная деятельность. Учебное пособие по гранту TEMPUS-1-2012-1-DK-TEMPUS-JPHES по курсу переподготовки (электронный ресурс) 2014, 256 с.