Базовая теория экономической науки:
Потребности – нужда в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности человека. Потребность является движущим мотивом. Именно потребности заставляют людей использовать ресурсы для создания благ.
Виды:
1. Первичные (биологические, физиологические, природные).
2. Вторичные (социальные, духовные).
Блага - это все то, что способно удовлетворять потребности людей.
Классификация благ:
1. Свободные и экономические
Свободные блага – блага, доступный объем которых больше потребности в них. Такие блага неограниченны и поэтому бесплатны. В число свободных благ входит часть возобновляемых ресурсов, например, воздух, вода, солнечный свет. Свободные блага самопроизводятся, доступны всем, и их не надо распределять между людьми. Такие блага экономической проблемой не являются.
Экономические блага – блага, доступный объем которых меньше потребности в них. Такие блага относительно ограниченны и поэтому имеют цену. В число экономических благ входят все невозобновляемые ресурсы и часть возобновляемых ресурсов.
2. Частные/общественные (в зависимости от особенностей их потребления)
Большинство товаров и услуг, производимых и реализуемых на рынке, являются частными благами.
Частные блага – предназначенные для индивидуального потребления (доступ к ним ограничен)
Общественные блага – предназначены для коллективного потребления (доступ к ним, как правило, неограничен)
Частные | Общественные |
Делимы | Неделимы |
Потребляются ограниченным кругом лиц | Как правило, потребляются неограниченным кругом лиц |
Создаются рынком | Создаются государством |
1. Чистые личные блага (зубная щетка, носки и т.д.); 2. Коллективные частные блага (собственность фирм, домашних хозяйств) | 3. Смешанные (услуги здравоохранения, образования, мост через реку, дороги, общественны транспорт); 4. Чистые (оборона, пожарная охрана, законодательство и т.д.) |
|
Ответ (1,2,5)
Чтобы посмотреть ответ, обведите пространство в скобках черным цветом.
Ресурсы. Их можно понимать в двух значениях:
1. Как блага: ресурсы удовлетворяют потребности людей.
2. Как факторы производств а: ресурсы способствуют созданию товаров и услуг.
Ресурсы: это имеющиеся в распоряжении людей материальные и нематериальные возможности для удовлетворения потребностей.
Выделяют следующие виды ресурсов:
· Природные (возобновляемые и невозобновляемые);
· Трудовые (люди способные к труду);
· Материальные (продукты вторичной переработки природных ресурсов).
Роль трудовых ресурсов ключевая, т.к. именно они преобразуют природные ресурсы в материальные.
Ресурсы, которые задействованы в производстве называются факторами производства.
Чем больше общество задействует ресурсов в производстве, тем больше оно создает экономических благ (товары/услуги).
Производство – превращение ресурсов в экономические блага.
Потребление – использование товаров и услуг для удовлетворения потребностей.
Факторы производства: это экономические ресурсы, используемые для производства товаров и услуг; это труд, капитал, земля, предпринимательская способность.
Условно факторы производства можно разделить на четыре группы:
|
· Земля (land) – земли сельскохозяйственного назначения, поселений, предприятий, лесные, водные ресурсы и все полезные ископаемые, возобновляемые и невозобновляемые.
· Капитал (capital) – накопленные физические ресурсы (здания, оборудование, машины) и финансовые сбережения, используемые для производства и финансирования производства экономических благ;
· Труд (labor) – физическая и умственная деятельность людей, их способность производить блага;
· Предпринимательские способности – способность наиболее эффективно использовать все остальные факторы производства.
Тест гугл форм: https://goo.gl/forms/2HyKExnTVDuqk01Y2 (факторы производства и факторные доходы)
Товар - как правило, имеет материальную оболочку, а его потребление носит отложенный характер.
Услуга –как правило, не имеет материальной формы, а ее потребление осуществляется в момент производства.
Проблема выбора: это принятие субъектом (домашнее хозяйство, фирма, государство), осуществляющим выбор, одного экономического действия и одновременный отказ от другого в связи с невозможностью одновременного осуществления этих действий.
Иллюстрация проблемы:
· Граница (кривая) производственных возможностей (пример с Робинзоном);
· Выбор домашнего хозяйства на примере Маши (поход в кино, шоппинг, книжка);
Дополнительно смотрите здесь:
- Академия Хана: граница производственных возможностей / альтернативные издержки (стоимость)
- Александр Скворцов: история с Машей и Робинзоном (здесь)
Понятие:
Экономические отношения, субъекты экономики, взаимодействие субъектов, кругооборот благ и ресурсов в экономике.
|
Экономические отношения: подвид социальных отношений, которые возникают между субъектами экономики по поводу производства, распределения, обмена и потребления.
Экономические субъекты: экономический, хозяйствующий (от лат. subjectum лицо, субъект) лицо, осуществляющее экономическую, хозяйственную деятельность, будь то человек, семья, предприниматель, предприятие, государство.
Три основных субъекта:
Основные экономические процессы (отношения):
1. Производство (процесс создания блага);
2. Распределение (процесс перемещения блага);
3. Обмен (процесс обмена одного блага на другое);
4. Потребление (процесс использования блага для удовлетворения потребностей).
Модель кругооборота благ и ресурсов: это модель, позволяющая увидеть основные направления материальных и денежных потоков в экономике, показать взаимосвязи между экономическими агентами и рынками.
Упрощенная модель включает в себя:
- 2 рынка (рынок благ - товаров и услуг и рынок ресурсов - факторов производства);
- 3 субъекта (домохозяйство, фирма, государство). Каждый из них самостоятельно принимает экономические решения;
- 4 процесса (производство, распределение, обмен и потребление)
Суть модели: https://www.youtube.com/watch?v=5xiWLWfRwTA
Домашнее хозяйство - лицо или группа лиц, проживающих совместно и совместно ведущих хозяйство, или же как лицо или группа лиц, объединенных с целью обеспечения всем необходимым для жизни.
Фирма - коммерческая организация, приобретающая факторы производства (труд, землю и капитал) и соединяющая их для создания и продажи товаров и услуг с целью получения прибыли.
Бонус:
1. Планы (Авдоничева и Коровина);
2. Эссе (Мария Фокина)
Эссе. Мария Фокина (88 баллов)
«Всякий, кто способен вырастить два колоса пшеницы на том месте, где раньше рос только один… заслуживает высшей похвалы; Для своей страны он делает гораздо больше, чем все политики вместе взятые»
Дж. Свифт
На мой взгляд, смысла данного высказывания Дж. Свифта заключается в том, что человек способный эффективнее, чем все его предшественники, использовать экономические ресурсы, способен реально и действенно помогать своей стране, и поддерживать ее хозяйство.
Что такое экономика? Экономика – это хозяйственная система обеспечивающая удовлетворение потребностей людей путем создания необходимых жизненных благ. Это значит, что именно экономика обеспечивает нормальное функционирование общества, обеспечивает его деятельность и прогресс. Следовательно, чем эффективнее будет работать экономический механизм, тем прогрессивнее и трудоспособнее будет общество. Именно эту проблему эффективности использования экономических ресурсов поднимает Дж. Свифт. На мой взгляд, это проблема в 21 веке, веке глобальных экономических проблем, является особенно актуальной. Ведь экономические ресурсы – это все виды источников, средств обеспечения производства, которые используются в процессе создания новых материальных благ и услуг, и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве. Именно эта ограниченность ресурсов и является стимулом для поисков наиболее эффективных способов использования.
Один из главных вопросов экономики звучит так: как в условиях ограниченности ресурсов удовлетворить постоянно растущие потребности людей? Конечно, над этим вопросом люди стали задумываться уже давно. Например, еще с древнейших времен стало понятно, что если одно и то же поле засеивать каждый год, то оно истощится и будет давать все более скудный урожай. Тогда была введена «переложная», при которой одно поле оставалось незасеянным, в течении сезона восстанавливалось и затем давало хороший урожай. Таким образом люди сумели добиться более эффективного использования земли.
Однако также как эффективное использование ресурсов способствует экономическому росту, так и неэффективное их использование приводит к снижению уровня жизни, а иногда и к экономическим кризисам. Примером здесь может послужить экономическая политика, проводимая Н.С. Хрущевым. Он поставил перед советским обществом задачу; культивировать кукурузу. Однако эта задача оказалась невыполненной, потому что кукуруза плохо растет в данных климатических условиях, и ее выращивание крайне неэффективно. Однако, не смотря на это, большие силы были брошены на достижение невыполнимой цели. Все это, в совокупности с другими неудачами (например, освоение целинных земель тоже не привело к успеху из-за бушующих в тех местах ураганов), привело к экономическому кризису и дефициту товаров.
Таким образом, я абсолютна согласна с Дж. Свифтом в том, что эффективное использование ресурсов в экономике способствует развитию государства больше, чем любые политические действия. Ведь, на мой взгляд, экономика является основой любого общественного строя. Именно экономика определяет уровень развития общества, уровень жизни населения, степень его довольства. Без эффективной экономики невозможен прогресс, ведь чтобы общество могло идти вперед, ему необходимо крепко стоять на ногах.
Планы: