«ЭКОНОМИКА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА»
Тема работы: ________________________________________________
Автор курсовой работы _________________________________________
Группа _______________ шифр ___________
Руководитель работы: __________________/__________________________
Оценка, подпись, дата уч. степень, должность, инициалы, фамилия
Орел 20___г
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭНЕРГОСЛУЖБ
В первом разделе курсовой работы рассматривается теоретические основы организации и управления деятельности энергослужб. Так же производится сравнения организации и управления деятельностью энергослужб, с опытом других стран.
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫУРОВНЯ ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
Расчет организационно-экономических основ уровня электрификации и деятельности энергетической службы включает, анализ уровня электрификации и деятельности электротехнической службы, планирование годовой потребности предприятия в электроэнергии, определение трудоемкости обслуживания и ремонта объектов электрохозяйства энергетической службы, разработка организационной структуры энергетической службы, определение планового годового фонда заработной платы персонала энергетической службы, разработку годовой сметы затрат на содержание электрохозяйства и плановых показателей работы электротехнической службы.
3.1 Анализ уровня электрификации и деятельности электротехнической службы
Уровень электрификации предприятия характеризуется относительными и показателями. Абсолютные показатели свидетельствуют о размере и структуре электрохозяйства, объеме и структуре потребления электроэнергии на предприятии; относительные – позволяют реально оценить уровень электрификации производства [2]. Относительными показателями принято считать следующие [2].
|
- энергооснащенность хозяйства (кВт/м2):
Эос = Рсум/Псх, (3.1)
где Рсум – суммарная мощность энергетических ресурсов, кВт;
Псх – общая площадь хозяйства, м2.
- электрообеспеченность хозяйства (кВт ч/м2)
Ээл = Qэп/Псх, (3.2)
где Qэп – объем электропотребления на производственные цели, кВт ч;
Псх – общая площадь хозяйства, м2.
- энерговооруженность труда (кВт/чел)
Энв = Рсум/Ncр, (3.3)
где Ncр – среднегодовая численность работников, чел.
Произведенные расчеты сводятся в таблицу 3.1
При определении показателей уровня электрификации предприятия используют информацию годовых отчетов предприятия за анализируемый период. При этом стоимость валовой продукции необходимо принимать в сопоставимых ценах [2].
Рассчитанные относительные показатели электрификации деятельности электротехнической службы сводятся в таблицу 3.1 и анализируются.
Таблица 3.1 – Анализ уровня электрификации
Показатели | Единицы измерения | 1 год (20__г.) | 2 год (20__г.) | 3 год (20__г.) | 3 год (20__г.) к 1 году (20__ г.) в % |
Суммарная мощность энергетических ресурсов | кВт | ||||
Энергооснащенность | кВт/м2 | ||||
Электрообеспеченность | кВт ч/м2 | ||||
Энерговооруженность | кВт/чел |
3.2 Планирование годовой потребности предприятий в электроэнергии
Для определения плановой потребности в электроэнергии в текущем и перспективном планировании используют три общеизвестных метода [2]:
|
А) Первый метод – планирование потребности от достигнутого уровня потребления электроэнергии. В этом случае потребность в электроэнергии рассчитывают по расходу в предыдущем году с учетом изменений в планируемом, в частности учитывают списание или установку нового электрооборудования, потребность в электроэнергии жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы и др. [2].
Б) Второй метод - расчётно–конструктивный. Плановую потребность в электроэнергии рассчитывают по формуле 3.4, привлекая отчетные показатели предприятия за последние 3-5 лет при условии, что отсутствуют значительные колебания в динамике:
Qэп = Qэi-1∙τ, (3.4)
где Qэп – плановый объем электропотребления, кВт∙ч;
Qэi-1 – фактический расход электроэнергии в году, предшествующем планируемому, тыс.кВт∙ч;
τ – среднегодовой темп роста потребления электроэнергии.
τ = n . (3.5)
где Qэб – фактический расход электроэнергии в базовом году, тыс.кВт∙ч;
n – разница в годах.
При определении расхода электроэнергии в хозяйстве рассчитывается потребность электроэнергии на различные нужды.
В) Третий метод – нормативный. К нему обращаются в случае, когда известны перечень потребителей и удаленные нормы расхода электроэнергии. При этом норма расхода электроэнергии является плановым технико-экономическим показателем, характеризующим расход электроэнергии на единицу продукции, разрабатываемым с учетом достижений научно-технического прогресса и других факторов.
|
На этой стадии курсовой работы определяется плановое потребление электроэнергии в текущем и перспективном планировании. Для этого используется расчётно–конструктивный метод представленный выше. Далее заполняется таблица 3.2 и 3.3, согласно повариантного задания и производится их анализ.
Таблица 3.2 – Структура электропотребления в 3 году (20__г.)
Потребители электроэнергии | Потребление электроэнергии | |||
тыс.кВт*ч | 3 год (20__г.) к 1 году (20__ г.) в % | |||
1 год (20__г.) | 2 год (20__г.) | 3 год (20__г.) | ||
Сельскохозяйственная сфера | ||||
Производственная сфера | ||||
Бюджетная сфера | ||||
Непроизводственная сфера | ||||
Итого: |
Для планирования годовой потребности предприятия в электроэнергии необходимо определить:
Результаты расчетов сводятся в таблицу 3.3.
Таблица 3.3 - Определение плановой потребности в электроэнергии на 4 год (20__г.).
Потребители электроэнергии | Структура электропотребления в 2015 году, % | Плановый объем электропотребления, тыс кВт*ч |
Общий расход электроэнергии | ||
Сельскохозяйственная сфера | ||
Производственная сфера | ||
Бюджетная сфера | ||
Непроизводственная сфера |
3.3 Определение трудоемкости обслуживания и ремонта объектов электрохозяйства
Объем работ по обслуживанию электрохозяйства принято измерять в условных единицах (у. е.) [1]. За условную единицу принята трудоемкость обслуживания электрохозяйства, равная 18,6 чел.-ч [1].
Трудоемкость обслуживания и ремонта электрооборудования определяется в соответствии с укрупненными нормативами трудоемкости технического обслуживания и ремонта оборудования [1].
Для учета рассредоточенности электрооборудования по территории предприятия, если среднее удаление объектов от центрального офиса составляет 15 км и более, суммарные трудозатраты в у. е. умножают на коэффициент 1,15 [1].
Для определения трудоемкости обслуживания и ремонта объектов электрохозяйства предприятия следует провести комплекс подготовительных работ [1]:
- осуществить полную инвентаризацию электроустановок предприятия с привлечением Карт учета электрооборудования [1];
- проверить соответствие исполнения эксплуатируемого электрооборудования условиям окружающей среды и режиму работы [1];
- обследовать и настроить защиту электрооборудования от аварийных режимов в соответствии с рекомендациями и указаниями [1];
- обучить и проинструктировать персонал (операторов), обслуживающий технологическое оборудование [1];
- составить графики выполнения профилактических мероприятий [1];
- определить материально-техническую (ремонтно-эксплуатационную) базу, необходимую для выполнения профилактических мероприятий по ликвидации возможных сбоев в работе электрооборудования [1].
Суммарная трудоемкость обслуживания электрохозяйства учитывает работы по монтажу и капитальному ремонту электрооборудования и сетей, выполняемые силами персонала электротехнической службы, а также мелкомонтажные работы [1].
Суммарный объём работ по электрохозяйству определяется:
Qр.э= (Qэ.х + Qр.м + Qр.к+ Qм.м)∙Кр.э =
= ()∙ Крэ . (3.6)
где Qэ.х- трудоёмкость обслуживания и текущего ремонта электрохозяйства, у.е. Принимается согласно [2,4-8];
Qр.м,Qр.к- трудоёмкость работ соответственно по монтажу новых электроустановок и капитальному ремонту электрооборудования, у.е. Принимается согласно [2,4-8];
Qм.м- трудоёмкость работ по мелкомонтажным работам, у.е. Принимается согласно [2,4-8];
Кр.э- коэффициент, учитывающий рассредоточенность объектов электрохозяйства по территории (при средней удаленности объектов от центрального офиса (до 15 км Кр.э = 1; при 15 км и более Кр.э = 1,15)) [2];
Nэi – количество i-го вида электрооборудования и сетей [2];
n – количество видов оборудования и сетей [2];
Кyi- количество условных единиц i-го оборудования [2];
Qс.м, Qс.р- стоимость объёмов работ соответственно по монтажу и капитальному ремонту электроустановок и сетей, тыс.руб. [2];
Км, Кр- переводные коэффициенты стоимостного объёма работ соответственно по монтажу и капитальному ремонту электроустановок и сетей, у.е. (Согласно [2] Км=0,31; Кр=0,53);
Км.м- коэффициент, учитывающий удельный вес мелкомонтажных работ в общем объёме трудоёмкости обслуживания и текущего ремонта электроустановок и сетей (Согласно [2] Кмм=15).
Результаты расчета сводятся в таблицу 3.4 и производится их анализ.
Таблица 3.4 - Суммарная трудоемкость обслуживания электрохозяйства.
Оборудование, сети, сооружения | Марка, тип | Ед.изм | Технические характеристики | Количество условных единиц | ||
Фактическая величина (наличие) | Норматив на единицу измерения | Всего | ||||
3.4 Определение штатного персонала электротехнической службы
Согласно повариантному заданию определяется численность и должности инженерно-технических работников (ИТР). Результаты заносятся в таблицу 3.5.
Таблица 3.5 - Численность должностей ИТР
Должность ИТР | Нормативы для введения в должность |
Начальник | |
Старший мастер | |
Мастер | |
Инженер-диспетчер | |
Кладовщик-эскизёр |
К таблице следует вывод.
Численность электромонтеров электротехнической службы определяется исходя из нормы обслуживания (Нэм), равной 100 у.е. на одного электромонтера в год [2].
Согласно [2] общая численность электромонтеров определяется:
Nэм = Qp.э/ Нэм . (3.7)
3.5 Планирование состава и определение величины капитальных вложений в ремонтно-эксплуатационную базу
Выполнение в полном объёме и с высоким качеством комплекса работ по техническому обслуживанию, ремонту и монтажу энергетического оборудования и электросетей невозможно без соответствующей ремонтно-эксплуатационной базы, оснащённой стационарными и передвижными средствами, к которым относятся: центральный пункт технического обслуживания и ремонта энергетического оборудования, куда входят: гараж для автомашин; электроремонтный цех; склад ремонтного фонда, запасных частей и материалов; кабинет руководителя ЭТС; учебный класс, раздевалка, туалетная комната, душ [1,2].
Капитальные вложения для ремонтно-эксплуатационной базы ЭТС рассчитывают как сумму слагаемых:
Кв = Кз+ Коб + Ктр. (3.8)
где Кз – капиталовложения в здания и ЛЭП, тыс.руб.,
Коб – капиталовложения в технологическое оборудование, приборы, одежду, тыс.руб.,
Ктр – капиталовложения в транспортные средства, тыс.руб.
В центральный пункт технического обслуживания и ремонта электрооборудования входят: гараж для автомашин, склад ремонтного фонда, запасных частей и материалов, кабинет руководителя ЭТС, раздевалка, туалетная комната и др.
Так же разрабатывается структура и характеристика элементов эксплуатационной базы. Полученные результаты сводятся в таблицу 3.6. и производится их анализ.
Таблица 3.6 – Структура ремонтно-эксплуатационной базы
Наименование объекта | Характеристика | Условия применения |
База ремонта электрооборудования 1 категории: Трансформаторные подстанции Линии электропередач Передвижные электростанции | ||
Передвижная бурильная установка БКУ | ||
Передвижная бурильная установка БКУ | ||
Грузовой автомобиль для перевозки электрооборудования | ||
Автомобиль для перевозки дежурного персонала | ||
и др. |
3.6 Разработка организационной структуры управления электротехнической службы
3.6.1 Структура и принципы управления
В процессе производственной деятельности между работниками предприятий и организаций и их структурными подразделениями (цехами, бригадами, отделениями, участками, службами и т. д.) устанавливаются постоянные или временные производственные связи. Эти связи носят информационный, технологический, кадровый, финансовый и управленческий характер [1].
Совокупность сотрудников (менеджеров) и звеньев (подразделений) системы управления, а также установленные между ними связи образуют структуру управления предприятием [1].
Структура управления находит выражение в схеме управления, составе менеджеров, взаимосвязях и соподчиненности звеньев (участки, бригады, цеха, отделения, службы и т.д.), штатных расписаниях, составе работников, положениях и должностных инструкциях. Структура управления отражает иерархию (субординацию) органов управления предприятием [1].
От структуры управления во многом зависит эффективность функционирования предприятия в целом. Структура управления каждого предприятия индивидуальна, она создается под воздействием внешних и внутренних факторов [1].
К внешним факторам относятся: общая политико-экономическая ситуация в стране; действующая законодательная база; экономическая ситуация энергетической отрасли; климатические и географические условия; территориальное размещение; уровень научно-технического прогресса; наличие средств связи и транспорта и др. [1].
Соответственно, к внутренним факторам относятся: цели предприятия; размер производства; уровень кооперации и специализации; организационное устройство; обеспеченность кадрами и уровень их квалификации; наличие стартового капитала и фондов; уровень технической оснащенности; применяемые технологии производства и т. д. [1].
На построение структуры управления предприятия кроме внешних и внутренних факторов существенное влияние оказывают факторы непосредственно управленческого характера: принципы и методы управления; форма собственности; правовой статус; уровень квалификации кадров; степень соответствия структуры управления структуре производства предприятия; степень централизации и децентрализации функций и т. д. [1]
Перечисленные и другие факторы постоянно изменяются, т. е. находятся в движении, что также необходимо учитывать при разработке структур управления. Кроме того, рекомендуется придерживаться определенных организационных принципов, выработанных теорией и практикой менеджмента. Рассмотрим основные принципы построения структуры управления предприятием [1].
Принцип управляемости требует оптимального соотношения числа менеджеров и подчиненных им работников. Например, считается оптимальным наличие у директора крупного предприятия от семи до девяти заместителей. Если их будет меньше, то директору не хватит времени для работы над перспективными проблемами, а если их будет более девяти — возникнут трудности с контролем за работой самих заместителей. Осуществление этого принципа на практике пока затруднено из-за отсутствия научно обоснованных норм управления для предприятий различных типов, видов, специализации и масштабов [1].
Принцип демократичности предполагает совершенствование структуры управления предприятием до такой степени, при которой обеспечиваются единоначалие и персональная ответственность за результаты принятых управленческих решений. Однако этот же принцип требует, чтобы одновременно руководитель привлекал подчиненных к управлению, учитывал их мнение, использовал коллективный ум и опыт [1].
Принцип системного подхода требует формирования управленческих решений с учетом всех целей функционирования предприятия [1].
Принцип правовой регламентации предполагает формирование всех структурных подразделений предприятия и управленческих решений с соблюдением действующих юридических норм и законов [1].
Принцип соответствия субъекта и объекта управления означает, что структура управления предприятием должна создаваться исходя из его особенностей [1].
Принцип адаптации требует, чтобы вопросы совершенствования структуры управления решались в динамике. Это обстоятельство предъявляет по отношению к проектируемой структуре управления особые требования: гибкость, адаптивность, информированность, способность быстро реагировать на изменение внешних и внутренних факторов [1].
Принцип специализации требует при проектировании структуры управления объединять однородные управленческие работы (маркетинговые, плановые, бухгалтерские, технические, учетные и др.) [1].
Принцип профессиональной регламентации предполагает проектирование структур управления с учетом профессиональных качеств предполагаемых менеджеров и их персональной ответственности за последствия принятых управленческих решений [1].
Принцип экономичности требует, чтобы затраты на управление были рационально-оптимальными. В рыночных условиях это означает, что эффективность системы управления в конечном итоге необходимо оценивать с учетом результатов деятельности предприятия в целом [1].
При проектировании структуры управления предприятием необходимо учитывать все перечисленные принципы в комплексе [1].
Известные схемы структур управления могут быть классифицированы по различным критериям. Однако наиболее часто выделяют два основных типа управленческих структур: бюрократический и органический [1].
Из схем бюрократического типа выделяют следующие виды структур: линейно-функциональные, линейно-штабные, дивизионные [1].
Из схем органического типа выделяют структуры: проектные, матричные, бригадные [1].
В историческом плане первым сформировался общинный тип структур, на смену которому в начале XXв. пришел бюрократический. Соответствующую концепцию подхода к построению этих бюрократических структур разработал немецкий социолог Макс Вебер. Он обосновал нормативную модель рациональной бюрократии, которая требовала внесения кардинальных изменений в ранее действующие системы оплаты труда, отчетности, передачи информации, отношений в коллективе. В основе бюрократической модели лежит представление о предприятии как об «организованной организации», предъявляющей жесткие требования как к людям, так и к структурам, в рамках которых оно действует [1].
Главное содержание структуры управления бюрократического типа — рациональность, ответственность и строгая иерархичность [1].
Четко сформулированные предписания по каждой работе (что необходимо делать и какими приемами) не оставляют места для проявления субъективизма и индивидуального подхода. В этом заключается принципиальное отличие бюрократической структуры от исторически предшествовавшей ей — общинной, где главная роль отводилась партнерству и мастерству [1].
Бюрократические структуры позволяют мобилизовать человеческую энергию и кооперировать труд людей при решении сложных проектов, в массовом и крупносерийном производстве. Однако бюрократическим структурам присущи следующие недостатки. Во-первых, бюрократический тип структуры не способствует росту потенциала кадров. Здесь каждый из работников использует только ту часть своих способностей, которая непосредственно требуется по характеру выполняемой работы. Во-вторых, если вопросы стратегии и тактики развития предприятия решаются лишь на высшем уровне, а все остальные уровни заняты исключительно передачей и исполнением «спускаемых сверху» решений, теряется общий управленческий интеллект. В-третьих, с помощью бюрократических структур очень сложно управлять процессами изменений, направленных на совершенствование работы. Функциональная специализация подразделений фирмы приводит к тому, что их развитие происходит неравномерно. В результате возникают противоречия между отдельными подразделениями структуры, несогласованность в их действиях и интересах, что в конечном итоге снижает эффективность деятельности предприятия [1].
Из структур управления бюрократического типа наибольшее распространение получила линейно-функциональная структура. Основу линейно-функциональной структуры управления составляет «шахтный» принцип ее построения (рисунок 3.1). Здесь по каждой подсистеме формируется «иерархия» служб («шахта»), пронизывающая все предприятие сверху донизу [1].
Результаты работы любой службы управления оценивают показателями, характеризующими реализацию присущих ей целей и задач. Для оценки служб, осуществляющих управление персоналом, используют такие параметры, как текучесть кадров, повышение квалификации, уровень дисциплины труда и другие. Соответственно строятся и системы материального поощрения, ориентированные, прежде всего, на достижение высоких показателей каждой службой. При этом конечный результат работы предприятия в целом становится как бы второстепенным, ибо считается, что все службы в той или иной мере работают на его достижение «почти одинаково» [1].
Рисунок 3.1 – Линейно-функциональная структура управления предприятием
Опыт использования линейно-функциональных структур управления выявил и другие недостатки структур этого типа: слабую восприимчивость к изменениям, особенно под воздействием научно-технического прогресса; «закостенелость» системы отношений между подразделениями и работниками аппарата управления, которые обязаны строго следовать правилам, традициям и процедурам; медленную передачу и переработку информации и даже ее искажение из-за прохождения множества инстанций для ее согласования и утверждения [1].
Линейно-штабная структура управления строится также по принципу функционального разделения управленческого труда. Главная задача линейных руководителей - координировать действия функциональных (технологических) служб, обеспечивая общие интересы предприятия [1].
Появление дивизионной структуры за рубежом обычно связывают с реформами в крупнейших корпорациях в 60-е годы XXв. Тогда, повышая гибкость и приспособляемость к изменениям во внешней среде, эти компании начали выделять из своего состава производственные подразделения с предоставлением им оперативной и тактической самостоятельности. Хотя в то же время все важнейшие (стратегические) функции управления оставались в ведении центрального аппарата управления компанией [1].
В фирмах с дивизионной структурой управления ведущими являются не руководители функциональных подсистем, а руководители производственных подразделений [1].
С введением дивизионных принципов структура управления предприятием (и входящими в него подразделениями) в основе своей остается линейно-функциональной, но одновременно усиливается ее иерархичность, т. е. управленческая вертикаль. В результате существенно уменьшается нагрузка на верхний уровень управления, который сосредоточивает внимание на стратегическом менеджменте предприятия в целом.
Структура управления органического типа возникла в последней трети XXв. Этот тип структур отвергает представление об эффективности предприятия как «организованной организации», работающей с четкостью часового механизма. Здесь, наоборот, считается, что органический тип структур позволяет сравнительно легко проводить радикальные изменения, обеспечивающие приспособляемость предприятия к реальным требованиям рыночной экономики [1].
Многие преуспевающие предприниматели и менеджеры в последние годы стали высказывать мысль о том, что в наши дни дискуссии и импровизации ценятся (стоят) выше планирования и ограничений, а следовательно, и поощрять необходимо противоречия и сомнения менеджеров, а не их «слепую веру», особенно если она имеет элементы догмы [1].
Структуры органического типа имеют три основных отличия от структур бюрократического типа: более высокую гибкость; меньшую зависимость от правил, традиций и норм; использование в основном групповой (бригадной) организации труда [1].
Органический тип структуры управления предполагает существенные изменения отношений внутри предприятия — отпадает необходимость в функциональном разделении труда, часто становится лишним нормирование труда, повышается ответственность каждого работающего за общий успех. Однако реальный переход к органическому типу структуры управления требует серьезной предварительной подготовительной работы [1].
Прежде всего предприятия должны принять меры к расширению участия работников в управлении предприятием. Затем необходимо ликвидировать функциональную обособленность подразделений, создать и внедрить информационные технологии, существенно либерализовать отношения между руководителями и подчиненными, радикально пересмотреть характер взаимоотношений с другими предприятиями (вступать с ними в кооперацию, союзы или даже образовывать виртуальные компании, где реализуются партнерские отношения, в том числе и с конкурирующими предприятиями) [1].
Необходимо отметить, что органический тип структуры управления находится лишь в начальной фазе своего развития и в «чистом» виде его используют пока немногие предприятия. Но элементы структуры управления этого типа получили весьма широкое распространение, особенно на тех предприятиях, которые уже эффективно функционируют [1].
Проектная структура создается при осуществлении предприятием различных крупных проектов, например, переход на выпуск новой продукции, модернизация производства, открытие филиалов, освоение новых технологий, строительство крупных или сложных объектов и т. д. [1].
Для управления каждым проектом обычно создается специальное подразделение - группа, временный творческий коллектив и т. д. Эти подразделения работают на временной основе, т. е. в течение времени, необходимого для осуществления проекта. В состав этих групп включают различных специалистов, как правило, на контрактной основе [1].
Матричная структура управления представляет собой «решетчатую» организацию, которая построена по принципу двойного подчинения исполнителей: с одной стороны, непосредственному руководителю функционального подразделения, а с другой — руководителю временной группы.
Обычно матричные структуры создаются не для всего предприятия, а лишь для его части, которая непосредственно внедряет конкретный проект. Опыт показывает, что матричные структуры управления весьма эффективны, хотя система двойного подчинения иногда вызывает проблемы с управлением и эффективным использованием кадров [1].
Бригадная структура управления является одной из распространенных разновидностей структур органического типа. Ее основу составляет групповая форма организации труда и производства [1].
Бригадная структура управления обеспечивает высокую производительность труда, значительное снижение непроизводственных затрат, быстрое внедрение новых технологий и техники, обновление продукции в условиях жесткой конкуренции [1].
К недостаткам бригадной структуры относят риск потери привычной управляемости со стороны руководства предприятием и сложности в горизонтальной координации работы нескольких взаимосвязанных бригад [1].
Кроме того, отдельные руководители весьма болезненно воспринимают полную хозрасчетную самостоятельность своих подразделений [1].
На малых и средних предприятиях структуру управления рекомендуется строить по двухступенчатой схеме: руководитель предприятия - бригадир (мастер или начальник участка), что обеспечивает повышение оперативности, качества, надежности функционирования аппарата управления и снижение затрат на его содержание (рисунок 3.2) [1].
Рисунок 3.2 – Двухступенчатая структура управления предприятием
На крупных предприятиях неизбежно выделение промежуточных подразделений (участков, бригад, отделений, цехов, служб и т.д.), через которые осуществляется руководство непосредственно исполнителями. Это связано, с одной стороны, с увеличением размеров производства, с другой - с низким уровнем специализации и концентрации производственных подразделений, с большой рассредоточенностью пунктов размещения рабочей силы, плохими дорожными условиями. Все это рождает трехступенчатую структуру управления (рисунок 3.3) [1].
Трехступенчатая структура управления используется на крупных предприятиях или в объединениях [1].
Рисунок 3.3 - Трехступенчатая структура управления предприятием
3.6.2 Структура управления производством
При однотипной структуре управления взаимосвязи и отношения между звеньями и работниками могут строиться на линейной или функциональной (технологической) основе либо на их комбинации (линейно-функциональной) [1].
Сущность линейной структуры управления заключается в том, что каждый работник управления выполняет все функции по руководству участком, а у подчиненного есть только один руководитель, и его распоряжения обязательны к исполнению (рисунок 3.4) [1].
Рисунок 3.4 – Линейная структура управления предприятием
При линейной структуре управления преимуществом являются единство и четкость управления, которые снижают дублирование функций и исключают противоречивость управления: увеличивается ответственность руководителя (менеджера) за действия его подразделения и за конечные результаты; решение принимается оперативно [1].
Недостатками линейной структуры управления считаются: высокие требования к руководителю (менеджеру), который должен иметь разносторонние обширные знания и опыт по всем функциям управления и сферам деятельности (от права, финансов до технологии); перегрузка информацией; большой поток документов, множество контактов с подчиненными, вышестоящими и смежными организациями [1].
С усложнением производства требуются специальные знания по каждой его отрасли и сфере деятельности. Это объясняет переход от простой линейной структуры управления к функциональной (технологической) [1].
Сущность функциональной структуры управления заключена в том, что для выполнения отдельных специализированных функций выделяют специальные (технологические) звенья или отдельных исполнителей (рисунок 3.5) [1].
Рисунок 3.5 - Функциональная структура управления предприятием
Функциональная структура управления имеет следующие преимущества: высокая компетентность менеджеров, выполняющих конкретные функции; расширение возможностей линейных руководителей в оперативном управлении производством [1].
К недостаткам функциональной структуры относятся: проблема поддержания взаимосвязей между разными функциональными службами предприятия; длительность процедуры принятия решений; необходимость соблюдения иерархии в структуре взаимоотношений; отсутствие единства действий между работниками функциональных служб разной специализации; снижение исполнительности работников, так как каждый из них может получать указания от нескольких руководителей; нарушение принципов единоначалия и единства распорядительства [1].
Вследствие развития производства происходило постепенное слияние линейной и функциональной структур управления. В результате образовалась линейно-функциональная (комбинированная) структура, которая соединяет преимущества двух структур управления (рисунок 3.6) [1].
Рисунок 3.6 – Линейно - функциональная (комбинированная) структура управления предприятием
Сущность комбинации линейных и функциональных связей на предприятии состоит в том, что по административным вопросам, т. е. по линии руководства, каждый работник подчиняется линейным руководителям, а по технологическим (функциональным) вопросам — соответствующим технологическим службам [1].
Как показывает опыт, только при условии рационального распределения работ и функций между линейным и функциональным персоналом возможно обеспечить реализацию преимуществ, заложенных в этой структуре [1].
Линейно-функциональная структура управления в ряде случаев становится громоздкой, не обеспечивает современного решения проблем, не обладает необходимой гибкостью и маневренностью [1].
Общими недостатками перечисленных выше структур управления являются слабая восприимчивость и приспособленность к рыночным условиям и к конкуренции. Эти и другие проблемы устраняются с внедрением программно-целевых структур управления [1].
Программно-целевая структура управления характеризуется организацией временных творческих коллективов для выполнения определенных программ (проектов) или решения конкретных задач. Их создание не разрушает целостности существующей структуры управления предприятием [1].
Программно-целевую структуру целесообразно создавать там, где рынок наиболее нестабилен. Ее преимущества следующие: обеспечивает системное научное управление; деятельность временных творческих коллективов можно оперативно переориентировать с учетом требований рынка; организуются группы специалистов, работающие по целевым программам - повышается значимость и расширяются функции службы маркетинга; значительно возрастает мотивация труда и повышается его производител