дЕНЬ ПАМЯТИ - 20 октября (по нов. ст.)




Святитель Иона Ханькоуский, Чудотворец, епископ Маньчжурский

Родился будущий епископ Иона в Калуге в 1888 году в крестьянской семье, и уже в восемь лет лишился родителей. Его усыновил сельский диакон по фамилии Покровский, который и позаботился об образовании мальчика. Живя в бедности, юноша проявил отличные способности и успешно окончил духовное училище, Калужскую семинарию и Казанскую духовную Академию. В годы обучения он окормлялся духовно у великого старца из Оптиной пустыни Гавриила. По окончании Академии отцу Ионе предлагали место преподавателя Нового Завета, но он отказался от этой должности, считая, что это для него непосильно. Об этом он поведал своему старцу, но последний, увидев в предложении преподавать в Академии волю Божию, приказал о. Ионе принять эту должность, а за поспешность с отказом положить 300 земных поклонов с Иисусовой молитвой. Однако, став учителем, молодой пастырь вскоре пожелал быть в одних рядах с российскими солдатами на полях сражений Первой мировой войны и стал военным священником. Это назначение было следствием личного желания о. Ионы, так как в приказе отмечалось, что он «не имеет права на получение пособий военного времени», то есть находится в армии вне штата, являясь своеобразным «добровольцем». Отец Иона принял участие в знаменитом Брусиловском прорыве. Уже тогда он производил неизгладимое впечатление своей скромностью и духовностью, красноречием и желанием служить Богу, Царю и Родине. Однако развал армии вскоре оставил его без места. В 2018 г. в Казани он был арестован большевиками как опасный контрреволюционер, но ему удалось бежать из заключения и прибыть в Пермь, где он был вновь пойман, избит, искалечен и в одной рубашке брошен в тюрьму. Вместе с другими тяжко обвиненными он был отправлен в вагоне для перевозки скота, а затем на пароходе по реке Тавде в Тюмень, на суд Верховного Трибунала. Но на шестой день езды пароход был обстрелян войсками сибирского правительства, только что взявшими Тобольск, и о. Иона с прочими был освобожден. Христовым именем пропитался он в течение месяца, работой в поле оделся и по Иртышу отправился в Омск - столицу свободной от большевиков Сибири, вскоре вновь вошёл в состав военного духовенства. Отступив вместе со своей частью через безводный Северный Туркестан и войдя в состав Оренбургской армии атамана Дутова, о. Иона принял должность главного священника Южной армии. После отстранения атамана от командования он остался вместе с отрядом и разделил с ним трагический исход из пределов родной земли. Под ударами большевиков «горсть удальцов Дутова» отошла из Семиречья и, без запасов провианта и фуража, преодолела

---------------------------------------------------- Святитель Иона Ханькоуский ------------------------------------------------------- 2

в начале 1920 г. перевал Кара Сарык высотой в 19 000 футов. Будущий святитель прошёл до конца крестный путь своей паствы, со всеми её лишениями и жертвами, иной раз руками с ободранной кожей хватаясь за выступы обледенелых скал и редкий кустарник чтобы не сорваться с головокружительных высот Памира. Но Бог сохранил его, как говорил он сам, для предстоящего ему епископского служения – остатки Дутовцев спустились в Синьцзян, Китайский Туркестан.

За рубежом отцу Ионе предстояло стать пастырем для множества беженцев, хлынувших из России. Прибыв в город Кульджа, где он способствовал сплочению разрозненных русских сил, игумен вновь вынужден отступать перед большевистской угрозой и, пройдя с конным отрядом казаков Западный Китай и северную окраину пустыни Гоби, он добирается до Шанхая. Здесь развернулась его пастырская деятельность среди русских беженцев и китайцев, из которых многие приходили к православию под воздействием о. Ионы. В Китае начинается новый этап его жизни - служение в Пекинской Духовной Миссии, а с 1922 г. епископское служение в Маньчжурии. В течение трехлетнего служения в Маньчжурии своим неутомимым трудом, бескопромиссной приверженностью ко Христовой заповеди о милосердии и благодатью Божией он достиг того, на что могли потребоваться десятилетия. Город Маньчжурия, в момент его прибытия переполненный тысячами русских беженцев без средств и ориентиров, с разобщенным и взбудораженным обществом, схлопывающейся экономикой и чахнущей духовно-нравственной жизнью, полностью преобразился под его влиянием. По воспоминаниям И. Крупенина: «Все ждали архиерея в том виде, в каком его обыкновенно представляет народ, т.е. в полном величии, важности и малодоступности. Но владыка Иона знал, куда и к кому он едет. Он знал, кто и что его ждет. Знал он, что сытым и довольным он не нужен. Его ждут обездоленные, и к ним он и пришел…». Церковная служба владыки Ионы отличалась особенной торжественностью и проникновенностью. Собор всегда был полон молящихся, не сразу расходившихся и после окончания богослужения. Владыка всегда обращался к молящимся с проповедями, часто обличительными и всегда производившими глубокое впечатление.

Немало трудов приложил он для духовного просвещения паствы - издавал духовно-нравственные листки, читал лекции в Харбине. В организованной по его инициативе местной семинарии, в которой училось много китайских юношей, преподавал Закон Божий. Последним же его начинанием была библиотека-читальня и организация продажи книг. Из средоточия церковной жизни забота святителя простиралась во всех направлениях. Быстро познакомившись с людьми прихода, владыка в малое время основал среднюю 10-классную школу с ремесленным уклоном. Здесь получили образование ко дню его смерти 497 детей обоего пола без различия национальности и вероисповедания, причем беднейшие учились бесплатно. В городе владыка при помощи меценатов основал небольшие предприятия, дающие доход и места для обездоленных беженцев. До приезда епископа Ионы в городе нельзя было достать нужного лекарства, но владыка собрал

---------------------------------------------------- Святитель Иона Ханькоуский ------------------------------------------------------- 3

совет предпринимателей и убедил их открыть аптеку с выдачей лекарств беднейшему населению бесплатно. Он также создает для бедных бесплатные амбулаторию и столовую на 200 человек. Во всех этих заведениях, как отмечалось, «при внешней бедности» веяло «богатством духа», царил порядок и молитвенное настроение. Главным предметом забот и величайшей отрадой святителя были дети. Владыка основал приют для малолетних сирот и каждого встреченного бесприютного ребенка принимал без различия, как любящий отец. Он никогда не ложился спать, пока не проверит в спальнях у детей, как они легли. Кто открыт - тихонько укроет, проверит - цела ли одежда и обувь, уходя - перекрестит спящих, возьмет с собой порванную детскую одежду - чинить. Он мечтал устраивать детские лагеря каждое лето, и, несмотря на множество препятствий, с приютскими и детьми его школы раза два сходил в степь, где принимал участие в детских играх и сборе цветов. Дети же платили ему такой горячей искренней любовью, какую не всегда встретишь в семьях.

Приют им.епископа Ионы
Владыка в беседах с близкими людьми часто говорил, что главная цель всех его трудов по устройству просветительных и благотворительных учреждений заключается в том, чтобы сохранить детские души от того организованного похода на них, который предпринят богоборцами и растлителями христианской нравственности, а также поддержать проявлением христианской помощи в разных болезнях и недугах колеблющийся дух людей, впавших в нищету и утративших нравственные устои под влиянием безбожной и безнравственной пропаганды.

Трудно перечислить все его начинания. Так, например, в школе был организован струнный оркестр под руководством художника-капельмейстера; организован школьный научный кинематограф, которым пользовались за весьма дешевую плату и бесплатно все учебные заведения города. Каждый год при школе открывались новые ремесленные отделения. Постановки детских вечеров, спектаклей, рождественских елок, школьных выставок делались событиями в городе. Одновременно развертывалась большая работа по церковному благоустройству. Знатоки церковного пения утверждали, что маньчжурский архиерейский хор по художественности исполнения выдерживает сравнение с любым из лучших хоров Харбина.

Широта интересов и образования, разносторонняя полезная деятельность и любовь ко всем сделали святителя необычайно популярным и глубоко почитаемым в среде как православного, так и инославного, иноверного населения, как пришлых, так и местных жителей Маньчжурии, Северо-Восточного Китая. Нередко он вступал в связь с людьми сомнительной надежности, но, будучи предупрежден об этом, неизменно отвечал – «мы примем его с любовью, ибо если отвергнем, то он пойдет к советскому консулу и наверняка сделается нашим врагом». Но и сам советский консул не мог противиться обращениям владыки и оказывал материальную помощь благотворительным заведениям. Народная любовь к нему росла и отцы города доверяли ему большие суммы денег, давали вагоны муки и угля, даже хотели избрать в городские головы Маньчжурии. Отличаясь веселым и простым

---------------------------------------------------- Святитель Иона Ханькоуский ------------------------------------------------------- 4

характером, владыка при этом обладал даром сразу проникать в суть непростых проблем. Чуждый какого-либо торгашества, святитель проявлял замечательную рассудительность в деловых вопросах, обращая убыточные предприятия в успешные и направляя прибыли на исполнение своих благотворительных замыслов.

Заботясь о других, владыка совершенно забывал о себе. В личной жизни был скромен до суровости, находился в постоянных заботах и трудах. Картошка, ржаной хлеб и рыба были его постоянной пищей. Одежда и обувь владыки были более чем скромны. Заплаты являлись обычным украшением того и другого. Зачастую портной и сапожник отказывались чинить: заплаты не держались».

Современный вид Маньчжурии Фото: https://www.chnmzl.ru/index.php?m=content&c=index&a=show&catid=13&id=50
Получив в 1925 г. титул епископа Ханькоуского, святой Иона заболел ангиной, но продолжал ревностно совершать богослужения. При повышенной температуре он служит на Воздвижение и Покров и при больном горле, почти шепотом, поучает свою паству евангельским истинам. От споласкивания горла керосином у владыки происходит заражение крови, и вызванный врач призывает поскорее исповедоваться и причаститься – болезнь, которой до последних дней не придавали значения ни сам святитель, ни его близкие, оказывается неизлечимой. Господь даровал владыке «конец благий», в котором сполна проявилось то духовное величие, которое стояло за его неудержимой деятельностью. У владыки собрались его духовные чада и дети, множество других молились в церкви о его выздоровлении. В своей последней воле прося у пасомых «Не бросайте детишек, берегите их», святитель тихо отошел ко Господу. Так свято завершилось краткое трехлетнее епископство угодника Божия, всего лишь на тридцать седьмом году его жизни, 20 октября 1925 г. Отпевание святителя возглавил архиепископ Мефодий с сонмом духовенства при 8 000 молящихся (тогда как все население Маньчжурии составляло 10 000 человек).

Чудесный случай произошел в ночь его кончины, когда новопреставленный святитель явился в сонном видении отроку Николаю, страдавшему много лет тяжелой болезнью ног и не могшего ходить. Святитель сказал мальчику: «На... возьми мои ноги, они мне больше не нужны, а свои – отдай мне». И тотчас отрок вскочил с постели, отбросил свои костыли и стал бегать по комнате с криками радости. Через несколько лет по кончине святителя вышел специальный сборник с описанием различных случаев благодатной помощи по его молитвам, паломники ежедневно приходили к могилке владыки.

После победы коммунизма в Китае настала година гонений на иностранцев и религию. Русский исход из Китая увел питомцев и духовных детей святителя в другие страны, а в 1964 г. Иннокентиевский собор был взорван. В 90-е годы эмигранты из Маньчжурии, проживающие в Сан Франциско, пытались найти в Китае и привести в США его останки, однако мощи, по всей вероятности, оказались уничтоженными.

Источники: 1) https://drevo-info.ru/articles/5181.html, 2) https://simvol-veri.ru/xp/svyatitel-iona-episkop-xankouskiie.-k-15-letiyu-so-dnya-proslavleniya-rpcz.html

3) https://www.tatarstan-mitropolia.ru/all_publications/publication/?id=58773, 4) https://days.pravoslavie.ru/Life/life6946.htm



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: