Особенности взаимодействия экономической и политической сфер общества в современной России




Политика и экономика

Общеизвестно, что политика и экономика являются фундаментами всей системы общественных связей. Политика определяется как сфера отношений между различными общностями людей; классами, нациями, социальными группами и слоями. Политика выступает и как организационная и регулятивно-контрольная область общественных отношений, что обусловлено такими ее свойствами, как универсальность, всеохватывающий характер, включенность во все сферы.

Экономика - сложная, многоуровневая система, обеспечивающая удовлетворение разнообразных потребностей людей и общества путем создания необходимых материальных благ. В любом обществе экономика призвана решить три задачи: что производить, как производить и для кого производить.

Политика определяется различными факторами, в том числе экономическими, а также она непосредственно зависит от социальной структуры общества, уровня социального расслоения. С другой стороны, политика способна воздействовать на эти сферы, проникать в них. Это связано с двумя аспектами политики:

1) хотя политика собственно не направлена на создание материальных и духовных ценностей (они создаются в других сферах), но политика призвана обеспечить условия, при которых создание и присвоение ценностей отвечало бы интересам тех или иных социальных групп. Эта особенность политики отражена в широко представленных определениях власти как инструмента распределения ценностей в обществе;

Б) политика присутствует во всех общественных сферах в силу присущей ей регулирующей функции. На совершенствование отношений между людьми в этих сферах, а также более рациональное использование общественных ценностей направлены такие виды государственной политики, как экономическая, военная, научно-техническая, социальная, культурная, экологическая и др.

Итак, политика и экономика являются фундаментами всей системы общественных связей. Политика глубоко опосредована экономической сферой, экономическими отношениями и экономическими интересами общества.

Необходимость и возможность этого воздействия неуклонно возрастает, поскольку увеличиваются масштабы самой экономической сферы, усложняется ее структура, и углубляются экономические взаимоотношения в обществе, как в рамках государства, так и между странами.

Под государственной экономической политикой понимается «генеральная линия действий и совокупность мер, проводимых правительством от лица государства в области производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране».

Также государственная экономическая политика подразумевает институциональную, структурную, инвестиционную, денежно-кредитную, социальную, внешнеэкономическую, научно-техническую, налоговую, бюджетную политику.

Основные направления экономической политики государства воплощаются с помощью различных инструментов. Инструменты экономической политики это «средства, с помощью которых государство добивается выполнения поставленных перед собой задач». Зачастую инструменты представляют собой формальные юридические документы, составленные в письменной форме, по которым предоставляется какое-либо право или составляется договор.

Так, ценные бумаги и срочные контракты представляют собой инструменты экономической политики. Часто сложно разделить основные виды экономической политики и присущие только им инструменты. Это объясняется с тем, что задачи экономической политики решаются комплексно, а весь набор инструментов затрагивает смежные направления экономической политики. Ярким примером этому может служить инвестиционная политика как важнейшее направление экономической политики государства.

Так, инструментами государственного регулирования инвестиционной деятельности являются инвестиционные программы или прямое управление государственными инвестициями. А также система налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот; предоставление финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств; инструменты финансовой, кредитной и амортизационной политики, политики ценообразования; антимонопольные меры, приватизация объектов государственной собственности и экспертиза инвестиционных проектов.

В экономической науке стратегия обозначает «управленческий процесс создания и поддержания долгосрочного соответствия между целями хозяйствующего субъекта и его потенциальными возможностями и шансами в сфере рыночного поведения».

Любая стратегия в наиболее общем виде вне зависимости от уровня субъекта (макро - или микроуровень) основывается на четко сформулированном программном заявлении, изложении вспомогательных целей и задач и сценарии достижения (реализации) стратегии роста.

Экономическая стратегия государства - это раздел государственного управления, призванный поддерживать посредством комплекса планомерно проводимых мероприятий (стратегических решений) единство между заявляемой стратегией (Программой) развития государства на перспективу. Целями и задачами государственной экономической политики и реальными тенденциями мирового хозяйства на основе оценки экономического потенциала (возможностей и шансов) страны в достижении социально-экономического роста и укрепления экономической безопасности государства в условиях мировой конкуренции.

Любое государство на современном этапе развития мирового хозяйства стратегически заинтересовано в приросте показателей социально-экономического и финансового развития.

В условиях глобализации экономики актуальной проблемой любого государства является уменьшение разрыва национальной экономики от передовых стран мира. Государством должно обеспечить как устойчивые темпы роста в долгосрочном аспекте, так и качественные преобразования экономики. А именно формирование эффективной институциональной системы, развитие передовых технологий, диверсификация экономики в противовес «однобокой» специализации и т. д. Разработка стратегии роста включает в себя учет внутреннего экономического потенциала, определяющего наиболее вероятный профиль специализации экономики государства, а также мировые тенденции развития. К ним относятся: пост индустриализация; глобальный характер функционирования экономики; специализация и торговля передовых стран преимущественно в сфере высокотехнологичной продукции и услуг, обеспеченных международным движением капитала в форме прямых иностранных инвестиций.

Толчок для развития в современных условиях получают такие формы международных экономических отношений, как международный научно-технический и информационный обмен, торговля услугами, международная кооперация производства, международная миграция капитала.

В условиях постиндустриального общества в основе формирования современного типа устойчивого экономического роста лежат элементы так называемой «инновационной экономики», базирующейся на интеллектуальных ресурсах, наукоемких и информационных технологиях, эффективном использовании и качественном совершенствовании всех факторов производства. На основе новых знаний создаются эффективные производственные технологии, выпускается высококачественная продукция и меняется организация управления производством, что дает большую долю прироста производительности труда и ВВП развитых стран.

Итак, эффективная стратегия экономического роста государства учитывает краткосрочные и долгосрочные последствия ее реализации с точки зрения устойчивости роста. А также она обеспечивает как запланированные экономические показатели, так и устойчивый социальный эффект на различных временных периодах.

Особенности взаимодействия экономической и политической сфер общества в современной России

Взаимодействие экономической и политической систем общества основывается на общих закономерностях. Однако несомненным является тот факт, что в разные времена и в разных странах данное взаимодействие имеет специфические особенности. В этом отношении показателен пример современной России. В рамках взаимодействия экономической и политической систем в стране решаются задачи, которые в других государствах уже давно решены либо никогда не были актуальными. Широкая политическая программа направлена на преобразование экономической сферы России. Прежде всего реализуется сложнейший процесс определения нового места государства в хозяйственной жизни страны. Идет поиск ответов на сложнейшие вопросы: какая часть экономики должна быть отдана негосударственным предприятиям? Что конкретно должно остаться в собственности государства? Какими методами и в каких формах государственные предприятия должны участвовать в регулировании и управлении общим хозяйственным процессом в стране?

Взаимодействие экономической и политической систем в современной России можно смело назвать уникальным. Такой масштабной и специфической по условиям, средствам и целям политической программы проведения экономических реформ не имело ни одно государство. Это проявляется в том, что в стране одновременно реализуются такие сложнейшие во всех отношениях процессы, как:

· становление многообразия форм собственности;

· развитие многообразия форм предпринимательской деятельности;

· видоизменение участия организаций и частных лиц в формировании доходной части бюджета (создание новой налоговой системы);

· решение неведомых в прошлом проблем национального масштаба: инфляция, безработица, организованная преступность и др.;

· становление системы правового обеспечения экономических процессов и т.п.

Если при этом добавить, что взаимодействие экономической и политической систем в России происходит в условиях острой политической борьбы за власть, то при отсутствии единой концепции преобразования хозяйственной жизни сложность ситуации будет оценена в достаточно полной мере. Однако оптимизм вселяет то обстоятельство, что Россия пошла по пути, по которому идут уже многие десятилетия развитые демократические страны, добившиеся существенных успехов в развитии экономических и политических систем.

Для воплощения эффективной экономической политики Россия должна научиться эффективно пользоваться инструментами государственного воздействия на экономические процессы.

На первом месте перед государством стоит социальная задача обеспечения полной занятости, т. к. основной доход основной части населения является трудовой. Полная занятость трудоспособного населения - основа социального благополучия страны и ее безопасности. Требование максимизации покупательной способности сочетается с необходимостью соблюдения дисциплины в использовании государственного бюджета и денежно-кредитной системы для воздействия на темпы и пропорции экономического развития.

Одну из ведущих ролей при разработке стратегии экономического и научно-технического развития играет повышение эффективности народного хозяйства. Научно-технический прогресс можно представить в виде накоплений научно-технического потенциала и потока использования достижений науки и техники в народном хозяйстве. Задача накопления научно-технического потенциала решается при значительной поддержке со стороны расходной части государственного бюджета.

Государству в развитых странах принадлежит главная роль в финансировании фундаментальных исследований. В США частные компании тратят на фундаментальные исследования в несколько раз меньше средств, чем на прикладные исследования, и, конечно меньше, чем на конструкторские и технологические разработки прототипов новой техники. С учетом государственных ассигнований расходы на фундаментальные исследования приблизились в США по своим масштабам к общим расходам страны на прикладные разработки.

Без мощного финансирования фундаментальных исследований невозможны крупные прорывы в области научных и технических знании. От финансирования фундаментальных исследований «зависят уровень подготовки кадров высшей квалификации и их способность применять новейшие достижения науки и техники в народном хозяйстве, поскольку главными центрами осуществления фундаментальных исследований в передовых странах являются университеты».

Государство в США участвует также в финансировании прикладных исследований и разработок на долевой основе, когда это касается техники двойного (военного и гражданского) назначения. Особенно велика роль государства в финансировании работ в области информационно-коммуникационной и авиакосмической техники, а также техники создания новых конструкционных материалов и формирования из них деталей устройств.

Важная задача современного государства состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для частных инвестиций, прежде всего в обрабатывающей промышленности. Эта отрасль определяет освоение передовой техники, ее продукцией обеспечивается техническое перевооружение остальных отраслей хозяйства. В связи с этим встает вопрос об инструментах государственного воздействия на инвестиционные процессы.

Регулирование инвестиций в передовых странах осуществляется с помощью доходной части государственного бюджета, за счет совершенствования налоговой системы, чтобы обеспечивать наполнение государственного бюджета с минимальным ущербом для прибылей компаний и не ослаблять стимулы к предпринимательской деятельности. Капитал идет туда, где прибыль больше.

В России совсем недавно, согласно данным Торгово-промышленной палаты, норма прибыли в обрабатывающей промышленности была практически в 2 раза ниже, чем в нефтяной промышленности. В настоящее время в условиях повышения цен на нефть норма прибыли в обрабатывающей промышленности снизилась, а в нефтяной промышленности повысилась. По данным Минфина России, «в результате в России отставание обрабатывающей промышленности от нефтяной с точки зрения привлекательности капиталовложений стало четырехкратным».

Задача экономической политики России в отношении формирования инвестиционного климата должна состоять в том, чтобы норма прибыли в обрабатывающей промышленности после вычета налогов была в среднем выше, чем в нефтедобывающей отрасли. Необходимо по возможности наиболее полно изымать с помощью прямых и косвенных налогов природную ренту, т. е. сверхприбыли компаний, работающих в добывающей промышленности, освобождая от налогов ту часть прибыли, которая вкладывается в развитие отрасли внутри страны. При этом ускоренное наращивание экспортных поставок углеводородного сырья не отвечает национальным интересам России.

Ведущие экспортеры нефти стремятся не столько интенсивно наращивать добычу нефти, сколько как можно дольше продлить возможный срок эксплуатации своих природных богатств. Для стран-импортеров углеводородов необходимо внедрить энергосберегающие технологии и освоение альтернативных источников энергоснабжения, из которых наибольшая роль может быть отведена наращиванию мощностей атомных электростанций. Развитые страны, особенно ведущие страны Западной Европы, стремятся поддерживать высокие внутренние цены на наиболее популярные виды жидкого топлива. Задача состоит в том, чтобы стимулировать экономию их расходования и одновременно расширить возможности для пополнения государственного бюджета.

Итак, для современной налоговой политики развитых стран характерно снижение прямых налогов на доходы и перенесение тяжести пополнения государственного бюджета на налогообложение ресурсов. Подразумеваются налоги, взимаемые в связи с наймом рабочей силы, эксплуатацией земли и недвижимого имущества и их приобретением, а также с потреблением сырья и энергии. Важным источником пополнения государственного бюджета является налог на добавленную стоимость.

экономический политика доход рыночный

Заключение

Итак, в результате рассмотрения взаимодействия политической и экономической систем можно сделать вывод о том, что политические отношения проросли в экономическую систему, как корни дерева в землю. В свою очередь, можно говорить об экономических отношениях, так же глубоко проросших в политическую систему.

Ни одна индустриальная или ставшая на путь индустриализации страна не обходится без политических решений, обеспечивающих необходимые условия индустриализации и повышения эффективности производства и обмена. Особенно важное значение имеют политические решения для оздоровления и упрочения финансовых систем, денежного обращения и финансирования хозяйства. Неслучайно законы о бюджетах во всех странах относятся к важнейшим. Экономическая политика всюду нацелена на поиски соответствующего изменяющимся интересам и возможностям соотношения производства и потребления.

Даже сокращение непосредственных экономических функций государства во многих странах не изменило общей тенденции расширения и активизации экономической политики в целом. Широко распространенные механистические рассуждения о превосходстве экономики над политикой или политики над экономикой, как и призывы заниматься экономикой без политики, несостоятельны и мешают преодолению экономических трудностей политическими средствами, особенно в Российской Федерации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: