В ПОМОЩЬ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ
Чтобы понять, каким должно быть выпускное сочинение, нужно внимательно прочитать задание, даваемое в каждом КИМе:
напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Итак, исходя из задания, выпускное сочинение по русскому языку должно обязательно включать в себя следующие структурные элементы:
· формулировка проблемы анализируемого текста (только одной!);
· комментарий к выделенной проблеме;
· формулировка позиции автора текста по проблеме;
· ваша собственная позиция;
· два аргумента, доказывающих вашу позицию;
· заключение (вывод);
Как видите, сочинение представляет собой ваш диалог с автором исходного текста. Сначала вы формулируете над чем и как рассуждает автор, к какому выводу приходит, а затем излагаете свое аргументированное мнение по этому поводу.
Разберем каждый структурным элемент поподробнее.
О проблеме и позиции автора.
Проблема – это сложный теоретический (чаще всего нравственный) вопрос, который решает автор в своем тексте. То есть текст, который приведен в КИМе – это ответ на тот вопрос, ту проблему, которая была у автора в голове, когда он его писал. Наша задача – сформулировать этот вопрос, исходя из того ответа, который нам дан.
Проблем в тексте может быть несколько. Однако ваша задача – выбрать только одну и все сочинение посвятить только ей, не отвлекаясь на другие.
Разумеется, ответ на проблему, которую поставил автор, а затем мы озвучили в своем эссе, тоже должен быть отражен в сочинении. Это позиция автора, которая является ГЛАВНОЙ МЫСЛЬЮ ТЕКСТА.
Помня об этом, всегда обращайте внимание на следующие моменты:
· связаны ли выделенные вами проблема и позиция автора как вопрос и ответ.
Рассмотрим пример из конкретного сочинения.Вы задаете вопрос:
Можно ли манипулировать понятием справедливости? Этим вопросом задается автор предложенного для анализа текста.
Или формулируете повествовательным предложением: Автор предложенного для анализа текста ставит проблему манипуляции понятием справедливость.
Тогда позиция автора:
Человек не должен манипулировать справедливостью и другими общечеловеческими ценностями, так как нельзя уровнять понятия добра и зла.
· Дает ли автор ответ на вопрос, который вы сформулировали по тексту. Часто правильно найдя ключевые слова в тексте, мы неверно формулируем вопрос, подменяем его на другой, ответа на которого в тексте нет. Если мы видим проблему, но не видим позицию на нее (автор не выражает мнения по этому вопросу, не высказывает отношения к нему), значит мы неправильно выделили проблему, формулировку нужно уточнить.
Как выделить проблему в тексте? В первую очередь, необходимо определить, что за текст перед тобой – повествование, рассуждение или описание. Разобравшись с этим, не спеши формулировать вопрос, над которым рассуждал автор. Хотя «Формулировка проблемы» - это первый пункт уже готового эссе, но работу лучше начинать с позиции автора. В тексте – это главная мысль. Сформулируй ее четко и кратко – и получишь ответ, от которого уже проще будет сформулировать вопрос.
В позиции обязательно должны быть ключевые слова из текста, они же должны присутствовать и в формулировке проблемы.
А теперь по типам текста:
· В тексте-рассуждении обрати внимание на начало и конец текста. Часто ответ на вопрос кроется именно там: либо в виде вывода, к которому приходит автор, либо в виде тезиса, который он доказывает.
· В текстах-описаниях проблема связана с тем объектом, который описывает автор. Что главное в нем, на что автор хочет обратить наше внимание? Это и будет позиция автора.
· Текст-повествование связан с каким-то событием, поступком героя. Чтобы понять, в чем заключаются проблема и позиция, нужно найти и проанализировать главное событие текста, ответить на вопрос, какие качества персонажей раскрылись в этом событии. Какое явление/нравственное качество человека это явление обнаружило? Вот об этих качествах и явлениях будет идти речь в и проблеме, и в позиции.
Выделяя проблему и позицию автора, помните:
Проблема текста всегда связана с человеком, его внутренним миром, качествами или с внешним миром в соприкосновении с человеком. То есть нельзя сформулировать просто «проблема войны », должна быть фигура человека: «проблема влияния войны на жизнь человека », «проблема человека на войне ». Именно мир человека порождает проблемы, и автор имеет свое видение решения проблемы.
Важно видеть позицию автора, вне зависимости, выражена ли она прямо в тексте или дается опосредованно через систему авторских оценок, отношений, используемых средств выразительности (например, иронии).
Позиция автора всегда качается не только героев текста, но и каждого из нас, поэтому формулировать нужно соответствующе. Например, нельзя сказать в позиции, что автор осуждает жестокость своих героев (это уместно в комментарии), но можно сказать, что автор осуждает человеческую жестокость, считает, что она приводит к нравственной деградации (а вот этот тезис, в отличие от предыдущего, можно отнести к любому человеку, не только к героям).