Дополнение к уроку 17 «3 вида наставлений»




1. Приказ - как метод обучения или метод воспитания - это самый низкий и малоэффективный метод. Это важно понять. У него есть место (этого метода), но прибегают к нему в двух случаях:

- 1 случай - Когда надо сказать что-то ясное, не двусмысленное, очень точное. Это возможно, когда есть уже очень близкие, надёжные, доверительные отношения, когда человек полностью предался и позволяет собой командовать. Редкий случай, особенно сейчас, потому что предание особенно вначале не бывает полным, оно условно. Но должно быть полное доверие на 100%.

- 2 случай - когда человек тупой и ничего другого не поймёт. Когда другого варианта нет.

 

Поэтому этот метод ограничен и сила его не велика. Он может хорошо работать, когда речь идёт о простых, грубых вещах, не связанных с качествами человека.

Если речь идёт об образе жизни, с тем, что связанно с нашим телом,- это можно принять. Потому что человек в меньшей степени отождествляет себя с грубым телом, чем он отождествляет себя с умом.

Например, мы можем сказать – ты толстый, тебе надо похудеть - мы можем это принять, хотя нам это будет неприятно. А если мы человеку скажем, что ты гордый - он обидится и будет говорить – нет, я не гордый. Почему, что эго и наш ум, близки нам, и мы не можем их увидеть. Это качество нашего ума. Поэтому мы не хотим меняться. Мы не видим себя со стороны. Если мы скажем - что ты болен, он нормально воспримет, но если мы скажем что у тебя что-то не то с головой, он обидится.

Поэтому такие наставления не работают, перемен не будет. Поэтому для того чтобы давать тонкие наставления, касающиеся его ума, то тут надо быть очень осторожным. Потому что человек не знает сам, как это исправить.

 

2. Дружественные наставления как друг советует своему другу. Он рассказывать истории, аллегории, сравнения, приведя какие-то примеры, задавая вопросы. Самый существенный метод наставления, т.к. он говорит о третьих людях, не о нём.

Как свекровь наставляет свою невестку? Она учит свою дочку при невестке, потому что дочке она может прямо сказать, а невестке нет. Но на самом деле она учит невестку.

Это когда мы не говорим о самом человеке, а говорим о ком-то другом. Потому что услышать о том, что какой плохой другой человек нам не так больно, даже приятно, но в свой адрес мы можем не принять.

Суть в том, что аллегория, то о чём мы говорим, должна включить разум человека. Или другой способ такого наставления - это когда задаются вопросы, когда мы также пытаемся включить разум человека. Надо правильно рассказывать, не намекая прямо. Без нажима, в очень отстранённом виде (жил был царь Пуранджина…). Но потом надо связать, объяснить, потому что если мы просто расскажем, то эффекта может не быть.

Человеку легче на истории сосредоточиться, запомнить и это оставляет у него глубокую самскару. Очень важно, чтобы человек отождествил себя с героем истории. Надо рассказать беспристрастно, чтобы человек сам сделал вывод и выбор.

 

3. Наставления возлюбленной.

Наставления, которые даются снизу вверх. В ведической системе, жена не может давать наставления мужу. Поэтому как она даёт? Она намекает. Самый могущественный метод, которого невозможно отвергнуть. Но он также имеет свои ограничения, к сожалению.

«Ой, какие красивые цветы!» Не говорится напрямую, что нужно делать.

Иногда говориться прямо противоположное. Это очень действенные наставления, потому что они воздействуют эмоционально на человека. Т.е элемент эмоционального воздействия, когда не задевается ложное эго и гордость.

Поэтому это могущественный метод. Обходя ложное эго, помочь человеку понять какие-то истины. Если говорить напрямую, человек зачастую не принимает.

В связи с этими 3-мя формами наставления, имеют 3 значения слов:

Мукти-врити – прямой смысл, не двусмысленный.

Лакшина-врити – когда смысл, который мы вкладываем, находится рядом с основным смыслом, связан с ним. Например: «деревня на Ганге» - буквально значит на воде, но имеется в виду, деревня находится на берегу реки. Нормальный человек понимает так, что она рядом с Гангой находится.

Вьянджана-врити – это подразумеваемое значение, когда смысл моих слов не имеет никакого отношения к тому, что я хочу сказать. Говорю одно, а имею в виду совсем другое. Мы всегда этим пользуемся. Например: я хочу кого-нибудь выгнать с комнаты, я говорю: я устал! Хотя если напрямую сказать я могу сказать – уходи отсюда!

Третий вид слов человек воспринимает лучше всего. Но только если человек дурак, ему надо говорить прямо. Кришна пользуется 3-им постоянно. Поэтому нужен гуру, который объяснит, чего хочет Кришна. Также косвенное прославление лучше, чем прямое, Кришне это нравится лучше. Нам больше нравится, когда с нами говорят на вьянджана-врити. Чтобы понять это, надо быть разумным, надо знать контекст. Чтобы знать, о чём говориться, надо знать, - кто говорит, кому говорит, и знать ситуацию.

Например: Радхарани в кругу родителей намекает Кришне о свидании: она крутит лотос рукой, а потом закрывает его лепестки. Это означает, что встретимся вечером на пруду. Это способ передачи секретных, сокровенных наставлений.

В Ведах есть эти наставления и они скрыты, и только дух. учитель может нам раскрыть и разъяснить их. Поэтому важно духовное руководство при изучении священных писаний.

Шр. Радхарани неупомянутая в Священных писаний, потому что это сокровенное знание. Важные наставления передаются только от учителя - ученику. Таким образом, можно передать сокровенные знания, при ситуации очень большой близости, когда есть полное доверие. Поэтому личностные отношения очень важны.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: